Презентация книги Лоуренса Лессига "Свободная культура" проходила в очень символичной атмосфере. Представьте: огромный павильон ярмарки "Книги России", алчная торговля фикциями в ярких обложках. И посреди этого рынка, в маленьком полупустом зале кто-то говорит, что копирайт должен умереть.
Презентация эта, огранизованная фондом "Прагматика Культуры" (они же издали русский перевод), проходила 14 марта. А 17-го на той же книжной ярмарке на ВВЦ проходил круглый стол "Литература в Интернете: станет ли она большой литературой?" Думаю, там было гораздо больше народу, и всякие пафосные выступающие, типа представителей министерств и известных пейсателей. Но туда я уже не пошел. Потому что всю картинку мы хорошо разложили по полочкам еще в среду, в полупустом зале с книжками Лессига.
Авторский лефт
Для начала немного теории. "Авторским правом" называется целая группа прав - право признаваться автором произведения, право защищать от искажения, право воспроизводить и т.д. На практике автор передает часть прав издательским компаниям. Они и становятся главными борцами за "копирайт" - соглашение, которое связывает авторов, издателей и читателей.
У читателя при этом остаются только птичьи права. Да и того все меньше: корпорации искусственно вводят в свои продукты "цифровую смерть" - одноразовые книги, некопируемые компакт-диски... А лоббируемые индустрией законы карают за обход такой защиты. В общем, скоро вас смогут судить даже за то, что вы дали почитать электронную книгу приятелю.
Самым простой ответ на это - пиратство. Но есть и более разумный подход. Надо понять, в чем проблема копирайта: эти новые законы просто копируют те, что существовали до "цифровой эпохи". Одним физическим предметом не могут пользоваться сразу много людей. Так возникает и собственность, и цена предмета, связанная с затратами на его создание. Но "цифровые предметы" живут иначе. Создать копию электронной книжки - не стоит практически ничего. Почему же нужно платить за каждую копию, как за нечто оригинальное?
Очевидно, это требует новых соглашений. И внедрить их могут только те, кто является исконными владельцами авторских прав. То есть сами авторы. Речь не идет о том, раздавать все свое добро без ограничений. Просто вместо "все права защищены" (копирайт) и "никакие права не защищены" (пиратство) пусть будет "защищены некоторые права". Причем защищать их можно на законных основаниях - но не в режиме копирайта, а под альтернативными лицензиями. Альтернатива была предложена еще в середине 80-х, когда программист Ричард Столлман основал Free Software Foundation и придумал лицензию GNU General Public License (GPL). Данное соглашение разрешает использовать код авторской программы и даже модифицировать его. Требуется лишь, чтобы все модификации распространялись под той же лицензией (то есть с открытым кодом), чтобы было четко указано изначальное авторство и описаны все изменения.
Аналогичные лицензии могут применяться и для другой цифровой продукции. Например, открытая лицензия для книг может разрешать свободное копирование - но при условии точности этого копирования, при использовании продукта в некоммерческих целях, и т.д.
Выработкой таких лицензий и занялась организация Creative Commons, созданная профессором права из Стенфордского университета Лоуренсом Лессигом. Кроме того, Creative Commons - это еще и хранилище для программ и других цифровых произведений, которые выпущены под открытыми лицензиями.
Юристы отдыхают
Красивая теория, однако, не очень хорошо реализуется на практике. Современное законодательство основано на классическом копирайте. Оно предусматривает, например, наказание за раскрытие чужого кода. Но можно ли на основе того же закона преследовать за НЕраскрытие кода, то есть присвоение себе чужого творчества, выпущенного под "открытой лицензией"? С этим пока не разобрались даже на Западе.
В российской прессе о Лессиге заговорили в 2001 году, когда профессор выступил в защиту Дмитрия Склярова, арестованного в США за программу для взлома электронных книг Adobe. Вновь я услышал имя Лессига на устах соотечественников лишь через год, на семинаре "Современное авторское право в Интернете" в Питере. Хотя ни о каких Creative Commons речь даже не шла. Пытались выяснить хотя бы, каков в России статус GPL - самой простой, программерской лицензии "открытого кода".
Так и не выяснили. Юрист Андрей Миронов заявил, что для защиты авторского права на основе GPL не требуется изменений в российских законах, поскольку нарушение GPL может трактоваться как нарушение договора между разработчиком и клиентом. Но питерский правовед Виктор Наумов заметил, что российский закон об авторском праве не позволяет регламентировать права на еще не созданные объекты. После переработки чужого кода получается самостоятельный объект авторского права, и формально по закону можно отказаться открывать его код, как предписывает GPL. Миронов предложил апеллировать к нормам международного права, к которым относятся соглашения типа GPL. Наумов в ответ напомнил, что российские суды чаще руководствуются буквой своего закона, а не принципами международного права.
С тех пор прошло пять лет. Но как разрешится это противоречие, до сих пор непонятно. И виноваты вовсе не юристы. Просто для юридической защиты новых отношений они должны в первую очередь стать экономическими.
Русское копиратство
А про электронную нашу экономику я уже рассказал в предыдущих колонках. Нужна только одна связочка. Помните такого господина О'Рейли, который раскрутил термин "Web 2.0"? Так вот, этот самый господин - всего лишь жалкая, жуликоватая пародия на Лоуренса Лессига. Эдакий "Лессиг для чайников". Поскольку ни О'Рейли, ни фанаты его дванольного маркетинга очень не любят говорить о том, что Лессиг говорит уже много лет. О том, кому принадлежит пользовательский контент.
В этом смысле Лессиг - человек будущего даже для Америки, которая плотно подсела на упрощенную, о'рейлевскую схему новых отношений. Но как уже было сказано, они там могут позволить себе этот "коммунизм 2.0". Они уже наелись, напокупали домиков в деревне, и рады поиграть в сетевую игру под названием "поделись с незнакомцем". Вслед за банальной Вебдванолью они освоят и открытые лицензии Лессига, чтобы "делиться" на легальной основе.
В нашем же феодальном Рунете процесс идет в другую сторону. Стремление России в ВТО уже привело к закручиванию гаек копирайта. Тут и свежие поправки к закону об авторском праве, тут и свежие наезды на музыкальные сайты. Тут и история "Microsoft против Поносова" - прокуратура продолжает долбить директора сельской школы, хотя даже президент назвал это дело "чушью собачьей", а все остальные вообще уже перестали понимать, кому в этой истории нанесен ущерб.
Так что же? Придется ждать, когда у нас вырастет наевшийся средний класс? Ну, некоторые считают, что само развитие Интернета потребует новых правовых отношений - более гибких, чем крайности "копирайта" и "пиратства".
Увы, это не сильно ускоряет процесс. Достаточно вспомнить печальную историю электронной библиотеки "КМ онлайн". Сначала они наворовали в Сети чужих текстов. Потом объявили, что будут легализоваться, заключать договора, платить авторам... Получили под эту идею несколько миллионов - и? Ничего. Чтобы отмазаться за растраты, свалили все на Максима Мошкова, и в конце концов сами погорели на пиратстве. Вот и вся экономика переходного периода.
На презентации книжки Лессига генеральный директор ООО "Литрес" Алексей Кузьмин и генеральный директор ООО "Агентство авторских прав в Интернете" Олег Колесников рассказывали о новом плане такого рода. Они взяли под крыло ряд сетевых библиотек, включая известные (пиратские? конечно, пиратские!) Aldebaran.ru и Fictionbook.ru. И собираются их монетизировать. С авторами заключат договоры и будут им платить. Так что лично я могу уже пойти и получать свои денежки, поскольку мои тексты там выложены - без спроса, разумеется, давно уже. Но теперь вроде обещали сделать все цивилизовано. И пока проект выглядит гораздо приличней, чем в случае КМ.
Но что с лицензией? А ничего нового. На электронные тексты поставят "тройную защиту" от копирования. Чтобы читатель даже копи-пейст сделать не смог. Только читать. То есть получаем возвращение к классическому копирайту, который в сетевой версии еще более жесткий, чем в бумажной.
Законы леса
Чтобы скрасить немного эту мрачную картину, я еще на презентации предложил несколько вариантов выхода из кризиса "выживания книг в Интернете". А именно - авторы могут устанавливать собственные, прямые отношения с читателями, не дожидаясь ни лицензий Creative Commons, ни еще каких-либо "посредников". Способы, конечно, грубые. Лесные такие. Зато реалистичные, и в основном проверенные на себе.
1) Другие деньги. В ноябре 2004 года, участвуя в международном конкурсе блогов, который проводила "Немецкая волна", я обнаружил смешную дыру: можно было снова голосовать за того же участника через 10 минут. О дыре было сообщено организаторам, но они не почесались. Зато другие участники тоже обнаружили дыру и стали накликивать себе голоса. Тогда я и предложил свои читателям проект "Немецкая Машина Желаний". Условие было простое: если к концу голосования мой блог Time O'Clock окажется на первом месте, я опубликую полную версию романа "2048". Если же первого места не будет... "ну, тогда я очень расстроюсь, и возможно, в порыве ярости уничтожу это прекрасное творение своего гения!" В общем, мы победили, и все получили свои призы.
Сейчас любой автор может устраивать такие игры уже с деньгами, используя в качестве голосовалки какую-нибудь систему электронной оплаты или даже специальный сервис для сбора пожертвований. В 2000 году подобный эксперимент с "прямыми платежами читателей" проводил Стивен Кинг. Говорят, он был разочарован. Переводя на русский язык - полмиллиона долларов, полученных через Сеть, ему показалось маловато. Переводя на совсем русский - чувак зажрался.
2) Другие ценности. Практически все мои художественные тексты опубликованы в Интернете бесплатно. И по моим прикидкам, я получил от этого гораздо больше пользы, чем если бы издавал их на бумаге. Просто польза эта выражается не деньгами.
Чем именно - угадайте сами. Впрочем, если кому это сложно, можете использовать сетевую публикацию как легкий способ добраться до бумажной - не через хождение по издателям, а через создание себе такой сетевой славы, чтоб издатели сами пришли. В начале года мы прогнозировали новый книжный бум на блогах - и вот пожалуйста, "Амфора" уже включилась в охоту за дневниками. Сам я, правда, отношусь к этой конверсии скептически. Но важнее другое: при такой схеме бумажная публикация, хороша она или плоха, в любом случае вторична по отношению к сетевой. Это не основная игра, это просто бонус. Скажем, недавно ЭКСМО подготовило к изданию мою книжку - а потом испугалось ее издавать. Ну и что? Я как автор ничего не теряю: я уже получил свои плюсы от сетевых публикаций, а теперь благодаря ЭКСМО у меня есть отредактированная и откорректированная версия текста. Прям хоть сейчас посылай в сервис мобильных книг.
3) Другие формы. В комментарии к Блугеровской премии я сравнивал блоги без Сети с кораблями без моря. Ну а книги без бумаги - это, наоборот, паровозы без рельсов. Можно, конечно, прикручивать к ним винты и учить их плавать... Вот только надо ли? Книга - это бумажный формат, со всеми минусами бумаги как медиа. Во-первых, одностронняя, безответная передача сообщения. Во-вторых, сам жанр, или, проще сказать, объем: никто не будет запускать печатный станок ради одного стишка или одной "мысли дня" - вот и возникают все эти кирпичи в полмегабайта (романы, антологии и т.д.). С экрана их читать замучаешься.
Зато в Сети есть свои жанры. Другой транспорт, более подходящий для этой среды - вместо бумажного паровоза без рельсов. И в этих новых формах творчество монетизируется гораздо проще: будь то мечта блоггера, или почтовая рассылка, или сервис вопросов и ответов. Вы скажете, это не Настоящая Литература? Да и хер с ней. Вы бы еще Настоящий Балет вспомнили.
PS. Меня частенько обвиняют, что я очень пессимистичен по поводу русского Web 2.0. И вот что я надумал - давайте устроим конкурс. У меня после презентации осталась пара книжек Лессига, прямо из типографии. И я готов раздать их на конкурсной основе. Напишите нам свою позитивную статью о том, как правильно организовать русский бизнес в стиле Web 2.0. Присылать статьи можно на info@webplanet.ru. Последний срок - День космонавтики, т.е. 12 апреля.
Все присланные статьи будут публиковаться на "Вебпланете" (при условии, конечно, что они грамотны и не повторяют известных банальностей). Авторы двух лучших статей получат по книжке, полное название которой звучит так: "Лоуренс Лессиг. СВОБОДНАЯ КУЛЬТУРА. Как медиаконцерны используют технологии и законы для того, чтобы душить культуру и контролировать творчество".