Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Время преемников

| 16.07.2007 19:27


Помнишь, Постум, у наместника сестрица?
Худощавая, но с полными ногами.
Ты с ней спал еще... Недавно стала жрица.
Жрица, Постум, и общается с богами.
(Бродский, "Письма римскому другу")


"Хуй Сюн назван президентом корпорации Кисда"
(официальный пресс-релиз BenQ)


Почти все разговоры о развитии Интернета вертятся вокруг технологий. Синонимы этого развития - новые номера версий операционок, браузеров и веб-сервисов. Еще их называют "поколениями" - и вот тут я волей-неволей вспоминаю, что это слово означает более существенные перемены в человеческом сообществе.

Считается, что все клетки человеческого организма меняются за семь лет. Нечто похожее происходит со страной: через восемь лет должен меняться президент. Но есть еще промежуточные социальные организмы, где-то между страной и отдельным человеком. Например, интернет-компании. В них тоже должны происходить поколенческие перемены. Прошлый бум дот-комов в Рунете случился в 2000 году: видите, опять эти символические 7 лет на смену клеток.

Но данная колонка - не об отдельных чертах отдельного поколения. Про это уже достаточно сказано. И о новых пользователях-кидалтах, не понимающих, как их кидают. И о новых стратапщиках со своей западной идеологией "собрать из кубиков ЛЕГО и быстренько продать". Но это лишь разрозненная одноклеточная поросль. А сейчас речь о крупных компаниях - многоклеточных организмах, которые хотят выжить, невзирая на смену отдельных или даже всех своих клеток-людей.

Хотеть не вредно, но получается не всегда. Во-первых, возможна полная революция, то есть приход совершенно новых людей, безо всякого наследования опыта. Что нехорошо, потому что без опыта далеко не уедешь, откатишься в прошлое. Другой перегиб - старое поколение не дает расти новому. Тоже плохо, живой организм должен адаптироваться к меняющейся среде. Ну и наконец, существует наверное вариант, когда клетки-люди внутри компании сменяют друг друга таким грамотным образом, что и опыт наследуют, и нечто свежее добавляют.

Попробуем найти эти варианты в примерах, которые принес нам символический 2007 год.

Дети кукурузы: СМИ в Интернете

Для начала - о технологиях, чтобы было потом понятнее про людей. Весной я провел на РИФе круглый стол про гибридные СМИ, сочетающие в себе классические медиа и новые возможности Интернета. Тренд и вправду развернулся - бумажные газеты, много лет довольствовшиеся электронной версией класса "хомяк Васи Пупкина", в этом году дружным стадом бросились заигрывать с пользователями. Тут вам и блогообразный МК, и обЖЖившийся "Коммерсант", и округленные "Ведомости". На днях Izvesia.ru и Rian.ru открыли двери для ЖЖотов, а буквально сегодня "Афиша" тоже выкатила нечто вебдванольное.

Но это лишь технологии. Контейнеры для слов. Когда же дело доходит до содержания - тут перед нами чудесный случай одновременной кражи одной фотки тремя изданиями: МК, "Коммерсантом" и "Экспертом Онлайн". Да, воровали и раньше. Но тройное совпадение - это натуральный поколенческий прорыв. Сразу понимаешь, что за фасадом старинных изданий теперь сидят не въедливые бородатые журналюги прошлого, а юные девочки-копипейст, не вылезающие из жежешечки. Научить их другим вариантам работы - видимо, некому. Да и они сами не особенно хотят, потому что солидный издательский дом дал им и без того теплую позицию.

С фоткой Усачева еще что интересно - она наглядна. Отследить разрыв журналистских поколений по текстам - гораздо сложнее: "дети кукурузы" быстро набираются умных слов и обучаются текстовой мимикрии. Но если хорошенько присмотреться к статьям "Ведомостей" и "Коммерсанта", посвященным интернет-бизнесу, можно заметить, например, такой феномен - оказывается, у нас на всю страну есть только два-три человека, которые умеют оценивать интернет-проекты, причем почти все эти люди работают в "Финаме". Мне кажется, что когда очередное СМИ звонит им с такими вопросами - эти люди из "Финама" хихикают точно так же, как фотограф Усачев.

Есть еще такая отмаза, как самообучение. Дескать, дайте молодой шпане три-четыре года, и они всех порвут. Но что будет делать сама компания эти четыре года? Если нету ускоренной передачи опыта (попросту говоря, нету школы), то и движения вперед для компании не будет: энергия уйдет в повторение ошибок прошлого.

Хуже того - не поняв этих ошибок, новые менеджеры уже хватаются за "пользовательский контент". А у этого чудо-горшочка, с точки зрения СМИ, есть только один плюс - его легко включить. Все, больше плюсов нету! Кто будет фильтровать весь этот шум, чтобы получить из него вменяемый и легальный продукт? Если даже штатные-платные редакторы занимаются копипейстом - то бесплатный коллективный разум должен быть просто мега-волшебником в голубом вертолете, чтобы решить такие проблемы на массовом уровне.

Возвращение живых мертвецов: "Рамблер"

В районе 2000-го "Рамблер" всосал в себя кучу стартапов и выглядел как самая перспективная точка роста в Рунете. Снаружи то есть. Изнутри все выглядело иначе, об этом написал Ашманов.

Возможно, это плохая карма серверов или даже названия, но последующие смены руководства "Рамблера" только закрепляли его статус кладбища. Словно кто-то специально отбирал для управления очень пожилых (не физически, а вообще) людей, которые планомерно отказывавались от создания нового, заменяя эту работу на показушные покупки. Вместо развития своего поисковика - покупка лицензии Fast, вместо развития своей "Планеты.Рамблер"- покупка "Дамочки". И так далее, включая партнерки и лицензирование.

В результате "Рамблер" не только остался без инноваций, но и растерял то, что у него уже было - и проекты, и их руководителей, менеджеров второго эшелона, которым и стоило бы со временем перейти в первый. Но не дали. Сначала свалил игровой ресурс Daily Telefrag Миши Федорова - и именно благодаря этому остался живым. Упехи других уходящих тоже напрямую зависели от того, когда они соскочили. Бельский с гороскопами ушел вовремя, сделал свою компанию. А Бунин припозднился - пришлось сделать "Рамблер.Планету", а потом бросить ее. Соня Соколова задержалась еще дольше, и хотя работа в "Рамблере" позволила ей организовать множество партнерок со своими Звуками.Ру, а позже с магазином SoundKey - но это, прямо, скажем, не фонтан по сравнению с такими более независимыми и подвижными конкурентами, как AllTunes.com, победивший даже "Визу".

Вероятно, вскоре мы увидим загнивание последних вменяемых активов из того, что "Рамблер" скупил семь лет назад. Ресурсы Doktor.ru и Mama.ru, созданные Владимиром Волошиным, долгое время лидировали в своей нише - потому что "Рамблер" их не трогал. Но теперь, как уже отметили наши читатели, надвигается кердык. Благодаря гениальному плану Опзумера эти ресурсы сейчас возглавляет Юля Миндер, которая много лет воевала с ними за рекламодателей для собственного проекта MedPortal.ru (ранее Medmedia.ru и Mednovosti.ru). Этот проект-конкурент не принадлежит "Рамблеру" - угадайте, кто теперь победит.

Осталась еще Lenta.ru, в которой как раз наладилась смена поколений. Те, кто начинал проект семь лет назад, становились руководителями, обучали молодых и т.д. Как это удавалось? Да очень просто - туда не пускали манегеров из "Рамблера". То есть буквально не пускали. Просыпаются вдруг эти манегеры, приходят и говорят: а давайте назначим вашим начальником Ваню Засурского! А из "Ленты" говорят - это город Ленинград.

Но это еще до Опзумера было. А он по-русски не понимает. Ну значит, прощай "Лента".

Октябрята - будущие пионеры: "Яндекс"

"Яндекс" устроен как настоящая секта, которая очень заботится о своем выживании через свежую кровь. Cектантская мораль, которая и отвечает за сплочение коллектива, сразу и накрепко вбивается в головы новичков.

Взять такую характерную черту яндексоидов, как их китайская скрытность. Раньше с ней сталкивались в основном оптимизаторы. Но теперь она и в более свежих сервисах заметна. Я лично до сих пор не могу узнать, почему "Яндекс.Новости" почти никогда не помещают в свой раздел "Интернет" те новости, которые пишет "Вебпланета", целиком посвященная Интернету. Точно так же я не знаю, почему в рейтинге автономных блогов наше издание участвует лишь одним, самым редкообновляемым разделом "Мнения" - в то время как другие проекты участвуют там "полным сайтом" (например, Securitylab.ru, который ворует новости у нашего и многих других изданий).

Молчит секта "Яндекс", не дает ответов. При этом новое поколение менеждеров "Яндекса" все-таки умудряется делать нечто новое. Однако, завязнув второй ногой в корпоративном духе прошлого, эти ребята становятся похожи на последних (перестроечных) комсомольцев. Которые уже в открытую прокручивали сделки, совершенно не вписывающиеся в Моральный кодекс строителя коммунизма - однако продолжали прикрываться старой идеологией, со всей "заботой партии о народе". Эдакая двойная мораль как норма жизни.

Примеры? Ну вот оптимизитор Петренко, который с приходом в "Яндекс" перешел в разряд "белых и пушистых" - и теперь пафостно отчитывает других вебмастеров. Или блоговый спаммер Волнухин - он и мусорных роботов клепает, и в то же время отвечает за блогорейтинг. Еще смешнее звучит "забота о пользователях" в признаниях Романа Иванова - о том, почему "Яндекс" игнорирует запрет на индексацию блогов или легко обходит robots.txt. А самый чудесный пример такой "заботы" - это пользовательское соглашение Fotki.yandex.ru. С одной стороны, дружеский такой "сервис общения", а с другой - компания может использовать ваши фотографии "без необходимости получения специального разрешения пользователя и без выплаты авторского вознаграждения".

Можно, конечно, сказать, что такая двойная мораль - обычная болезнь смены поколений. Но мне кажется, что сектантство - не единственный способ воспитания. Поэтому поглядим еще одну картинку.

Побег из курятника: РБК?

Говорят, сотрудниками Google разрешается тратить 30 процентов рабочего времени на собственные проекты. Сотрудникам "Яндекса" этого делать нельзя. За исключением, конечно, случаев, когда "Яндекс" купил их проект - но таковых единицы. Однако, если проект полностью куплен холдингом, у авторов такого проекта уже нет былого стимула для работы - что показала история нескольких загнувшихся покупок "Рамблера".

Возникает вопрос, есть ли в Рунете еще какие-то варианты, чтобы новое поколение было в холдинге, но и своими проектами занималось с интересом, без корпоративного мозгоклюйства?

В статье про инкубаторы я уже признавался, что не люблю РБК. Однако нельзя не заметить, что с этим холдингом уже связана куча стартапов типа Mos2.ru или QIP, которые не похожи на классические контент-помойки РБК прошлого.

Кое-что об этой инкубаторной схеме было рассказано и в интервью Германа Каплуна, и в комментариях Михаила Гуревича. Сейчас "Медиа Мир" как стратегический инвестор участвует в двух десятках таких стартапов. Причем новые участники "инкубатора" - это проекты с очень небольшой посещаемостью. Связано это не с альтруизмом, а с ситуацией на рынке - большие проекты или уже нашли инвесторов, или являются слишком рисковыми для инвестиций. Поэтому "Медиа Мир" вкладывается в "выращивание цыплят" - причем не покупая проекты полностью, а оставляя авторам долю в качестве стимула.

Наиболее интересные детали сделок они, конечно, не озвучивают. А без деталей трудно что-либо прогнозировать о будущей самостоятельности этих цыпляток. Может, их в конце концов тоже скрутит "железная рука" какого-нибудь нового Опзумера. Или наоборот, они накопят сил и разбегутся. Или помрут от обжорства, никуда не убегая. Но пока, насколько я могу заметить, это новое поколение живет и развивается без особого "клейма корпорации". А меня интересует именно живое. Извините, товарищи гробовщики.

разделы: мнения |

Другие мнения

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost