Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Трендец сезона: баблоги

Деньги | обзор | 27.09.2006 20:47

Летом этого года российские адепты блоггинга озаботились маркетингом своего бума. К осени денежный ажиотаж перешел в более пассивную форму бумажных СМИ. Самое время подвести итоги, а заодно сравнить реальность с прогнозами, которые были сделаны ровно год назад. Ну и рассказать о том, чего не заметили роботы в своих осенних исследованиях.

Отдельно стоящие деревья

Еще недавно зарабатывание с помощью блога считалось уделом хитрых одиночек: даже примеры блоггеров-милиционеров и блоггеров-сосисичников, приведенные в одной из первых колонок главреда, выступали как нечто несерьезное (второстепенная форма пи*ара). Тем не менее, вслед за июльской новостью о покупке блоггеров для сайта Netscape Антон Носик описал нам еще ряд возможностей для превращения блоггерства в массовую профессию и в Рунете. Дальше оставалось лишь наблюдать практическую реализацию описанных стратегий.

В частности, выяснилось, что отношение к "засланным казачкам" и "партизанскому маркетингу" у деятелей Рунета в целом негативное. Однако это вовсе не мешает вполне крупным компаниям использовать блоггеров для своего пи*ара.

С другой стороны, заработок на "чистом контенте" собственного блога имеет свои особенности, и главная из них, как нас уверяют - "в русском контенте денег нет". Хотя скорее, просто не было пока инструментов... но об этом чуть ниже.

Корпа и школа

В сфере одиночных блогов стоит отметить моду на корпоративные дневники. Правда, при ближайшем рассмотрении многие из них оказываются дешевой пластиковой подделкой, то есть плохо замаскированными пресс-релизами. Нас изрядно посмешил руководитель российского офиса Google Владимир Долгов, который дает советы по ведению корпоблогов, не связанные с реальностью: в русском блоге Google, как и во всех прочих корпоблогах этой компании, нет возможности комментирования. Тем не менее, дело корпоблогов живет, и даже появилось специальное сообщество blogs-in-media.livejournal.com, где отслеживаются примеры проявления запоздалой любви к блогам со стороны различных динозавров ("Мадам, уже падают листья!...")

Чем-то вроде корпоблоггерства являются и дневники политиков: летом блог без комментариев открыл президент Ирана. У президента России пока что и такого блога нету. Зато молодые политики-оппозиционеры давно освоили технику комментирования в целях самопи*ара. Однако в совершенно виртуальном пространстве такой пи*ар бывает трудно отличить от паранойи.

Поэтому более интересными представляются бизнес-модели с выходом в реальность. Так, посредством известных деятелей русского "Живого Журнала" неплохо раскручен проект "Политдебаты": политически-амбициозные граждане, растравив друг друга в ЖЖ, затем встречаются в специальном кафе и бьют друг другу морды на потеху публике. Очевидно, уже в следующем году билеты на эти шоу можно будет продавать по цене Мадонны. Даже странно, что проект до сих пор не начал торговать футболками с культовыми слоганами, типа "А ты выгнал свою Веру на мороз?" или "Кондопога для кондопоган!"

А вот материал Евгения Патаракина о более юном поколении блоггеров ("Школьный дневник XXI века") прошел на "Вебпланете" почти незамеченным. И зря - ведь это имеет прямое отношение к корпоративному блоггингу. Во-первых, потому, что проект Летописи.ру вполне можно рассматривать как хорошую модель организации сетевых отношений между подчиненными (ученики) и руководителями (учителя и директора школ). Во-вторых, этот школьный проект финансирует, увы, не Министерство образования, а корпорация Intel. Последствия этой "маленькой разницы" дадут о себе знать не скоро - но дадут.

Блоги плюс-минус СМИ

В бизнесе цельных "блоговодческих хозяйств" наиболее живучей кажется идея гибридизации обычных СМИ и блогов. На Западе это практикуется уже давно. Этим летом CNN даже создала собственную площадку для видео-блоггеров, чтобы затем понемногу подливать народный видео-контент в свое "серьезное медиа".

Отечественных инноваций на этом фронте пока немного: разве что засветился Иван Засурский в "Московском комсомольце". Первый наркор МК (не подумайте чего плохого, это я так сократил "народного корреспондента") уже получил свой первый приз за работу - сотовый телефон. В использвании блогов замечена и газета "Жизнь". Видимо, все передовое обречено начинаться с порн... э-э-э... ну в общем, с действительно народных изданий.

Тем временем блоггеры, которым еще не удалось стать "наркорами", продолжают грубо попирать авторитет классических СМИ. Тут у нас целая череда летних разоблачений, начиная от фотографий из Ливана и кончая снимком ученого Перельмана. От таких примеров некоторым кажется, что вскоре плохо придется тем СМИ, которые игнорируют блоггеров.

Увы, есть возражения. Специалист по интернет-сообществам Владимир Волошин отмечает, что победой над СМИ-дезинформаторами мы обязаны не блогосфере вообще, а небольшому ядру блоггеров-инфоархов. А директор по развитию издания Lenta.ru Вячеслав Варванин утверждает, что никакой блоговой журналистики нет, а самой блогосфере сейчас больше нужны навигаторы-сортировщики.

Блогодромы и блоголовки

Замаячившие впереди перспективы "блоговодческих хозяйств" несколько сужаются, когда дело доходит до практики: оказывается, для них не так много движков в своем отечестве. Крупные блоговые площадки местного изготовления можно по пальцам перечесть. И похоже, их владельцы не очень понимают, что с ними делать. "Рамблер", купивший "Дамочку", говорит лишь об "расширении аудитории". Mail.Ru меряется с ЖЖ только грубыми количественными показателями. Что касается слухов о продаже LiveInternet - есть подозрение, что слухи эти распущены самими владельцами сервиса для зондирования рынка (о реальных сделках обычно не говорят в таком неопределенном тоне).

Но все это не мешает развивать "блоголовки", то есть сервисы, которые объединяют блоги с чужих платформ. Первый такой проект в Рунете - LJPlus.Ru - пожалуй является и единственным, который начинался с действительно полезных сервисов для самих блоггеров (а не только с рейтингов или "копилок чужого"). И он же, видимо, остается пока единственной в Рунете блоголовкой со стабильным доходом.

У более современных с бизнесом еще туговато. Создатели "Блогсаммита" больше говорят о собственном развитии. А может, это и хорошо. Потому что идея отслеживать предпочтения блоггеров, а затем впаривать им таргетированную рекламу (как планирует замутить Антон Антич в своем "Блогусе", в сотрудничестве с "Озоном") обрадует далеко не всех мышек, попавших в блоголовку.

С другой стороны, Bloglenta.ru сразу же взяла быка за рога и сконцентрировалась на реальных ценностях блогосферы, описанных выше: популярные блоггеры-тысячники и навигаторы-обзреватели. Правда, за это "Блогленту" уже невзлюбили некоторые деятели ЖЖ. Однако направление в целом перспективное, и не исключено, что вскоре мы увидим еще несколько блоголовок, построенных на таких моделях.

Поколение B

В этом году появилось множество "исследований", в которых маркетологи описывают преимущества блогов как рекламной технологии. Гораздо реже можно увидеть настоящие исследования, посвященные законам жизни блогосферы. Например, тому, что различные объединения блогов (в частности, с коммерческой целью) часто превращаются в замкнутые блогодельни, так как нарушаются основные принципы свободных связей - которые и делают блогосферу интересной.

Еще реже в деловых изданиях говорят о психологических аспектах. Никто, например, не исследовал среднюю "продолжительность жизни" человека в роли популярного блоггера, а особенно - блоггера платного. Между тем это зачастую человек, работающий на износ. Летом модный блоггер Норвежский Лесной покинул сайт "Большого города" и вернулся к работе обычного главного редактора, а также отца семейства. С чем мы его и поздравляем (хотя и догадываемся, что грядущие выборы не оставят его без новой работы, которая может оказаться вполне блогообразной).

Эти биологические ритмы, в сочетании с ритмами развития блоговых инструментов, позволяют даже различить "поколения" блоггеров Рунета. Первое из них заявило о себе в 1996 году, еще до прихода к нам слога "блог". Но всего за пару-тройку лет первый бум закончился, все его знаменитости ушли в более классическую (хотя и сетевую) журналистику. Видимо, потому, что денег в блогах не было.

Второе поколение - это ЖЖ (хотя тот же образ жизни характерен для обитателей LiveInternet, а также блогов Mail.Ru и "Рамблера"). Как видно по их возмущению "Блоглентой", они тоже не спешат коммерциализироваться. Но причина теперь иная: большинство известных ЖЖ-истов неплохо устроены в жизни, а сами блоги этого поколения больше располагают к коммуникации, чем к публицистике. Это особенно заметно по блоггерам первой волны, чей стиль сильно изменился после перехода в ЖЖ.

Тем не менее, поколение ЖЖ-блоггеров породило своих лидеров и экспертов, которым уже тесновато в рамках "чисто общительного" интерфейса. Они запускают собственные, более структурированные контент-проекты - например, в жанре тематических коллективных блогов. В качестве ролевой модели смотрите пример Татьяны Никоновой.

И наконец, третье поколение растет на более современных платформах, типа Blogger.com или MySpace.com. Эти сервисы изначально коммерциализированы, да и самим пользователям сразу предлагаются такие формы коммуникации, как контекстная реклама типа AdSense. Так что жанровые ориентиры опять смещаются. Есть и отечественные аналоги - например, специально заточенные под "Бегуна".

Результат подобных "жанровых сдвигов" был виден уже в прошлом году в западном Интернете, где каждый пятый блог являлся спаммерским. Причем такие блоги занимали в среднем 44 из 100 первых позиций по случайному поисковому запросу (чего не скажешь, например, о русскоязычной части "прошловекового" Живого Журнала, где до недавнего времени просто не было инструментов "денежной коммуникации", что в свою очередь влияло на идеологию).

Проще говоря, блогосфере третьего поколения грозит та же "раковая опухоль", которая в 90-е поразила множество сайтов в связи с распространением баннерной, а спустя 10 лет - контекстной рекламы. То есть: массовое подстраивание под рекламу и порождение множества "пустышек". Некоторое разнообразие в жизнь этого поколения может внести мобильный блоггинг. Однако понятно, что это скорее очередное маркетинговое надувательство, чем новый жанр. Потому что мобильность отнюдь не заменяет умение видеть и показывать увиденное другим.

Мы же на этом считаем тему блогов окончательно раскрытой, и постараемся к ней не возвращаться до следущего Дня независимости. Вероятные исключения будут составлять одиночные приколы в жанре freak show, вроде блога кометы, которая вот-вот упадет на Землю, или запуска блоггера в космос навстречу этой комете. Узнавать о таких блогах можно будет, например, из конкурсов типа Best of Blogs или "Blooker Prize". В Рунете этим летом появился даже конкурс женских блогов.

Но больше сказать на тему сетевых дневников уже действительно нечего. А тем двадцати тысячам студентов, которые сейчас пишут дипломы по теме блоггерства, мы настоятельно рекомендуем плюнуть в монитор и заняться чем-нибудь более полезным.

разделы: обзор | Деньги

Другие обзоры

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost