Самый распространенный формат сайта сегодня – "псевдоинформационный ресурс". Обычно в нем три колонки: "резиновая" центральная, а также две боковых, под меню, анонсы, новости. Концептуальной разницы, впрочем, между колонками нет - и в центральной, и в периферийных информация на 9/10 представляет собой бесполезный мусор, пересыпанный маленькими невнятными картинками.
Но мы так привыкли ежедневно пастись на новостных порталах, что неосознанно тянем этот привычный шаблон на наши корпоративные сайты, домашние страницы, в блоги. Нечем забить три полосы и подвал в придачу? Врубим туда трансляцию партнеров, подвесим архив, голосование, иконки из фотогалереи...
Это очень печальное зрелище – сайт, в котором несколько интересных смыслов затеряны в макулатуре информационной суеты, созданной за-ради иллюзии жизни. Мегабайтовый "динозавр, чей мозг весит от силы килобайт пять. Но на смену динозаврам настоящим пришли маленькие, проворные млекопитающие. Кто придет на смену ящерам информационным?
Когда деревья были маленькие
Протест против гигантизма в сайтостроении впервые оформился в 2000 году, в виде конкурса микро-сайтов
В те времена тема уменьшения аппетитов сайтов была актуальна и для Рунета, но по вполне приземленной причине – склеротичные каналы связи настоятельно рекомендовали ограничивать объем веб-страницы 20-30 килобайтами. Быть может, именно поэтому особого резонанса в родном отечестве конкурс "5К" не вызвал. Да и средь зарубежных осин он прожил лишь до 2002 года, так и оставшись больше забавным перфомансом, чем осознанной тенденцией сайтостроения.
А могло ли быть иначе? Минимализм никогда не был мейнстримом нашего общества. Это как с автомобилями – мы восхищаемся умельцами, периодически собирающими самобеглые тележки, помещающиеся в чемодан, но покупать предпочитаем джипы габаритов "сарай с пристроем". В таком мире призывы "быть скромнее" обречены, разве что бензин резко взлетит вверх, и нам придется переводить авто на педальную тягу.
Нынешние сайты-динозавры – из той же сказки. Бодро пожирающие инвесторскую "зелень" и мегабайты трафика, сегодня они сильны, как никогда, и не собираются никому уступать венец эволюции. Разумеется, их немного пугает налетающее с Запада холодное дыхание финансового кризиса, но временное похолодание – это еще не глобальное обледенение, правда? Что остается в этой ситуации микро-сайтам? Сосуществовать бок-о-бок с ними.
Основных моделей сосуществования видов в живой природе три: паразитирование, симбиоз и просто "не встречаться на узкой дорожке". По-научному это еще называется "различные ареалы обитания". Пожалуй, начну обзор с последнего варианта.
Записки на манжетах
Принцип Айсманна - в основе успеха каждого хорошего веб-сервиса лежит одна, редко – две ключевых идеи. И что бы себе не думали менеджеры и маркетологи, добавляющие к веб-сервису все новые и новые "фишки", но тащит всю систему на себе именно эта идея, а не плоды их извращенной фантазии.
Хорошая демонстрация этого принципа – микро-блого-сервис
И похоже, команда сервиса прекрасно осознает изложенный выше принцип, не торопясь превращать свой проект в подобие швейцарского армейского ножа. Сам сайт Twitter.com – отличная демонстрации идей минимализма в веб-разработке: максимум функциональности и лаконичности. Кстати, обратите внимание на отсутствие на сервисе рекламы. По словам самого Дорси, в последнее время сервис получил от инвесторов порядка 22 миллионов долларов, что позволяет развивать проект, не заботясь об источниках дохода.
Разумеется, проект породил немало подражателей. Из отечественных твиттеров в качестве примера можно упомянуть
Кулон с портретом
Другой пример удачного выбора ниши для микро-сервиса - онлайн-визитки. Можно сделать на этой основе веб-сервис в традиционном формате "большого" ресурса, но будет ли он популярен? Руслан Курепин довольно долго пытался раскрутить
А вот пример реализации "визиточницы" в стиле микро-веб-сервиса - Retaggr.com. Его создатели прекрасно понимают, что электронная визитка сама по себе (а именно такая самостоятельность, как мне кажется, есть отличительная черта типичного "большого" сервиса) - вещь бессмысленная. И выбирают микро-формат как наиболее подходящий для той вспомогательной роли, которую играют электронные визитки в сетевом общении - здесь не сама визитка важна, а возможности ее использования.
Говорить об успехе Retaggr’а еще рано. Но ниша тоже понятная. Количество веб-сервисов, в которых мы участвуем, растет. Пора говорить уже о всепроникающем "сервисе сетевой идентичности", основное предназначение которого – наводить мостки между независимыми реальностями, которыми являются все эти блогосервисы, фотохостинги, социальные сети и проч. Электронный паспорт - но созданный не для Большого Брата, а для нашего с вами удобства.
С другой стороны, ниша нише рознь. Куда эволюционировать, например, микро-блогосервису? До полноценного блога, радостно потеряв в процессе свою изначальную идентичность и вступив в конкуренцию с другими блогами, давно и прочно обосновавшимися нишей выше? Такое может придти в голову только очень "эффективному менеджеру". И примеры неудач уже есть - SixApart закрывает свой сервис микроблогов Pownce в пользу "развесистого" Vox.
Для тех же, кто еще на плаву, гораздо интереснее и перспективнее "горизонтальное" развитие – например, в сервис для
Подпись с вензелями
Существует не так много областей, в которых микро-сайты имеют явное преимущество перед традиционными. С другой стороны, традиционные сайты сейчас сами представляют среду, пригодную для обитания "животных поменьше". Выше мы уже упоминали об этих вариантах - паразитирование, либо симбиоз с носителем.
Паразитировать в живой природе обычно легче и проще; но в случае мини-сайтов эта модель встречается крайне редко. Я могу привести лишь один пример такого явления –
Особого распространения техника "сайтограффити" пока не получила, хотя уже есть веб-сервисы, предлагающие завести собственный микросайт подобного типа - например
Строим из кубиков
Напротив, модель симбиоза микросайтов с их «большими братьями» получила в Сети более широкое распространение. Я имею в виду веб-виджеты. AJAX-технология позволяет обновлять информацию в отдельных контейнерах веб-страницы без ее перезагрузки, давая возможность размещать там приложения, независимые от сайта-носителя - например, как на "Вебораме".
Веб-виджет сохраняет все основные черты типичного микросайта. Во-первых, это лаконичность, заточенность под одну-две конкретные функции, будь то показ ленты новостей любимого издания или статистика вашего блога. Во-вторых: функциональность и полезность. Все прочие виджеты вымирают в процессе естественного отбора. Потому что, в-третьих, виджеты размножаются подобно вирусам – увидел, заразился, поставил. Не понравилось – убрал. У них и способ размножения, если задуматься, похож – «зараженный» пользователь копирует в тело своей странички несколько строк «виджетного» кода, и - вуаля, вирус начинает действовать, «заражая» теперь уже ее посетителей. Отсюда следствие – правильный виджет обязательно должен иметь кнопку доступа к своему вирус-коду на основной панели, и ни в коем случае не заикаться о разных глупостях типа «регистрации». Потенциальных жертв «виджет»-инфекции это отпугивает.
Но я слишком увлекся аналогией с вирусами. Виджет – строительный элемент личного информационного пространства, очищенный от всего лишнего и ненужного. Хочешь - блог им украшай, хочешь - виртуальный рабочий кабинет оборудуй. А действительно, почему бы и не кабинет?
Современный веб-ресурс обрушивает на посетителя массу разнообразной информации, «дополнительных» сервисов, «фишек». Где вы, благословенные времена, когда веб-почта была просто почтой, не пытаясь параллельно впарить посетителю ленту мировых новостей, социальную сеть, фотоархив и еще с полдюжины других услуг! От подобных «ресурсов» виджет отличает почти полное отсутствие информационного мусора и функционал, заточенный под решение конкретной задачи.
«Но как же!» - возразит дотошный читатель: «Разве может та информационная картина мира, которую дает, к примеру, новостной сайт, уместиться в маленьком виджет-окошке?» Отвечаем – а она там нужна? Мое глубоко личное мнение: «картиной мира» интересуются те, кому делать нечего. Все прочим вполне хватает пары разделов «по профессии». И то, дай им волю, они б две трети публикаций выкинули. Виджет с грамотной системой фильтров – вот то, что нужно профи.
Точка сборки
Некоторое время тому назад было модно делать
Недавно российские порталы тоже двинулись в этом направлении. Rambler заключил договор с Netvibes, чтобы использовать их каталог виджетов для персонализации страниц. Вскоре после этого "Яндекс" включил персонализацию главной страницы. Правда, здесь пока больше рекламы их собственных сервисов, чем "рабочего стола" с любимыми инструментами самого пользователя. Но можно считать, что превращение порталов во фракталы уже началось.
Однако развитие виджетизации возможно лишь в том случае, если виджеты в глазах пользователей превратятся из милой, но необязательной примочки в серьезный инструмент. То есть виджетам пора менять имидж. И они стараются:
Вообще, выпуск компаниями, предлагающими онлайн-услуги – от новостных до банковских - виджетов для работы с родными сервисами представляется перспективным направлением эволюции. Только ни в коем случае не надо поручать разработку виджета специалистам "большого" веб-ресурса. Они сделают именно то, что делать не стоит ни в коем случае – попытаются втиснуть туда весь свой сервис целиком. Приват-банковский виджет – тому пример; половину иконок на его "айфоновской" панельке можно смело убирать, пользователь будет только счастлив.
Перспективной мне представляется схема, когда веб-сайт открывает доступ к своим сервисам независимым разработчикам, а уж те конструируют для него виджет-оболочки в меру своих талантов. Оплата за право трансляции сервиса в виджет – живыми деньгами, или процентом от показываемой рекламы. Конечно, рекламные площади виджета гораздо скромнее, чем на «большом» интернет-ресурсе, но зато виджет-реклама дает возможность более точного выбора аудитории, приближаясь по этому критерию к контекстной. Я думаю, такая схема разделения на поставщиков контента/услуг и создателей виджет-интерфейсов может оказаться решением гораздо более эффективным, чем нынешнее положение вещей. Нынешний пользователь готов платить - но не за доступ к куче информационного мусора, а за получение той информации и тех услуг, которые ему действительно необходимы. Именно это дает виджет; кроме того, сам виджет может упростить процесс такой оплаты до нескольких кликов.
Микро-будущее
Стоит ли ждать в ближайшее время большую "виджет-революцию", которая изменит облик Сети? Нет. Веб-виджет как инструмент интересен лишь тем, кто пользуется сетевыми ресурсами для работы - а таких людей не очень много. Вероятно, к ним примкнет небольшая каста запойных блоггеров и любителей "социалок" - им удобно будет держать с помощью виджет-сервисов "руку на пульсе" своих аккаунтов.
Всех остальных пользователей, предпочитающих ленивый сёрф по веб-страничкам как способ убийства времени, виджетизация практически не коснется. А ведь именно таких в Сети – большинство. И нынешние неповоротливые сайты-"динозавры" пасутся именно для них.
Впрочем, не стоит забывать про "железные" стимулы минимализма - даже обычные пользователи все активнее используют мобильные телефоны для выхода в Интернет. А значит, даже не изменяя сильно облик "основного Интернета", микросайты могут стать шлюзом в Сеть на простых устройствах доступа. И кто знает, может быть, для некоторых людей именно такой мини-Веб станет главным представлением об Интернете.