Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Звезды РИФа: первый день

Леха Андреев, Маша Форманюк
Жизнь | репортаж | 07.04.2007 20:43

Сегодня закончился Российский Интернет-форум 2007. Полное описание всех его мероприятий и докладов заняло бы очень много времени. Поэтому "Вебпланета" решила рассказать лишь о тех людях, которые удивили именно нас. Понятно, что каждый из участников нашел на РИФе что-то свое, а для кого-то вообще все было в новинку. Но мы варимся в этом сетевом бульоне уже давно - так что заранее извиняемся, если наш выбор звезд покажется вам странным.

Голос Сверху

Не успели мы приехать на РИФ, как сразу услышали разговор двух известных деятелей Рунета: "А ты видел этот клевый мультик про андроида?" Говорилось о чем-то явно очень замечательном. Сначала мы думали, это какой-то новый образец рунецкой культуры, вроде Преведливого Медведа. Но оказалось, речь идет о видеообращении Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ С.М. Миронова к участникам РИФа.

Текст приветствия не так зажигателен, как видео. Но не переживайте: уже месяц Совет Федерации транслирует на своем сайте все свои пленарные заседания. Миронов предложил всем проверить это тринадцатого апреля, во время очередного заседания.

Письменные договоры убьют Рунет?

Секция по авторскому праву под руководством Тимура Аитова была, пожалуй, самой острой. Шутка ли - предложен отличный способ заработка для всех пишущих людей! Публикуешь свои тексты на множестве сайтов, а потом подаешь на все эти сайты в суд. Получаешь деньги, и повторяешь процедуру. До тех пор, пока все сайты не закроются.

Такая прекрасная схема вырисовывается из поправок к IV части Гражданского кодекса, которые должны вступить в силу с нового года. Руководитель проекта Копирайт.ру Василий Терлецкий объяснил публике, что теперь отношения издателей с авторами в Интернете придется оформлять в виде письменного договора. Ни устного, ни электронного - только письменного. Понятно, что подавляющее большинство сайтов не имеют таких договоров.

Антон Серго, президент юридической фирмы "Интернет и Право", разгромил все наши вопросы о том, можно ли обойти эту диковатую схему бумажных договоров. Открытые лицензии? Нет, российское право не признает открытых лицензий, это американское изобретение. А в России автор не может управлять своими авторскими правами, отдавая продукт в свободное распространение. Вернее, он-то может - но издателю или распространителю все равно вилы: нужны письменные договоры и прочие заморочки, которых требует копирайт.

"Но ведь российский закон даже не знает, что такое сайт! - удивились мы. - Может быть, сайт не зарегистрирован как СМИ. Или вообще не является контент-проектом, а является сервисом коммуникации".

Увы, и тут Антон добавил пессимизма. По его словам, российское законодательство пользволяет определять "сайт" самыми разнообразными способами. Например, сайт - это "программа для ЭВМ". Или "база данных".

В заключение нас совсем убил Антон Кузнецов из Управления К (МВД РФ). Он заявил, что даже за размещение гипер-ссылки на контрафактный продукт могут сажать. Потому что это "доведение до всеобщего сведения". Причем умышленное. Потому что ссылка - это "транспорт". То есть не просто хранение, а еще и транспортировка. Явное преступление.

Одно светлое пятно во всем этом грядущем ужасе - юристы не приводили никаких конкретных примеров, они только пугали буквами закона. И даже по вопросу о нашем национальном герое Поносове они так и не пришли к единому мнению.

Колобок спасет мир

Мы еще раньше заметили в секции про литературные сообщества необычный доклад - о коллаборативной фильтрации. Ясно, что ни один русский литератор никогда не употреблял в своем творчестве такого выражения. Да и вообще редкий гуманитарий договорит это термин до середины без запинки (нами был предложен заменяющий термин - "колобок"). Однако именно о коллаборативной фильтрации рассказывал литеролюбам Андрей Акопянц, руководитель проекта "Рекомендата".

Суть этого сервиса для культурных людей: пользователи ставят оценки определенным произведениям искусства (книги, фильмы и т.д.). Но оценки эти не плюсуются в общий линейный рейтинг, а хранятся как индивидуальный пользовательский профиль (вкус). Когда кто-то ищет, чего бы почитать новенького, система подбирает ему людей со схожим профилем (вкусом) - и рекомендует то, что нравится именно этой вкусовой группе. Таким образом, "Рекомендата" обещает спасти нас от засилия попсы, которая вечно лезет наверх из-за ухудшающего отбора (в обычных массовых рейтингах лидируют самые примитивные вкусы толпы).

Но мы-то знаем, что русские интернетчики с трудом понимают такие идеи, о которых не написано в западных газетах. Потому мы сразу спросили у Андрея о зарубежных аналогах. Их он назвал два. Во-первых, Amazon.com с книжками - там рекомендации в духе "С этой книгой также покупают...". Во-вторых, компания Netflix, которая утверждает, что благодаря системе рекомендаций Cinematch ей удается выдавать в прокат 20 тыс. видеофильмов - из всех ее 30 тыс. фильмов, вращающихся в прокате.

Правда, этим ответом Андрей вырыл себе яму для следущего нашего вопроса. Оба примера связаны с конкретным бизнесом в конкретной области - а русская "Рекомендата" предполагается как общий сервис, не привязанный к магазину или видеопрокату. Как же она будет зарабатывать? По словам Акопянца, способов много. В частности, за рекомендации можно брать деньги. Но будут ли их давать - это еще вопрос. В любом случае, проект еще не вышел в какой-либо версии, чтобы обсуждать детали. И прямо скажем, тормоза эти подозрительны: мы знаем об этом проекте уже больше года, но где же он? Акопянц обещал презентацию в середине апреля.

В этой же секции Олег Колесников поведал, как пиратские библиотеки Рунета станут в этом году белыми и пушистыми - но про это "Вебпланета" уже рассказывала. На снимке Колесников слева, Акопянц справа.

Шаманы второй свежести

Докладчики секции "Интернет-реклама: что год грядущий нам готовит?" не стали особо заморачиваться со свежими идеями. Они, как обычно, читали мантры с большими цифрами, традиционно молились на приход крупных рекламодателей, и чисто по-попугайски раг, гоздували шум вокруг западных рекламных пузырей, которые якобы должны поразить Рунет: поведенческий соц-демо-гео-таргетинворящие баннеры и вирусное опыление блогов. Один Дмитрий Ашманов перед своим докладом честно предупредил - "тем, кто был на eTarget, придется 5-7 минут потерпеть".

Практическим подходом порадовали игровики: Давид Шостак из Gameland рассказал о преимуществах "плотного комьюнити", на которое стоит ориентироваться владельцам специализированных площадок. Но об этом уже рассказывали и на прошлом КИБе, и в нашем игровом разделе.

Что касается года грядущего, наибольший ажиотаж слушателей вызвали обещания Сергея Кедрова из Spylog "пометить весь Рунет" счетчиками OpenStat. По словам Кедрова, такие метки уже поставили себе "Яндекс", "Битрикс" и Ставка.ру. Но польза от этого так и осталась неясной.

На этом скучном фоне трендсеттером года чуть не стала Мамба.ру - под зажигательные речи Александра Денисенко из зала даже посыпались благодарности по поводу устроенной личной жизни. Прежде, чем его обвинили в использовании гипнотических приемов по "мамбизации секции", Александр сообщил, что 50% из девяти миллионов "мамбированных" уже согласны получать рекламные сообщения.

Правда, в итоге все вернулись на землю - главной проблемой, которую предстоит решать в 2007 году, была названа проблема контента тех сайтов, на которые ведет реклама. Плюс отсутствие адекватных механизмов расчета стоимости интернет-рекламы, где до сих пор платят за показы и клики - вместо выплаты комиссионных за реальные продажи.

Русский на Гугле

Облако юных участников РИФа, кучковавшееся на стенде Google, плавно переместилось туда, где под видом заявленного tech talk произошла очередная жизнерадостная презентация "зеленых" традиций Google и сервисов, русифицированных за год существования российского представительства корпорации.

Вообще-то гугловские tech talk'и, начавшиеся в этом году в России, предполагают более серьезное погружение в "tech". Но здесь все было проще. По-калифорнийски улыбчивый Сергей Бурков (руководитель московского центра разработок Google) пересказал создателям стартапов мозолистую историю о том, как Сергею и Ларри явился "ангел" с чеком на $100 тыс.

Нас очень впечатлили тонкости руссификации самого Сергея Буркова: он так мило говорит - не "в Интернете", а "на Интернете"! Специально для "Вебпланеты" Сергей сфотографировался на фоне другой лингвистической причуды: известного знака "У нас не матерятся!"

Впрочем, некоторые слушатели были более прагматичны: они не велись на истории о бананово-силиконовом рае и русифицированном тулбаре, а интересовались, "как Google выбирает компании, которые он покупает". Пара человек тут же договорились обсудить с Сергеем свои планы слияния с Google по окончании мероприятия.

СМИ без людей

Главред "Вебпланеты" Алексей Андреев сразу заявил, что его секция будет контр-революционной. Хватит кричать про вебдванольные игрушки вроде блогов, называя их альтернативными СМИ. На самом деле это большая куча мусора. И у классических СМИ тут есть шанс проявить свою школу. В результате должны получиться новые "умные СМИ", организованные по гибридному принципу - все лучшее и от классики (отбор, аналитика), и от Интернета (пользовательский контент).

Кому нужны такие СМИ? В качестве примера была приведена история с итогами года. После составления своего новогоднего списка из сотни главных событий Рунета-2006 "Вебпланета" обнаружила, что ни в каких других изданиях ничего подобного не делается. А между тем у нас инвестиционный бум - но инвесторы даже не знают, что им покупать.

В деле создания гибридных СМИ было названо два возможных перегиба. Либо классика тянет одеяло на себя ("Эхо Москвы" закрыло свой интернет-форум), либо очень резкое "интернетизирование" издания дает типично сетевые минусы (пропажа архивов "Известий" при очередной переделке сайта издания).

В остальных докладах было обещано осветить тему новых СМИ по трем направлениям: новые форматы, новые инструменты и новые люди (профессии). Правда, ведущий сразу оговорился, что доклада о людях не будет - потому что их нет. Журфаки страны поставляют лишь девочек для глянца. А все, кто действительно работает в этих новых профессиях (сетевые мониторщики, трендхантеры, архиваторы) - это самородки.

Тема нехватки кадров прошла красной нитью через все остальные доклады. Александр Леонтьев из "Известий" рассказал, что электронная версия издания требует учитывать интересы новой аудитории, которая видит разные интересные фичи на других сайтах, и ждет того же от "Известий" - флеш-ролики, подкасты и т.д. Для этого издание будет нанимать специальных людей, разбирающихся в этих вещах. Но их, увы, нигде не готовят.

Роман Романюк показал в своем докладе интересные схемы "связывания" бумажной газеты "Деловой Петербург" и портала DP.ru - в частности, анонсирование в газете дополнительного контента типа видеороликов, размещаемых позже в интернет-версии. Причем таких роликов, которые не покажут по телевизору (в качестве примера - ругающаяся Валентина Матвиенко). Одако и здесь та же проблема: классического пишущего журналиста трудно заставить носить с собой камеру, и DP.ru само обучает этому своих сотрудников.

Еще одну новую профессию будущего описал Станислав Тактаев (компания "Сумма технологий"). В его схеме медиа-бизнеса будущего между автором и потребителем нету классических посредников-издателей. Авторы передают свои творения на некую "биржу контента". Оттуда контент попадает к потребителю через специальных "паковщиков", которые затачивают продукт под желаемый формат (например, для мобильных телефонов). Стас привел хорошие примеры уже существующих площадок-бирж авторского контента - а вот примеров "паковщиков" ему найти не удалось.

На этом фоне некоторым особняком стоял доклад Виктора Солопова ("Авикомп Сервисез") про использование семантических сетей в анализе материалов СМИ. Кажется, аудитория не очень поняла его. Хотя примеры приводились яркие (скажем, аналитический отчет "Что мы знаем о Google"). Среди заказчиков подобной аналитики были названы ФСБ и другие федеральные агентства, поэтому ведущий секции повернул диалог в сторону "когда же эти шпионские технологии будут доступны обычным интернет-журналистам?".

Выяснилось, что такие заказчики тоже есть. Однако отсутствие серьезных вопросов по этому докладу опять наводило на мысль, что все упирается в людей. Ведь кто-то должен уметь пользоваться этими инструментами. Иначе они так и останутся непонятными игрушками технарей - вроде тех сумасшедших роботов, что составляют бессмысленные "пресс-портретЫ" в Яндекс.Новостях.

Чуть позже в холле РИФа мы поймали одного персонажа, который отвечает за производство журналистов будущего в промышленных масштабах. Это Иван Засурский, руководитель Медиалаборатории журфака МГУ. Запомните это лицо: так выглядит последняя надежда отрасли. Ждем армию клонов. Ну или по крайней мере - победы на президентских выборах (ВИДЕО).

Ночная Кустурица

В одном из прошлых репортажей мы ругали организаторов рунецких мероприятий за их музыкальные вкусы. И на РИФе случилось чудо!

Хотя не сразу. Вначале мы получили тяжелый заряд вокзальной попсы на банкете, причем весь этот советский трэш активно воспевал Саша Плющев (Саша, тебе каких порошков подсыпали?).

После этого мы уже не надеялись на какую-либо аудиальную радость... как вдруг в бар "Пумба" очень скромно вошла группа молодых людей в очках и шляпах. И начала мутить такой албанский рок-н-ролл, что усидеть на стульях смогли только провайдеры-тяжеловесы!

На звуки цыганских плясок к бару подошел довольный Джан Джанович: кажется, первый день удался! А про второй мы расскажем во второй части репортажа.

разделы: репортаж | Жизнь

Другие репортажи

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost