Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Ивайло Джорданов: "Рынку недвижимости не хватает сетевых инноваций"

Алексей Андреев
Сервисы | интервью | 16.07.2008 12:36

Недавно мы предположили, что после взрыва Большого Адронного Коллайдера компания "Яндекс" запустит поиск по недвижимости. Но пока этого не случилось, зато обнаружился другой проект такого рода. Ивайло Джорданов, основатель популярного британского поисковика по недвижимости Zoomf.com, собирается открыть русский портал по недвижимости. В интервью "Вебпланете" он рассказывает об особенностях интернет-рынка недвижимости и методах борьбы с мусором в Web 2.0.

- Скажи, как ты связан с Россией и как начал создавать собственные веб-проекты?

- Я родился в Болгарии и жил там до 16 лет. Моя мама - русская, так что я хорошо говорю по-русски и понимаю "русскую ментальность". У болгар и русских всегда было много исторических и культурных связей, и сам я провел много времени в поездках между Болгарией и Россией. Мне легко общаться с русскими.

Мой бизнес-партнер по русскому проекту, который был одним и из первых инвесторов Zoomf - тоже русский. Мы оба давно поняли потенциал Рунета и придумали хорошую стратегию проникновения на этот рынок, с учетом правильного выбора сегмента и продукта.

Что касается другого моего жизненного опыта: когда мне было 16 лет, моя семья переехала в Южную Африку, где я жил 10 лет. В 2000 году я переехал в Лондон и стал работать в поисковом стартапе Espotting, который за последующие 4 года разросся до 280 сотрудников в 9 европейских странах, и в конце концов был куплен за $163 миллионов одной компанией, которая торгуется на NASDAQ, для формирования международной сети онлайновой рекламы - MIVA. Тогда я понял, что мне очень нравится процесс выращивания стартапов с нуля и превращения их в дорогостоящий бизнес.

- Откуда твой интерес к сервисам по недвижимости?

- Мне по жизни приходилось часто заниматься этим, снимая или покупая жилье. Аренда квартиры - серьезный вопрос для многих людей, а уж покупка дома - так и вообще одно из важнейших событий в жизни. Кроме того, есть еще другая сторона рынка недвижимости: покупка и продажа домов как форма инвестирования. Меня всегда удивляло, что при всей важности этого рынка в экономике и жизни людей, рынок недвижимости очень "вертикальный", в нем не хватает интернет-инноваций. Я считаю, что Интернет очень удобен для поиска жилья, и мое мнение подкрепляется тем фактом, что сейчас 90% поисков недвижимости начинаются в онлайне.

Интернет повышает ликвидность на рынке недвижимости, обеспечивая хорошую "видимость" и выступая прекрасным средством передачи информации о собственности. Мне очень интересная эта сфера, и я хочу повлиять на те методы, которые используют люди для поиска домов, предложив им наиболее удобный сервис для выбора нужной недвижимости в нужном месте.

И еще одна важная вещь: улучшая доступность информации о недвижимости, Интернет создает возможности для развития по-настоящему международного рынка.

- Насколько популярен сейчас поисковик Zoomf и какова его бизнес-модель?

- Zoomf постоянно растет и уже считается одним из уважаемых источников информации о недвижимости в Великобритании. Сейчас в проекте используется объявления от 5000 агентов.

Зарабатывает Zoomf на рекламе. Агенты могут бесплатно публиковать свои объявления, но они также могут воспользоваться платными услугами для более заметного размещения. Zoomf позволяет размешать рекламу рядом с общими списками объявлений, что очень ценится у рекламодателей, поскольку они могут привлекать целевую аудиторию пользователей, настроенных на поиск домов.

- Будет ли модель Zoomf работать в российском Интернете, если клонировать ее "один к одному?

- Я думаю, такая модель может сработать, однако простое клонирование сайта - не лучший рецепт успешного бизнеса. Я видел много проектов-клонов, особенно клонов успешных американских сайтов. В большинстве случаев, этого недостаточно для построения стабильного и доходного бизнеса.

- Назови свои любимые британские и российские порталы по недвижимости.

- Из британских, это могут быть www.nestoria.co.uk (они уже распространили свой бизнес на другие европейские страны) и конечно www.zoomf.com. Из русских мне нравится www.gdeetotdom.ru.

- Говорят, ты собираешься открыть собственный русский портал по недвижимости?

- Наш сайт называется Domavin.ru. Мы планируем открыться в ближайшие 4-6 недель.

- А как вы пришли к такому странному названию? Ведь это звучит почти как "домовина" - старорусское название гроба. Конечно, последние сто лет это слово не очень используют, но аллюзия смешная выходит...

- Хороший вопрос. Мы хотели, чтобы название было "теплым", что-то похожее на "домовой". Оно также должно быть легким для произношения и написания, то есть не должно быть много гласных или согласных подряд.

Мы начали с концепции, которая отражала то, чем мы и являемся - "журнал (magazine) о домах", то есть "domazin". Но это звучало грубовато, и мы заменили "z" на "v", чтобы смягчить. Что касается "домовины" - мы опросили ряд людей и решили, что в нашей целевой аудитории немногие вспомнят значение этого слова.

- Чем этот проект будет отличаться от других местных игроков?

- Domavin будет работать как настоящий вертикальный поисковик для быстрого и понятного поиска недвижимости. Как поисковик, он будет перенаправлять трафик непосредственно на сайты наших партнеров. Он будет давать исчерпывающую картину рынка и возможность искать дома по разнообразным параметрам. Одновременно это будет отличная рекламная площадка для других сервисов по недвижимости, позволяя им засветиться перед хорошо таргетированной потребительской аудиторией.

- Как ты собираешься бороться с нашей местной SEOкратией?

- Поисковая оптимизация - лишь небольшая часть нашей стратегии. При запуске мы будем комбинировать различные тактики онлайнового и офлайнового продвижения.

- В этом году в Рунете случился интересный скандал, связанный с тематическими поисковиками. Весной "Яндекс" открыл раздел поиска по автомобильной тематике, одновременно открылся автомобильный поисковик Smartus.ru. Вскоре после этого, ряд ведущих автомобильных сайтов (Auto.ru, Drom.ru) отказались экспортировать свои объявления в эти поисковики - видимо, не желая делиться с ними доходами. Бывали ли такие случаи с британскими поисковиками? Как вы строите отношения со своими контент-провайдерами для Zoomf?

- В Великобритании у нас не было таких проблем с агентами по недвижимости, они сразу поняли свою выгоду от дополнительного размещения своих объявлений у нас. Тут надо заметить, что поисковики не пытаются забрать доход у сайтов, зато генерируют дополнительный тафик. В построении отношений важно, чтобы контент-провайдеры поняли свои преимущества от сотрудничества с поисковиками, и относились к ним не как к угрозе, а как к партнерам.

Западный опыт показывает, что те компании, которые не приняли инноваций, вскоре начинают проигрывать тем, кто принял - и в конце концов "ретрограды" все равно вынуждены следовать тем же путем. Хотя рынки в разных странах имеют свои особенности, я полагаю, что русский рынок будет вести себя примерно так же.

- Тогда аналогичный вопрос про твой российский стартап - уже есть местные партнеры?

- У нас уже есть несколько партнеров для бета-тестирования и запуска проекта. Запуск будет сопровождаться широкой маркетинговой кампанией, которая сделает выгодным размещение у нас партнерских материалов от агентов и провайдеров сервисов по недвижимости. Для получения более подробной информации о том, как стать нашим партнером и принять участие в запуске, можно обращаться по адресу info@domavin.ru.

- В одном из интервью ты говорил, что если кто-то хочет всерьез выйти на российский рынок, ему нужен русскоязычный сайт. Как насчет изучения других культурных особенностей? Например, то, что российские пользователи не любят платные сервисы, а у многих просто нет удобных инструментов для электронных платежей.

- Я уверен, что культурные различия нужно учитывать. Очень часто бывает, что западный бизнес не может "пересечь границу" именно потому, что они этого не учли. В качестве первого шага они должны инвестировать в русский сайт, который построен с учетом всех этих особенностей.

Но что касается проблемы электронных платежей в Рунете - я думаю, это только вопрос времени.

- Будет ли в вашем проекте использоваться идея многоязычных сервисов, чтобы связать покупателей и продавцов из разных стран? Насколько я знаю, большинство русских порталов по недвижимости не имеют такой опции.

- Мы сейчас работаем надо одним очень интересным проектом в этом направлении. Следите за новостями, мы объявим об этом в ближайшие месяцы.

- Я несколько раз использовал Интернет для поиска квартир в Москве, и обнаружил своего рода "пропасть" между классическими проектами Web 1.0 (формальные базы объявлений без возможности получить дополнительную информацию) и новомодными Web 2.0-проектами (множество интересного пользовательского контента, но он не структурирован, не ориентирован на бизнес и даже небезопасен). В результате у меня родилась концепция Web 3.0, в которой не роботы-поисковики, а специальные люди (агенты, эксперты сообществ, "менеджеры знаний") являются главной связкой между Web 1.0 (информацией) и Web 2.0 (пользователями). Что бы думаешь об этом?

- Мне нравится эта теория и я совершенно согласен с ней. Действительно, "менеджеры знаний" будут естественным образом выбираться сообществами на основе их полезности и качества их "вклада". Однако здесь может быть конфликт интересов, если связь между поставщиками и потребителями смешивается с рекламой - поскольку лучшие поставщики продуктов не всегда платят лучшую комиссию.

Но если не считать этой детали, то именно так оно и работает в реальности, и Интернет дает возможность сделать этот процесс более масштабным. Digg.com - хороший пример того, как это происходит, хотя там аудитория в основном состоит из технически-подкованных людей. Я также согласен, что вместе с множеством полезной информации открытость Web 2.0 создает множество мусора, и в нем трудно ориентироваться при поиске.

- Мне кажется, твой проект Retaggr.com может помочь "менеджерам знаний" лучше играть свою роль. Расскажи, как он работает?

- Retaggr призван решить проблему навигации в Web 2.0 с помощью retaggr-карты, которая хранит онлайновую "репутацию" пользователя, что добавляет уверенности в сетевую коммуникацию. Хороший пример - блог, в котором обсуждаются вопросы недвижимости. Записи людей, которые профессионально работают на этом рынке день за днем, будут более значимыми, чем непрофессиональные мнения. Перенося свою репутацию с одного сайта на другой, люди сразу могут показать себя в качестве "менеджеров знаний" в данной области. Retaggr позволяет собрать ссылки на все свои онлайновые профайлы в одну интерактивную бизнес-карту с фотографией, которую можно затем добавить к любому типу контента или взаимодействия, какие есть у человека в Сети.

- Будет ли у этого сервиса русская версия?

- Да, в ближайшем будущем появится многоязычная версия Retaggr.

- Еще один вопрос касательно русской ментальности. Наш восточный "коллективизм", кажется, дает интересные перспективы сервисам коллективного действия. Я знаю ряд веб-проектов, с помощью которых люди объединяются в группы для совместных закупок по оптовым ценам (что снижает расходы каждого участника) или для совместного туризма (чтобы не ехать в тур с незнакомцами). Знаешь ли ты какие-нибудь проекты такого рода в своей сфере?

- Я сталкивался с проектами, которые пытались объединить людей для совместной покупки недвижимости. Но мне кажется, среди них пока не было особо успешных. Я думаю, совместная покупка недвижимости - дело непростое и зачастую рискованное. Так что пока в этой области ничего особенно яркого не заметно.

Другие интервью

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost