Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Ретроградная кинезия

| 19.05.2008 15:38


"Кинезия парадоксальная (греч. kinesis движение):
возможность совершать активные, прежде
недоступные движения, возникающая у больных
с акинетикоригидным синдромом (напр., при
паркинсонизме) под влиянием сильных эмоций".


(медицинский словарь)

Признайтесь - во время этих затяжных майских праздников вас тоже зацепило прошлое. То ли патриотическая песня по радио, то ли фильм про Жеглова-Шарапова в телевизоре, то ли какой парад-демонстрация на улице. Вместе с повышенной солнечной активностью ретро перло изо всех щелей.

Этот тренд не может не отражаться в нашем кривом зеркале Интернета. Да мы и сами подыгрываем иногда. Например, на 1 апреля вытащили на главную страницу "Вебпланеты" ряд старых публикаций, то же самое повторили и на майские. Некоторые читатели поругали нас за "баяны" - но другие (к слову сказать, несколько тысяч) прочитали с удовольствием.

В общем, реакция на старые публикации получилась почти такая же противоречивая, как и на новые. Вот глядите: с одной стороны, corpuscula ругается: "Леха Андреев из футуролога превращается в ворчливого ретрограда". С другой стороны, Тимур Аитов советует: "Пусть в обе стороны предсказывает - а что? история ИМХО, наука во многом вымышленная".

Дабы удовлетворить столь разные вкусы в отношении ретро, я попробую нарисовать веселую картинку, которая всех объединит. Тем более что картинка эта всегда существовала и без меня, ее нужно просто увидеть.

Пушкинистика и поттериана

"Я верю, что пришло время для более качественного
документирования программ, и мы можем лучше всего
достичь этого, считая программы литературной работой.
Отсюда моя концепция: "литературное программирование".

(Дональд Кнут)

Предсказывая грядущий застой Рунета, я слегка перегнул палку снобизма. Ну да, настоящих буйных инноваторов не будет. Но разве только в этом радость? История знает много случаев, когда люди считали расцветом культуры не будущее, а прошлое. Но это не мешало им делать такую культуру существенной частью своей жизни.

Золотым Веком русской литературы считается XIX-й. Хотя кто тогда знал Пушкина, кроме узкого круга френдов? Потом был век Серебряный - грамотных стало больше. И вот уже Пушкин - пример для подражания или объект для ниспровержения у здоровой толпы поэтов. В общем, парень реально на слуху, а за ним и другие тысячники подтягиваются.

Не знаю, называли ли дальнейшую русскую литературу Бронзовым веком, но к концу XX века она превратилась в полный отстой. А поэзия - так и вообще стала синонимом лузерства. Но зато какая мощная культура выросла за это время ВОКРУГ литературы прошлого! Тут и огромные книжные магазины, и филологические факультеты с неприступным конкурсом, и целая Церковь Пушкинистики, вбившая всем в головы того самого "крестьянина", который "торжествуя на дровнях". Где тот крестьянин, где его дровни? Сто лет как нет. Но идея живет и побеждает.

Теперь поглядим на наших баранов. Интернет - это "новая письменность", новая среда для жизни идей. Вся литература сюда полностью всасывается. Именно мысли, фантазии и желания, изложенные в письменной форме, составляют 99% содержания Сети.

Плюс программирование как супер-язык. Написал несколько строк кода, эдакий веб-сервез - и вот уже зашуршал компьютер, а за ним и другие компьютеры через Сеть. А за ними и люди, привязанные к компьютерам. Ну прямо магическое заклинание! Впервые я встретил сравнение программирования с поэзией в модной книжке 80-х "Этюды для программиста". Потом и Кнут подтянулся со своим "литературным программированием". Ну а когда дело доходит до веб-проектов - здесь множество работы (например, раскрутка) вообще оказывается чисто литературными трюками.

Добавим еще магические возможности ебизнеса (настоящие деньги за виртуальные услуги) - и получим, что идеи в среде Интернета выглядят ну очень-очень близкими к реализации, обладая почти той же "легкостью исполнения", что и обычное написание текстов. Кажется, надо только взмахнуть волшебной палочкой-стилом - и вот уже человек, сидящий в одних трусах у себя на кухне и запустивший некий идейный "проект", получает тысячи читателей, кучу красивых девушек и мешок бабла.

И таких Гарри Поттеров в одних трусах - целая армия. Не беда, если отдельные снобы бурчат, что все "свечи куплены", что маленький шаг от идеи до реализации способны проделать лишь немногие, и этих немногих все меньше. Но Поттерам это неинтересно. У них есть мощная питательная среда для Жизни Идей. И есть куча ярких примеров из первых двух бумов Рунета. А история показывает, что для многотысячной армии пушкинистов достаточно одного Пушкина. После этого ретроградная культура повторения идей может процветать веками.

Не без помощи "литературоведов", конечно. В применении к Рунету - это рой всяческих престарелых гуру, которые зачастили к нам в этом году. Они несут заповеди, они носят смешные шляпы и даже иногда танцуют. Не поют разве что. Хотя новость о грядущем приезде Болмера прекрасно сочетается с уличной рекламой концертов Тото Кутуньо - который, говорят, просто молится на Россию, потому что на родине его уже забыли. И сразу понимаешь, что Стив Джобс тоже к нам подтянется. Хотя чесать такие далекие провинции ему еще рано. Страна, где полвека прутся от песен из "Сан-Ремо", сможет кормить Джобса даже в глубокой старости.

Рунет-история по Фоменко

Конечно, это не та культура, которой бы хотелось снобам. Но я обещал оптимистичную картинку для всех. Снобам тоже есть своя веселуха в ретроградстве. Они могут прослеживать Великую Связь Времен. Недавно мы проделали такое с женскими блогами, позже и про мужские пошутили.

А месяц назад я сам стал жертвой такой факторизации истории, когда опубликовал новый роман "Худловары". Мне казалось, что эта книжка про Интернет - очень современная и шизовая. Но что я вижу? Один уважаемый критик сравнивает меня с советским писателем Веллером. Затем второй критик тоже ставит меня на одну полку с Веллером. Примерно в то же время филологический Траньков приходит на "Вебпланету" - и тоже ругает Веллера. Такой вот инвариант, складка на ткани времени.

Но один личный пример погоды не делает. Давайте бросим широкий взгляд на ретроградную культуру Рунета, смело отмотав лет восемьдесят назад, но сохраняя стиль современных осветителей этой культуры. Вот типичные истории нашего Серебряного века:

"Хабрахабр"

"Сегодня в три часа ночи, когда я уже почти лег спать, не смог не встать с кровати и удержаться от написания этой эпистолы. Потому что французский микро-словарь рифм Dictionnaire des rimes - это чудо! То, чего я, рифмоплет-маньяк, ждал, наконец сбылось.

Устанавливать всем хабрапоэтам, sans faute приложение! Оно полноправно может считаться лучшим мобильным клиентом для ридикюля "Пишон". Потрясающий внешний вид вкупе с продуманным интерфейсом. Теперь все нужное под рукой, даже когда едешь на пленер. Хочешь найти рифму к слову "toujours", открываешь ридикюль, делаешь пару движений - и вот оно, "bonjour"!

В следующей версии словарь будет подсказывать не только отдельные рифмы, но и целые строчки! К сожалению, русской версии пока нет, а "Полный словарь русских рифм" Абрамова - унылое говно и ни разу не помещается в мой ридикюль "Пишон"! Но это отличная идея для нового русского стартапа!"

Internetno.ru

"Задумывались ли вы о том, что писать стихи можно коллективно? Сегодня мы расскажем о новом проекте "Поэзия 2.0", который открылся на тестирование в коктебельском литературном кафе "Богема" под руководством известного авангардиста Давида Бурлюка. Интерфейс прост и интуитивно понятен. Любой желающий пишет отдельные слова на маленьких картонках. Все картонки собираются в большую шляпу, а затем модератор вытаскивает слова одно за другим и наклеивает их на стол.

В ближайшее время авторы проекта обещают ввести множество новых полезных фич. В частности, будет голосование за выбираемые слова, а также появятся картонки разного цвета, для слов каждого времени года. Проектом уже заинтересовались несколько крупных продавцов картона и клея".

Roem.ru / Инсайды

"Загадочным инвестором Сергея Есенина оказалась американка Изидора Дункан. Вчера в ресторане Дома литераторов Дункан передала Есенину 100 рублей. Ранее их видели вместе в театре, где Дункан громко называла Есенина "золотой головой". По слухам, у Изидоры большие связи среди американских золотопромышленников.

Комментарий главного редактора: Озвученная сумма сомнительна. Мои источники в кассе ресторана сообщают, что за обед было уплачено всего 3 рубля 70 копеек. С учетом того, что номер в "Англетере" стоит не более червонца в неделю, инвестиция в Есенина вряд ли составила более 20 рублей."

AdMe.Ru

"Известный дизайнер плакатов Владимир Маяковский снова устроил скандальное расставание с заказчиком. На этот раз был послан на три буквы "Моссельпром". Ранее дизайнер разругался с фабрикой резиновых изделий, продажи которой упали после появления страшного рекламного плаката с лозунгом "Готов сосать до старых лет". Критики считают, что всему виной - шершавый язык плакатов Маяковского и слишком минималистичная цветовая палитра.

Сам дизайнер, впрочем, не обращает внимания на критику, потому что увлечен своим новым футуристическим проектом "оптимальной пишушей машинки". Это машинка, в которой отдельные буквы заменены на целые бутылки с красками."

"Вебпланета"

"Сегодня начались слушания по делу Анатолия Мариенгофа, обвиняемого в разжигании "классовой вражды". В своем дневнике "Циники" Мариенгоф позволил себе негативное высказывание относительно студентов из числа крестьян - у них, по словам Мариенгофа, видны на головах "следы от спиленных рогов".

Стоит отметить, что в нашем законодательстве нет четкого определения "классов", поэтому суд применяет "расширительное толкование", взятое из словарей. Литературная экспертиза ВЧК установила, что выражение "спиленные рога" можно классифицировать как проявление экстремизма, типичное для врагов народа."

CNews

"Согласно исследованию компании "Ганс Христиан Андерсен Консалтинг", самыми читаемыми поэтами в России являются некие Гюго и Гете, а вовсе не Пушкин.

Исследование вызвало шквал возмущения среди российских литераторов. В частности, издатель "Аполлона" г-н Маковский отметил, что компания "Ганс Христиан Андерсен Консалтинг" проводила опрос среди читателей, не владеющих русским языком."

SecurityLab.ru

"Группа молдавских пионеров-подпольщиков под кодовым названием "Наши" сорвала выпуск нескольких государственных изданий Эстонии, подсыпав болты и гвозди в печатные станки эстонских типографий. Так наши юные рабоче-крестьянские братья отомстили за подавление коммунистического восстания в Эстонии. В ответ на пионерский саботаж марионеточное правительство Эстонии пригласило военных экспертов Антанты для борьбы с "болт-атаками Кремля".

Между тем, болт-атаки на типографии участились и в самой России, где пионеры борются с издательскими проектами кулаков-вредителей и продажных коммерсантов-нэпменов".

"Культовый журнал"

"Целых сорок фотографов из известного американского фото-клуба FleeKar ("Блошиная машина") высказались против того, чтобы в здании их клуба открылся так называемый синематограф. В послании протестующих говорится: "Здесь должны быть только даггеротипы! Я не нуждаюсь в очередном паровозе, летящем на людей из стены! Я ничего не имею против братьев Люмьер, но я не хочу видеть у нас этот французский бордель с бульвара Капуцинов!".

Похоже, владельцы клуба недооценили общественное мнение, которое в наше время легко может испортить планы инвесторов. Демократия становится трендом даже в буржуазных странах. Удивляет интонация "Вебпланеты", которая не учуяла новых веяний."

Optimization.ru

"На ежегодном съезде мастеров высокого слова известный соловей Игорь Северянин вновь подверг резкой критике так называемых "черных поэтизаторов" - то есть стихотворцев, которые используют возвышенные эпитеты для привлечения внимания к низким темам. Из-за этого трюка сборники черных поэтизаторов стали все чаще встречаться в библиотеках, сотрудники которых не могут отличить их от настоящей поэзии при беглом аннотировании.

Северянин сравнил черных поэтизаторов с цыганами, которые тоже любят петь песни о любви, а сами тем временем крадут лошадей у доверчивых слушателей. Однако черные поэтизаторы не остались в долгу - в одном из столичных журналов появилась статья "Саша Черный против Андрея Белого: ответ Северянину".

КИБ

"Чо?" - так в позапрошлом году ответила Анна Ахматова на вопрос из зала о том, когда же символисты перестанут говорить на языке, который понятен только им самим, и перейдут на открытый стандарт американского верлибра.

Похоже, с тех пор позиция Ахматовой кардинально изменилась - на конференции в этом году она прочла верлибр. И даже подчеркнула, что ее поэтический кружок первым в России перешел на этот открытый стандарт, символизирующий дружбу пролетариев всей земли. Изменилась в этом году и организация поэтической конференции - мероприятие проходило в формате "базар-вокзал", что отражает истинно народные ценности."

РИФ

"Нынешний съезд писателей стал знаковым для индустрии, потому что на нем выступал Владимир Ильич Ленин", - полагает ведущий российский эксперт по поэзии Иван Безродный."

разделы: мнения |

Другие мнения

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost