Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июль 2012  
пн вт ср чт пт сб вс
           
8
15
16 17
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

День гейши: пособие для менеджеров

| 04.03.2010 13:11

3 марта в Японии - Праздник девочек. 8 марта в России - Женский день. Где-то между ними надо отмечать профессиональный праздник менеджеров Рунета. То, что большинство из них - пока мужчины, отнюдь не облегчает женскую долю их ебизнеса.

Наверное, это звучит вызывающе. Потому начнем с общих истин. Некоторое время назад в колонках "Вебпланеты" мы стали рисовать карикатуры на ролевые модели различных представителей российского интернет-бизнеса. Никакого особого плана у меня не было, но постепенно из этих эскизов собралось эпическое полотно с явным средневеково-феодальным уклоном.

Те, кто учился в школе, могут возразить, что феодализм - явление прошлого. Увы, нет. Во-первых, развитие общественных отношений последовательно: новый строй едва ли возникнет, пока не пройдены предыдущие этапы. В этом была ошибка "социализма в отдельно взятой стране". Во-вторых, не существует никакого абсолютного прогресса, который "все выше и выше". При распаде империи, либо при освоении новых Америк новые общественные отношения начинают строиться "снизу", с простых форм. Развал Союза, а также появление Интернета как раз и создают у нас такую ситуацию.

Давайте напомню, какие персонажи были уже представлены в наших карикатурах рунецкого феодализма:

- помещики, которые от скуки заводят себе театры из крепостных (инвесторы) и их посредники (инкубаторы);

- самородки-Кулибины, которые придумывают самоподковывающихся блох (создатели стартапов);

- ремесленники, требующие по десять золотых за каждое "лудить-паять" (разработчики);

- торговцы подержанными заморскими диковинками (маркетологи и сейлзы);

- огромная армия негритянских рабов (пользователи сервисов Web 2.0)

Кого тут не хватает? Того, кто способен связать всех этих людей в один веб-проект, ублажив каждого по-своему. Не хватает управленцев и руководителей. Или, по современной америкозной моде - менеджеров.

Не пой, красавица, при мне

"А каким простым кабинетным бездельем казалась позиция старшей феи со стороны! Столько сил, столько нервов было потрачено, чтобы добраться до этой должности! Поучиться у Кои? Да пожалуйста, лишь бы только подальше от утомительной персональной работы с клиентами. Правда, эти сектантки чуть не угробили юную фею своими курсами по развитию памяти, невербальной коммуникации и всяких техник внушения... Ну и что, это все? Теперь можно занять кабинет управляющей и положить усталые ножки на стол?"

("2048")

Грустные песни о том, что в Рунете не хватает менеджеров, я слышу давно. Раньше они исходили от людей, которые сейчас сами являются крупными руководителями. Большинство из них бывали за границей, откуда и привезли Интернет. Поэтому чаще всего в качестве причины отсутствия менежеров они называли национальные особенности. Ну типа, нет у нас, у русских, царя в голове и аршина общего в кармане. Есть разве что автомат Калашникова, но как инструмент управления он помогает не всегда.

Сейчас те же песни об отсутствии менеждеров запели даже дети. Ну понятно: они насмотрелись на легкие деньги современных западных веб-проектов, наслушались оттуда новых красивых терминов, и делают вывод - мол, такие устарелые мы, не внедряем новых прекрасных схем работы. А вот если бросить клич, то молодых прогрессивных менеджеров сразу сбежится целая стая. "Самое перспективное для молодого специалиста сегодня — наниматься на работу в качестве менеджера или ассистента менеджера (sic! сорок тысяч одних ассистентов!) небольшого проекта в одну из растущих компаний..., - пишут эти дети. - Новый руководитель обязан понимать, как работают социальные сети..." И так далее.

По-моему, в телерекламе печенья это было сформулировано ярче: "Девчонки, энергия Принца нам поможет!" И столь же дутым, как реклама, является данный призыв. Никто не будет бесплатно делиться энергией с вами, расслабленные жертвы fashion-индустрии. Наоборот - даже если у вас есть куча своей лишней энергии, вполне возможно, вы растратите ее впустую.

Последние 10 лет я только и делал, что работал в знатных рунецких проектах. Кое-где руководил. И вот что я вам скажу: куча таких проектов закрылись вовсе не из-за отсутствия в них прогрессивных менеджеров.

А причины бывали самые разнообразные. Например, владелец проекта поругался с властями и улетел в Испанию (вариант: в российскую тюрьму и увлекся там пошивом одежды). Или несколько совладельцев поругались между собой. Или девушка инвестора заявила, что хотела не такое, а "розовое с кружавчиками". И еще десять тысяч таких же причин.

Точнее, поводов. Потому что главная причина неудач веб-проектов - их виртуальная необязательность. Интернет в России до сих пор - необязательная игрушка. Что это за цифровой товар? Полезная информация? Да много ли ее? Точнее ли она, чем в телефонной сравочной? Нет, основная ее часть - это развлекательный контент.

Или может, новые сервисы коммуникации? А чего нового? Лидеры рынка - портал с мылом и портал с аськой. Лидер по шуму в СМИ - компания, купившая право вешать рекламу в ЖЖ. И мыло, и аська, и жежешечка - технологии десятилетней давности. Да, с годами в них появился ряд удобств: можно нажать одну кнопку вместо трех. Но для отечественного потребителя это не так критично, чтобы за это платить. Это не колбаса и не жилплощадь.

Вот и выходит, что при наличии любого повода к прекращению банкета веб-проект легче забросить, чем развивать или перепродавать. Владелец бензоколонки не бросит ее только потому, что его девушке не понравился запах бензина. А виртуальный проект - можно. Если не забросить, так переделать все к чертям по новой моде. Которая, опять же, очень виртуальна, необязательна: другие картиночки, другие софтиночки... и другие сотруднички.

Быть менеджером в таком бизнесе - хуже всего. Уходящий дизайнер по крайней мере сохранит картинки в своем портфолио и покажет новому заказчику. Журналист покажет свои статьи новому издателю. У программера остаются исходники многих кодов, кое-что можно использовать на новом месте. Их товар - хоть как-то овеществлен, хоть как-то остается при себе.

А товар менеджера - это ответственность за весь проект, за всю работающую связку реальных людей. Что у него останется, если эту связку развалить так же легко, как сменить цвет фона на сайте? Кому нужна такая виртуальная карьера? Ну, скорее всего тому, кто живет по принципу "бери деньги и беги".

Станешь ли моим... на целый час?

"Чем больше я росла в профессиональном плане, тем больше разочаровывалась в непримиримой архаичной системе и пыталась провести реформы... Однако я столкнулась с таким количеством препятствий, что в конце концов решила отказаться от попыток и отступить, что и сделала, к ужасу окружающих. Я ушла на пике своего успеха, когда мне было двадцать девять лет. Я закрыла дом гейш Ивасаки, потом упаковала бесценные кимоно и покинула Гион Кобу. Я вышла замуж, и теперь у меня есть семья".

("Настоящие мемуары гейши")

Предполагается, что в финале я должен рассказать, как улучшить ситуацию с менеджерами в Рунете. Но я так делать не буду. Это был бы слишком женский подход. Ну знаете, такая классическая удочка любовниц, стремящихся стать женой или хотя бы получить норковую шубку: "Нет, все отлично, но вот если бы еще..." - и далее прозрачные намеки.

Лучше я расскажу, как выживают сами менеджеры, если ситуация не меняется. Во-первых: вопреки западным стереотипами, гейши в древней Японии вовсе не были проститутками. Это вообще другой рынок, где больше ценилось владение "пятью искусствами", а не голый секс. Настоящая гейша должна хорошо танцевать, играть на музыкальных инструментах, проводить чайные церемонии, поддерживать беседы практически на любые темы, и так далее. Зачастую именно гейши разруливали серьезные политические конфликты. А в школах юных гейш дисциплина была жестче, чем в школах MBA. Короче, это были реально крутые телки. Для дальнейшего изучения темы рекомендую будущим менеджерам Рунета книжку "Настоящие мемуары гейши" Минеко Ивасаки (а вот фильм не рекомендую - там как раз попса западная).

Но есть одно явное сходство гейш с куртизанками. Их главная профессиональная заповедь - не влюбляйся в клиента. Иначе возникут неприятные последствия, которые описаны в прекрасной песне группы "Виагра": мужик заказал девушку на часок, а она начала за ним бегать с цветами и ножами. Нафиг-нафиг.

Опытные рунецкие менеджеры среднего и топ-звена давно уяснили эту заповедь. Вы можете посмотреть по их резюме, как легко они фланируют с одного проекта на другой. Даже если такой менеджер проработал целый год в одном проекте, это еще не значит, что он никуда не собирается. А значит лишь, что из десятка поступивших за этот год предложений ни одно не было для него более привлекательным. Привлекательность же, как правило, связана с более практичным, заземленным бизнесом. Телекомы, или даже бумажные СМИ. В идеале - тихая газпромовщина. После всех этих безбашенных сетевых стартапов, ага.

Два других варианта движений менеджеров связаны с разрешением главного конфликта их работы: достижением гармонии между ответственностью и заинтересованностью. Ведь в управлении чужим проектом ответственности много, а кайфа от результата может не быть никакого, потому что проект - чужой. То есть менеджеру надо либо убавить ответственности, либо прибавить личной заинтересованности.

Первый путь ведет к позиции "консультанта". Проект по-прежнему чужой, но ты и не паришься с его реализацией. Просто даешь советы. А кто их будет выполнять и как - уже не твоя забота. Практически, это высшая каста гейш. У японцев это называлось красивым словом "тайфу". Прилетела, ошеломила, улетела.

Второй путь - собственный бизнес или доля в бизнесе. В таком проекте можно и ответственным стать на много лет, когда вкалываешь за свое-кровное. Хотя этот путь довольно геморройный для России. Требует вовлечения дополнительных специалистов, в первую очередь - по финансовым и юридическим вопросам (с юристами у нас вообще мало кто догадывается пообщаться до запуска интернет-проекта). Короче, дело рисковое. Но стоящее. К тому же такой подход переведет вас в статус кормящих матерей - а при нашей демографической ситуации это почетнее, чем гейша.

В общем, с праздником, девчонки!

разделы: мнения |

Другие мнения

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2012 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost