Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Сапожники без сапог

| 05.07.2006 21:48

Не успел я стать главредом самого известного в Рунете издания про Web, как на меня посыпались советы «не устраивать тут какой-нибудь Web 3.0». Смешно, правда? На самом деле, ситуация скорее грустная, чем смешная. Потому что будущее, как известно, уже здесь, только оно неравномерно распределено. И то же самое можно сказать о прошлом. «Самое известное издание про Интернет» досталась нам в состоянии, которое без сомнения характеризуется словом «прошлое». Если точнее - 2000 год. Это касается и движка, и методов работы редакции, и много еще чего.

В общем-то это не страшно, особенно есть учесть, что в других российских изданиях дела обстоят не лучше. К тому же в этом есть свой спортивный интерес - догонять будущее из прошлого, дав конкурентам некоторую «фору». За первую пару недель работы новой редакции мы добрались примерно до отметки "2002". Вы, читатели, могли заметить некоторые изменения в новостном потоке, но есть еще множество вещей, которые снаружи не заметны. Это касается, например, технологий мониторинга новостей и распределения задач, особенно при работе с удаленными авторами. В 2002 году большинство приличных интернет-изданий уже применяли для этого специальные внутриредакционные web-форумы - кто-то использовал скрытые аккаунты в LiveJournal, кто-то писал собственные web-мониторы "на коленке". В общем, это у нас уже есть, хотя две недели назад еще не было.

Мы же тем временем движемся дальше. И было бы здорово пообещать, что к осени мы разгоним новостной процессор "Вебпланеты" до частоты настоящего и слегка даже будущего, то есть 2007 года. Увы, не все так просто. Ведь это зависит не только от нас. Информация, которую мы публикуем, должна откуда-то поступать. Вот тут и начинаются тормоза.

Конспирация как диагноз

Главной формой общения индустрии с прессой до сих пор является пресс-релиз. Даже если речь идет о компаниях-лидерах в области интернет-решений. Об этом было забавно писать в мемуарах начала века - но время-то идет, и смеяться над одной шуткой столько лет уже скучно. Зато попытки получения более детальной информации более продвинутыми способами выявляют целый букет анахронизмов.

Далеко не во всех компаниях вообще есть такое понятие, как «пресс-служба». Скорее, речь идет о некой условной единице штата, которая выполняет функции секретаря, офис-менеджера, разносчика пиццы и т.д. Зачастую эта условная единица, даже работая в IT-компании, не владеет технологией instant messanging, то есть, к примеру, ICQ, либо считает, что использование аськи в серьезной компании принижает достоинство последней. Ладно, у нас еще есть телефоны и почта. Но даже по этим каналам запросто можно получить ответ в духе «вы нас достали своими вопросами».

Ну допустим, у пи*арщика действительно есть дела поважней, чем вовремя рассказать о своей компании в СМИ. Может, он, пи*арщик, сейчас пытается надеть юбку и носки одного цвета. Или тренирует улыбку перед зеркалом. Однако, когда новость уже опубликована, они почему-то резко откладывают свои важные дела для того, чтобы позвонить нам и поругаться о неточностях в тексте. Зачем, спрашивается? Не назвался груздем - не лезь в кузов.

Я слегка сгустил краски, конечно. Таких уж клинически отсталых пи*арщиков сейчас почти уже нету. Но в целом «public relations» как форма деятельности в Рунете, увы, до сих пор редко выходит за пределы обычной массовой рекламы. Хотя нам-то, по большому счету, не жарко и не холодно от того, чего нам недорассказали. Мы можем о других написать. Так что недостатком публичной информации компания наказывает только саму себя, вот и все.

Милиционер в рок-клубе

Поскольку о сапожниках уже рассказано, самое время поглядеть, какими бывают современные сапоги.

В прошлом году я номинировал на международный конкурс Best of The Blogs-2005 сетевой дневник милиционера из московского метро. Надо подчеркнуть, что я вовсе не фанат веблогов. Первые веблоги Рунета я видел в 1996 году, так что было бы глупо считать это «инновацией» сейчас, спустя целых 10 лет. Точно так же не являюсь я и фанатом нашей милиции. Как большинство россиян, я ее попросту не люблю. Московскую - особенно.

Однако сочетание «блога» и «милиционера» произвело на меня впечатление. Как и на многих других читателей, признававшихся, что для них милиционер с сетевым дневником - это такой же шок, как если бы вдруг заговорила табуретка. Причем речь вовсе не шла о сливе каких-то внутренних милицейских тайн. Нет, обычные производственные будни, смешные или грустные истории, ответы на вопросы о том, «как это у вас бывает», как себя вести в различных ситуациях, что можно и что нельзя на самом деле по закону. Не «вопросы граждан», а вопросы людей.

Если в руководстве МВД есть люди с извилинами не только от фуражек, им стоило бы уволить весь свой пи*ар-департамент и нанять одного этого парня. Потому что для укрепления образа «милиционера с человеческим лицом» он сделал куда больше, чем десять тупых ментовских сериалов по ТВ.

Говорящие сосиски

Поскольку у нас тут принято «тереть за бизнес», пример с милиционером может показаться некоторым читателям уходом от темы. Так что следующий пример будет касаться торговли, причем вполне осязаемым товаром за настоящие деньги.

Опять же, сразу скажу, я не ем сосиски на улицах. Тем не менее я понимаю, что многие едят. И у этой потребительской аудитории есть множество вопросов и предложений к производителю. Можно оставить эти вопросы без внимания, пусть едят себе молча, копят негатив, уходят к конкурентам. Можно еще писать красивые пресс-релизы о своих достижениях и рассылать их по газетам - которые все равно никогда не прочтут основные клиенты. Потому что они не в библиотеку пришли в три часа ночи, а за сосисками.

А можно открыть вот такой сайт - www.stardogs.ru. Тогда даже тот, кто не ест уличные сосиски (например, я), вполне может задержаться там на целых полчаса. Потому что есть на что поглядеть, именно по теме коммуникации производителя и потребителя. Хотя, опять-таки, дело не в технологии. Технически совсем не сложно сделать страничку топ-менеджера, дать ему возможность вести корпоративный блог или отвечать на каверзные вопросы клиентов в форуме. Нет, современность здесь в том, что сами представители компании осознают потенциал таких технологий. И идут разговаривать с людьми через свой сайт. Перестают быть молчаливыми табуретками.

Понятно теперь, как на этом фоне выглядят наши проблемы общения с IT-компаниями, которым «недосуг»? Саша Гагин просил меня не ругать слонов, а просто указывать симптомы. Но в данной ситуации я и вправду не могу дать однозначной оценки. Симптом-то понятный: может так случиться, что о милиционерах-блоггерах и интерактивных сосисочниках мы будем писать больше и интересней, чем о тех, кто формально ближе к нашей теме. Хорошо это или плохо? Да, профильное издание конечно должно больше писать о соответствующей индустрии. Но, с другой стороны, если этим "профилем" гораздо быстрее овладели милиционеры и сосисочники...

А ведь за ними идет уже целое новое поколение, которое не читает вообще ничего похожего на пресс-релизы. Зато Интернетом они пользуются очень даже профессионально и практично. Так зачем нам сидеть в прошлом? Может, все-таки Web 3.0?

разделы: мнения |

Другие мнения

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost