Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Рог юзабилити

Сервисы | репортаж | 29.02.2008 13:42

21-22 февраля в Москве случился семинар Аарона Маркуса - человека, посвятившего себя таким опасным профессиям, как юзабилити и дизайн.

Проходило это действо в центре "ИнфоПространство", и наблюдать за семинаром мог сам Петр I с высоты 98 метров. Будь он живым, наверняка порадовался бы приезду такого иностранца. Хотя рога на шляпе гостя могли бы смутить императора. Он мог принять Маркуса за викинга - и тогда держись юзабилити! (это к вопросу о культурных различиях, про которые могут не знать даже гуру).

Между тем, наличие рогов не означало воинственности, скорее наоборот. Просто у специалистов по юзабилити существует ритуал - нужно дотронуться до рогов на шапке Маркуса, чтобы стать настоящим юзабилистом. Это равносильно ритуалу оптмимизаторов "прикоснись к одежде Садовского".



Персонаж-персонаж, от начальника отмажь

Проблемой многих интернет-проектов Маркус считает "самость участников" - это когда в команде нет согласия, и люди проектируют интерфейсы "под себя", под свое личное видение целевой аудитории. Эти называется "дизайн ради дизайна".

Чтобы этого избежать, эксперт по проектированию интерфейсов должен проводить собеседование со всеми участниками проекта (маркетологами, представителями целевой аудитории, специалистами в предметной области и другими). Важно, чтобы люди знали, что их мнение будет услышано.

Еще для решения указанной проблемы Маркус предлагает строить так называемых "персонажей", определение которых мы давали в материале о User Experience 2007. На семинаре гуру разбил нас на группы, и мы стали придумывать персонажей-дизайнеров, которые будут пользоваться роялем в кустах, а именно Expression Studio от Microsoft. Когда мы закончили, на сцену стали выходить участники и рассказывать о рожденных ими героях.

Первым персонажем стал "дизайнер Алексей" - лысый и с бородкой. Говорят, сейчас уходят в прошлое волосатые дизайнеры а ля Раскольников в свитерах от Gap. У нашего нового дизайнера Алексея более позитивный слоган, достойный производителя фотоаппаратов: "сделать мир красивым". Он хочется самосовершенствоваться и самопиарится, подписывая все своим именем, прямо как Ленька Пантелеев.

Отличительной особенностью данного дизайнера является любовь к работе и наплевательское отношение к деньгам. Он много курит и любит выпить. Поэтому вероятнее всего для него нужно делать большие кнопки.

Другой интересный персонаж - это дизайнер, который сидит в парке или в тишине дома (не путать с "Матросской Тишиной"). Ему не нравится офис, туда он приходит только за зарплатой. Зато ему хочется учить молодых дизайнеров, не бреющих бороды. Для этого он постоянно отслеживает новые сообщения, поступившие на форум - вдруг там чего-то спрашивают.

Процесс создания персонажей реально увлекает - русский человек может генерировать такие образы бесконечно. Наверное, лучшим специалистом по генерации персонажей был бы гоголевский Манилов. Возможно, вскоре деньги из инвесторов будут выбивать не на Web 2.0, а на генерирование и лепку персон.

В кулуарах предприимчивый эксперт по проектированию пользовательских интерфейсов Артем Кузнецов ("Яндекс") предложил создать сервис по продаже персонажей. Для этого предлагалось запустить скрипт, который сгенирит множество разных образов. На самом деле Кузнецов тщательно изучал тему персонажей у одного из адептов - Алана Купера. Кому интересно, предлагаю почитать презентацию Кузнецова или сразу купить книгу Купера.

Наша задача - поймать дизайнера на даче

Другим аспектом в планировании интерфейсов является методология анализа задач. Согласно Маркусу, "анализ задачи — это набор методов, используемых для декомпозиции выполняемых пользователями задач".

Чтобы научится правильно декомпозировать, мы снова разбились на группы и стали придумывать задачи для дизайнерского портала Microsoft. Данное задание мы все выполняли с азартом юзера "Моего Круга" с галочкой "ищу работу". Участники разбились на два противоборствующих лагеря.

Первая группа придерживалась позиции, которую можно назвать "Web 2.0, партия, хабра-хабра". Признаки этой группы: бесплатный пользовательский контент, а также кармы, вакансии, знакомства. Причем Web 2.0 с элементами правильных атрибутов российской экономики - таких, как "общак" (или касса взаимопомощи). Типа, если кто из дизайнеров уходит в декретный отпуск - выдавать ему деньги на подъем. Могу себе представить лысых с бородкой дизайнеров, приходящих в офис с целью взять деньги на поддержку кассы взаимопомощи! В общем, получилась идеальная модель - сайт Microsoft с движком "Мамбы", "Редтрамом" и "хабрасилой".

Вторая группа не захотела пиарить дизайнеров, а захотела в первую очередь продвигать продукт. Сервис весь строить вокруг продукта. А от форумов подальше, чтобы не убили продукт негативом. То есть обратную связь сделать на проектах-сателлитах.

Вторая группа рассердила первую. Первая говорила, что продажа продукта - это проблемы Microsoft, а дизайнерам нужна духовность и общение. Но потом все помирились и пошли кушать разные вкусняшки.

Секретный креатив

Третье задание, которое выпало в первый день - мозговой штурм. Нужно было придумать креативные идеи для нового портала. Отчасти это задание смущало участников - ведь у каждого нормального россиянина есть чемодан идей, которые ему хочется перепродать. Однако некоторые идеи все-таки достали из чемодана и подарили Биллу Гейтсу бесплатно. Вот некоторые из них (остальные не скажу, так как пойду их быстрее продавать):

- доступ к порталу только из командной строки,
- дизайнер-трейкер, то есть система слежения за дизайнером (как было уже указано, современный дизайнер любит выпить, поэтому важно знать, в каком баре сидит дизайнер),
- стимуляция маленьких дизайнеров: делать порталы для детишек и с самого детства их мучить продуктами Microsoft

Конкурс логотипов

Завершающим событием в первый день был конкурс логотипов, проводимый империей добра Microsoft. Разыигрывали игровую приставку и какие-то программы. За каждый логотип проходило голосование в духе фильма Михалкова "12 негритят".

Было много интересных решений, однако выиграло не только дизайнерское мастерство, но и остроумие. Например, на второе место попал логотип, у которого первая буква была в стиле метрополитеновской М, а дальше была надпись "Метрософт". И самое удивительное, что этот баннер сделал реальный дизайнер всех времен и народов, а именно PR менеджер IT-Online Ирина Матвиенко.

Померяемся маскулинностью

Второй день был посвящен применению культурных моделей при проектировании интерфейсов. Данная информация важна для менеджеров, которые адаптируют иностранные бренды или клонируют чужие проекты.

В своем докладе профессор цитировал работы голландца Гирта Хофстеда: «Последствия культуры» («Culture’s Consequences», 1980) и «Измерения национальных культур в пятидесяти странах и трех регионах» («Dimensions of national cultures in fifty countries and three regions”, 1983). Согласно этим работам, существует так называемые «культурные измерения», которые отличают одну культуру от другой:

- индивидуализм / коллективизм;
- дистанция власти (большая / малая);
- неприятие неопределенности (сильное / слабое);
- мужественность / женственность;
- краткосрочная / долгосрочная ориентация на будущее.

Кому интересны более детальные определения, можно посмотреть на этом сайте. Я приведу лишь примеры, относящиеся к Интернету.

Измерение "неприятия неопределенности" хорошо видно на сайтах, посвященным образовательным учреждениям. У немцев сильное неприятие неопределенности, поэтому все конкретно - глубокая структура без право на ошибку. У английских сайтов, наоборот - не слишком сложная структура, расплывчатые ответы простым языком от учителей.

"Ориентация на будущее" видна на примере немецкого сайта Siemens, где все рассмотрено на 10 лет вперед - в отличие от китайского сайта.

Измерение "женственности" - у поисковика Еxcite в Японии есть женская версия, а в Америке нет. Российский "Яндекс", как известно, тоже отрицает существование женщин как серьезного явления нашей современности.

Учитывая такое многообразие культур, профессор сетовал о создании "культурной CMS". То есть такого движка, в шаблонах которого будут учтены различные аспекты культуры.

Носовые платки спасут мир

Я давно заметил - чем масштабнее человек, тем больше ему хочется говорить о высоких материях. Например, глава интернет-агентства iMHO VI Арсен Ревазов на конференциях рассказывает не про баблос, а про то, что через 20 лет весь мир будет использовать устройство iAll, состоящее из колец, браслетов и крокодиловых подтяжек.

В своей лекции о будущем Маркус тоже рассказывал, что пользовательских интерфейсов не будет. Будет умная одежда, компьютеры будут представлять из себя подобие носового платка. Можно будет достать платок, хорошенько высморкаться - и попасть в Интернет. Уже сейчас изобретены ткани с батарейками. Исчезнут компьютеры как предмет: все нужное будет расположено в часах и ручках.

В общем, тут не хватало русских футурологов, чтобы разгромить эти прогнозы так же, как ревазовские. Тем более что я ноутбук новый купил недавно, жалко выбрасывать.



Эрмитаж, тренд-сеттеры и американские клоны

Как говорил мой знакомый учитель по юзабиллити, настоящий журналист должен вырастить дерево, сына и дом, а также взять интервью у Маркуса. Что я поспешил и сделать.

- Я задам вам идиотский вопрос. Его наверное задают все. Что символизирует ваша шляпа?

- Это символ того, что людей объединяют разные культуры и ритуалы во всем мире. Также она забавная и запоминающаяся.

- Несмотря на плотный граффик, вы посетили много культурных достопримечательностей. Скажите, что вам понравилось в Эрмитаже?

- Для меня посещение Санкт-Петербурга, Эрмитажа было чем-то особенным. Я никогда не был там. Я видел репродукции картин Эрмитажа, но никогда видел их в оригинале. Увидеть Рубенса, Рембрандта в одной комнате - это прекрасно. Очень интересна египетская коллекция.

- У нас Петербург называют "культурной столицей", ощутили ли вы ее культуру?

- Санкт-Петербург, как и Одесса, очень открыт для разных национальностей. Уникальные сооружения итальянской культуры. Это очень мне понравилось.

- На ваш взгляд, к кому Россия ближе с точки зрения национальной культуры? Последнее время Рунен в основном клонирует американские проекты - такими клонами являются RuTube, "Вконтаке", "Одноклассники". Свидетельствует это о близости менталитета?

- Россия близка Японии, Франции, Китаю, Германии. А США, кажется более индивидуалистическая сторона. По шкале "женственности/мужественности" очень похоже на Россию. Но в России более сильное неприятие неопределенности. Однако Россия последние время очень приближается к США. Очень много вещей таких же, как в США. Например, Россия занимает второе место по числу миллиардеров.

- Можно ли сказать, что страны с большим уровнем проникновения Интернета являются тренд-сеттерами в Сети?

- Нет, это не связано. Финляндии и Корея более интернетизированы, там больше бесплатно доступа. Однако они не тренд-сеттеры.

- Какие самые лучшие сайты для мужчин, а какие для женщин?

- Мы не проводили специального исследования этой группы сайтов. Я видел много красивых сайтов в США, Японии. Но выбрать очень сложно.

- А как Вам Style.com?

(Аарон открывает сайт и начинает анализировать)

- Удивительно, что все сделано в приглушенных тонах. Удивительно элегантный. Он не экстравагантный, как многие интернет-магазины. Его цвета очень вежливые. Кому принадлежит этот сайт?

- Conde Nast.

- Если бы я посмотрел только на рисунки или фотографии, я бы подумал, что это сайт медицинский или офисного оборудования. Очень спокойный. Поэтому нравится. Правда чуть удивляет это.

- Когда мы выполняли задание по созданию персонажей, у многих участников получались образы несколько нереалистичные: "дизайнер, сидящий в парке" или "дизайнер, которому не важны деньги" (прямо герой пугачевской песни про миллион аллых роз). У меня сложилось впечатление, что мы мечтали больше, чем что создали. Это такой романтизм русского характера?

- Это был как бы первый подход, чтобы подумать, кто эти люди. Понятно, что некоторые персонажи были нереалистичны или наивны. Но вы начали думать о их деятельности. Это очень хорошо. Во многих областях дизайна и во многих проектах это не описывается. Хотя вы сконцентрировались на фрилансерах, но упустили важный сегмент корпоративных дизайнеров.

- Как же найти идеального персонажа? Что бы авантюристы и романтики не выбивали много бюджетов.

- Хороший вопрос. Лучшее, что вы можете сделать - это найти настоящих пользователей, чтобы они прокомментировали ваших персонажей. Чтобы они сказали, достаточно ли они реалистичны, мало их или много.

- А как вам понравилась идея "следить за дизайнером, может он пьет в баре"? Сейчас создается много систем офисного слежения. Насколько актуально это для США?

- Это нарушает частную жизнь. В Америке это невозможно. У нас вопросы, касающийся защиты частной жизни, очень отличаются от Финляндии и России.

- Слышали ли вы про исследование специалистов агентства "Родная Речь" о сегментации российских пользователей на основании нашей литературы? Они выделяют 5-м типов - Купец, Казак, Студент, Бизнесмен и Русская Душа. Эти образы взяты из Гоголя, Достоевского, Островского. Книга называется "Человечный маркетинг".

- Нет, я не слышал. Звучит очень заманчиво. Особенно графики интересны. Если вы увидите эту книгу на английском языке, пожалуйста пришлите ссылку.

Другие репортажи

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost