Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Музыка осени: что будет с MP3?

Право | обзор | 29.08.2006 16:50

С 1 сентября в России вступает в силу новый закон, касающийся продажи и распространения аудио- и видеопродукции в Интернете. В связи с этим ожидаются кардинальные изменения в данной сфере, которая сейчас на 99% состоит из контрафактной продукции. В частности, усилятся позиции сайтов, распространяющих музыку в формате MP3 легально.

Что говорит закон

В настоящее время продажа аудио- и видеопродукции в российском сегменте Интернета регулируется законом “Об авторском праве и смежных правах”, который позволяет российским дистрибьюторам осуществлять “коллективное управление правами” без согласия авторов. Формально это означает, что сегодня музыку в формате MP3 можно скачивать из Интернета для предварительного прослушивания в обход правообладателей. Очевидно, что де-факто композиции скачиваются пользователями не для предварительного прослушивания, а для постоянного пользования. Подобное распространение считается незаконным с точки зрения правообладателей.

Условия таковы, что при существующей версии закона любой желающий, имеющий личную подборку MP3 файлов, может открыть свой Интернет-магазин. Для этого ему потребуется заключить лишь договор с компанией коллективным управляющим правами, которая принимает отчисления даже за тех исполнителей, с которыми у неё не заключены контракты, коих у неё, следует отметить, подавляющая часть. С точки зрения мировых стандартов права такая ситуация как минимум сомнительна.

Ситуация на российском рынке распространения MP3 близка к катастрофичной. По оценкам Международной ассоциации производителей фонограмм (IFPI), в 2005 г. объем рынка музыкальной продукции в России составил $388 млн., а рынок пиратской музыки — около $400 млн. Существенная доля этих цифр приходится на продажи через Интернет. Стоит также отметить, что рынок продаж музыкальных файлов растет во всем мире. По оценкам той же IFPI, в 2005 году на долю онлайновой музыки в мире приходилось 7% ($800 млн.) от общего объема проданной музыки. В США и Европе через ведущие сетевые магазины было продано более 260 млн. музыкальных композиций (в 12 раз больше, чем в 2003 году).

Особенное недовольство западных правообладателей связано с российским порталом Allofmp3.com, который по некоторым оценкам занимает второе место по объемам продаж после крупнейшего легального распространителя iTunes. Сайт Allofmp3.com, по всем нормам международного права являющийся пиратским ресурсом, продает композиции в несколько раз дешевле, чем легальные дистрибюторы (0.10$ за одну композицию по сравнению с 0.99$ у iTunes), прикрываясь существующим российским законодательством. IFPI уже подала в суд на Allofmp3.com с требованием закрыть ресурс. Если раньше это не представлялось возможным из-за отсутствия состава преступления согласно российскому законодательству, то с внесением поправок, Allofmp3.com становится ресурсом, деятельность которого является полностью незаконной.

Поправка к закону “Об авторском праве и смежных правах”, которая вступает в силу с 1 сентября 2006 года, закрепляет за автором “право на доведение до всеобщего сведения”. Автор получает исключительные права на то, чтобы “осуществлять или разрешать сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору”. Эта поправка вносит в существующую схему распространения требование обязательного наличия соглашений между Интернет-магазинами и непосредственными правообладателями, которая, по сути, ломает существующую схему продажи цифровой музыки на основе коллективного управления правами. С внесением поправки все российские электронные ресурсы, не осуществляющие соответствующих отчислений правообладателям, оказываются вне закона. Под эту категорию подпадает 99% российских музыкальных Интернет-магазинов.

Чем отвечает Рунет

Уже сейчас видны последствия вносимых изменений. Совсем недавно был закрыт один из крупнейших электронных каталогов MP3 Mp3search.ru. В настоящее время по данному адресу действует ресурс Getmusic.ru, обладающий куда более скромным ассортиментом.

Российские распространители MP3 пытаются выйти из ситуации любыми возможными способами. Владельцы Allofmp3.com категорически отрицают то, что их ресурс является пиратским и размещает на своем сайте соответствующие заявления. Другой крупный российский распространитель Mp3spy.ru на днях запустил акцию по распродаже своих ресурсов, обосновывая ее повышением цен на цифровую музыку с 1 сентября, связанным с изменением законодательства. В рамках данной акции номинал карт оплаты услуг Mp3spy.ru автоматически увеличивается вдвое.

Большинство российских ресурсов по распространению музыки в формате MP3 с 1 сентября перейдет в разряд полностью нелегальных. В связи с этим есть два возможных пути дальнейшего развития рынка цифровой музыки в России. Либо эти ресурсы будут закрыты за нарушение законодательства, либо им придется в срочном порядке заключать договора с теми правообладателями, чьей продукцией они так долго торговали без их согласия. Очевидно, что получить права на распространение нескольких миллионов композиций до конца августа невозможно. Это будет означать резкое снижение ассортимента подобных ресурсов при общем росте цен. Вряд ли это скажется положительно на популярности данных дистрибьюторов.

Но это не означает, что абсолютно весь российский сегмент рынка распространения цифровой музыки столкнется с подобными проблемами. Уже сейчас появляются порталы, которые занимаются распространением музыки в формате MP3 с соблюдением всех авторских прав: уже упомянутый GetMusic, SoundKey, AudioFind.ru, Yanga!.

Портал SoundKey, детище информационного ресурса Звуки.Ру и Softkey.ru, работает напрямую с лейблами и музыкантами, предоставляя им возможность самим размещать музыку на портале и определять ее стоимость. В настоящее время на сайте зарегистрировалось около 30 отечественных исполнителей.

Порталы AudioFind.ru и открывшийся вслед за ним Yanga! вкладывают в свою работу более высокие бюджеты и работают по схеме ведущих западных Интернет-магазинов, являясь распространителями одного из крупнейших каталогов цифровой музыки The Orchard. В настоящее время ресурсы не могут похвастать наличием музыки от мейджор-лейблов, но обещают расширить свой ассортимент, заключив контракты с другими дистрибьюторами легальной цифровой музыки, в том числе и с российскими. Посмотрим, справятся ли они с этой задачей достойно. Приятно осознавать, что у всех ресурсов довольно демократичные цены: все порталы предлагают музыку в среднем по цене 8-9 рублей за композицию.

Ожидается, что в ближайшее время грядет целая серия подобных стартапов по распространению легальной цифровой музыки. Пока неизвестно, по какой схеме они будут работать, но в том, что они появятся можно не сомневаться. В качестве примера можно привести проект-долгострой Mp3.ru, о котором говорят уже давно и который должен быть открыт уже буквально на днях. В целом, появление в России подобных ресурсов и тот факт, что они находятся в постоянном развитии, дает надежду на благоприятный исход ситуации и искоренение пиратства.

разделы: обзор | Право
теги: mp3 | Халява

Другие обзоры

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost