Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июль 2012  
пн вт ср чт пт сб вс
           
8
15
16 17
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Александр Бельский: "Платный контент должен быть качественней"

Алексей Андреев
Деньги | интервью | 07.11.2006 16:14

Большинство контент-проектов Рунета живут за счет рекламы. Но есть и такие, кто неплохо зарабатывает на продаже собственных материалов. Именно о перспективах подобных бизнес-моделей, а вовсе не об астрологии, "Вебпланета" решила поговорить с Александром Бельским, руководителем проекта Astrostar.ru.

- Скажи, ваш проект кто-то инвестировал? Или вы самостоятельный такой "стартап"?

- У нас, можно сказать, "анти-стартап". Проект делался целиком на собственные деньги - мои и партнера, Аркадия Акулова. Было несколько предложений по инвестированию, но мы решили, что справимся сами. Хотелось сохранить фокус на окупаемости, решать все самостоятельно и как-то "быть в тонусе" - "капитала" как такового за спиной не было.

Сейчас проект делает небольшая команда - в штате 10 человек, и мы хотим как можно дольше сохранять уютную и эффективную атмосферу небольшого коллектива. А вот аутсорсеров достаточно много. Ну и уже больше 1,5 миллиона пользователей-клиентов.

Мне кажется, многие стартапы губятся на фазе написания бизнес-планов. "Писать - так писать!", сразу по максимуму показать, "как все будет круто". Но потом фокус внимания уже окончательно переходит на реализацию имперских бизнес-планов, точнее, их имперской расходной части. Ну и это занятие настолько увлекательное, что про доходную часть как-то забывается.

- А у вас как с доходами?

- А мы действовали "по-тихому". Идее проекта на днях исполнился год - а запустились мы только в конце марта. И сейчас, за 7 месяцев работы, не только вышли на операционную окупаемость, но и покрыли все первоначальные вложения. Так что, проект уже вполне прибыльный!

- Почему гороскопы? Личное увлечение?

- Скорее, "корыстный расчет". Астрология - чрезвычайно популярная тематика, входящая в ТОП10, если не в ТОП5 поисковых запросов. При этом, видимо в силу своей "странности", в этой рыночной нише не было ни одного игрока, строящего свой проект как бизнес. Существуют весьма уважаемые сайты с высокой посещаемостью, однако этот траффик не очень эффективно конвертировался в деньги, даже через продажу рекламы.

Кроме того, я много лет назад проектировал "Гороскопы на Рамблере", и у моего партнера Аркадия Акулова был крупный астрологический сайт. Так что мы, как говорят, "в теме".

- А сейчас у вас какие отношения с "Рамблером"?

- Мы поставляем на "Рамблер" астрологический контент, который пишет наша команда астрологов, предоставляем платные услуги, работаем с аудиторией (отвечаем на вопросы пользователей и пр.). "Рамблер" в последний год весьма серьезно подошел к этой тематике, у этого проекта появился квалифицированный руководитель, который его развивает. Это хорошо видно по трафику, сейчас это самый популярный астрологический ресурс.

- Но вы не ограничиваетесь одним порталом?

- Конечно, у нас партнерская программа, по которой с нами работают многие сайты. Они обеспечивают продвижение, а мы, действуя как их раздел - обеспечиваем контент-наполнение, регулярное обновление, технический движок. Короче, все "от и до". Так работают Eva.ru, MK, Cosmo, АиФ, многие региональные сайты.

Думаю, партнерские программы - это здорово! Это позволяет использовать замечательную возможность Интернета - сверхпроводимость информации, немыслимую скорость доставки идеи до потребителя. Достаточно делать "очень хорошо" только что-то одно - а Сеть это распространит практически сама и с феноменальной скоростью. Ведь в оффлайне, даже если ты "Евросеть" или "Эльдорадо" и очень хорошо торгуешь телевизорами или мобильниками - для быстрого роста надо уметь находить выгодные точки, арендовать их, обеспечивать логистику и доставку товара, гарантийное обслуживание и поддержку маркетинговых отношений... Надо уметь это все, ведь "по принципу партнерской программы" тебе не дадут площадь в торговом центре.

А в Интернете идея "сети дистрибьюции" легко воплощается через создание дополнительного ресурса для партнеров, который можно полноправно включить в их проект - эдакий "кубик Лего для вебмастера". Наверное, первый успешный пример в Рунете - это "Мамба". И мы тоже постарались взять лучшее из этой концепции.

- Как вы пришли к нынешней схеме оплаты за контент через SMS?

- Ну, к ней не требовалось далеко ходить - к сожалению, на сегодняшний день в России это единственный массовый метод совершения дистанционных микроплатежей. Я думаю, охват "интернетизированного" населения России сотовыми телефонами можно уверенно считать 100%-ным.

Но у этого механизма есть минусы. Во-первых, это все-таки не совсем инструмент оплаты. Во-вторых, крайне велика доля оператора сотовой связи. Есть и другие, технические сложности. Впрочем, нам несколько проще - мы продаем не мобильный контент, как таковой, а интернет-услугу. И в любом случае, мы будем расширять возможности оплаты.

- Сейчас вокруг SMS-сервисов очень много негативных стереотипов. Да и на самом деле, очень мало сервисов, которые дают в ответ на SMS какой-то вменяемый контент. С чем это связано?

- С природой SMS. Ведь в 140 символов латиницей или 70 кириллицей ничего толкового не засунешь. А деньги пользователь платит заметные - все-таки, за 1-2 доллара можно журнал купить какой-нибудь. То есть, ценность услуги по SMS очень часто неадекватна цене. Да и многие пользователи не сразу понимают, что за их SMS списываются деньги. Отсюда и негативный "осадок"! Тем более у пользователя Интернета, который привык получать массу
бесплатной информации.

- А каков ваш подход?

Мы оказываем услуги в Интернете - то есть, сделав заказ, пользователь получает доступ к материалу на сайте в сети, здесь нет технических ограничений. Но зато при этом и пользователь находится не в "информационном вакууме" офлайна: в Интернете мы конкурируем со всей бесплатной информацией, доступной "в один клик". Так что наши услуги должны быть действительно настолько интересны, чтобы за них платили. Поэтому все общие гороскопы и прочий контент, который можно достать в Сети, мы предлагаем бесплатно, и только персональные услуги стоят денег.

- Ты говорил о недостатках оплаты через SMS. Какие альтернативы в ближайшем будущем Рунета вообще? Ну и применительно к вашему проекту?

- Нам, как продавцам, интересно подключить максимальное количество платежных систем. А что будет наиболее актуальным в будущем - трудно сказать.

Лично мне не очень симпатична идея электронных денег. Мне думается, это некая временная, тупиковая ветвь - ты купил электронных денег, но потратить их можешь только в сети, да и не на все. Гораздо приятнее просто платить с банковского счета, с карточки - и распространение пластика в России сейчас идет активно. Хотя, по защищенности и анонимности электронные деньги, конечно, имеют преимущества и определенную нишу занимать будут.

- А когда, по-твоему, лопнет пузырь Web 2.0 и интернет-бизнес опять повернется лицом к идее "просто качественных контент-проектов"?

- Скоро! Web 2.0 как идея "пользовательского контента" вполне замечательна - люди хотят и будут самовыражаться, а другие - смотреть на это. Вот только стоимость заборов, на которых пользователи что-то пишут, на мой взгляд, сильно завышена. Суметь предложить пользователю этого забора что-то купить - это вполне себе отдельная задача, часто не менее ценная и сложная, чем сам забор, около которого возникла тусовка-коммьюнити. Мне не нравятся проекты, привлекающие аудиторию ради аудитории. Но если сразу понятно, что ей предложить, что ей интересно, почему она будет за это платить - отлично!

- У вас работают профессиональные астрологи - но ведь наверняка можно перенести ту же модель на любых других экспертов. Планируете ли вы развиваться в эту сторону? Или в других предметных областях есть какие-то "подводные камни"?

- Астрология, как ни странно, достаточно строгая дисциплина - есть физика движения небесных тел и есть интепретация всего этого. И наши астрологи создают огромный массив интерпретаций. После чего сама услуга, то есть все расчеты планет и подбор корректных интепретаций для каждого конкретного человека, оказывается уже в автоматическом или полуавтоматическом режиме. И только пользователь, обратившийся к нам с каким-то вопросом или разъяснением, получает "рукопечатный" ответ. Модель расчета непростая, база интерпретаций очень велика, но после запуска услуги все достаточно хорошо масштабируется. Поэтому мы и можем обрабатывать тысячи заказов в сутки.

В случае же индивидуальных консультаций экспертов есть немало сложностей. Нам бы хотелось организовать такие консультации. Но пока мы не полностью понимаем, как предоставить клиенту действительно качественное общение с экспертом за разумную цену, сохранив при этом рентабельность и масштабируемость предприятия. А идея с "вольными волонтерами" подходит далеко не для каждой тематики, да и качество услуг контролировать весьма непросто. Но мы видим интерес пользователей к онлайн-консультированию и движемся в этом направлении!

- А насколько важна привязка клиента к Вебу? Вот скажем, в сервисе MamaSMS.ru тоже используется интернет-сервер, но весь контент идет к пользователю через мобильник, на сайт ходить не надо. Да, размер SMS-сообщений ограничен. Но ведь уже есть способы закачивать в телефон более крупные материалы - мобильная почта, Java-книги...

- Мы вообще задумывали Astrostar не как интернет-проект, а как такую нишевую компанию. Просто начали с онлайна, он понятнее... Что касается мобильников - да, все это есть. Но все-таки хотелось бы верить, что в ближайшем будущем мобильные устройства научатся хорошо читать сам Веб. Собственно, коммуникаторы это уже делают.

Другое дело, психологический аспект - что человек захочет читать таким образом? Читать большие тексты на экране телефона затруднительно. И если это не вопрос жизни и смерти, а познавательно-развлекательная информация, то скорее всего, ее не захочется так читать. Так что, я думаю, мобильные версии любого контента важно адаптировать не только технически, но и смысловым образом.

- Есть, кстати, еще такой вариант нео-архаичного бизнеса, который можно назвать "Веб Минус-Один". Это когда контент создается в Интернете, но к потребителю попадает в неком классическом варианте - скажем, в виде персональной бумажной газеты. Про такое направление вы думали?

- Ну, с оффлайновыми СМИ мы работаем, наш контент печатают. А что касается персональных услуг - да, у нас есть четкое понимание, как можно предложить наши услуги в оффлайне. Думаю, скоро мы это выпустим. Но это будет совсем не газета - нужно еще "вкусно завернуть" эти услуги.

Только вот до твоего новаторского термина "Web -1.0" это, наверное, не дотягивает - просто оффлайн-реализация онлайн-заказа. Это делает даже Nike, по-моему: там можно какие-то кастомные кроссовки заказать по Сети, выбрав на сайте, что будет на подошве написано...

- Нет, я имел в виду полную незаметность Интернета. Когда заказчик даже не в курсе таких вещей, как "браузер", "сайт" и т.д. И не надо ему всего этого, если дать более простой интерфейс. Скажем, он идет к любимому идолу, бьет поклон и произносит вслух просьбу к богам - и завтра ему с неба падает записка-предсказание. А то, что запрос шел на сервер, через программу астролога, оттуда гороскоп пересылался локальному печатнику-переплетчику - все это не видно. Полностью "магический" такой сервис, это и есть Веб Минус-Один!

- Ну да, то есть полностью развести нетократов и консьюмериат по разные стороны баррикад... Опасно это. Одичают, поймают и съедят!

разделы: интервью | Деньги

Другие интервью

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2012 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost