Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

С днем рожденья, дорогая!

| 08.12.2006 21:51

На этой неделе интернет-журнал "Вебпланета" отметил пятилетие. Официально сайт открылся 4 декабря 2001 года, и его главный тогдашний конкурент "Нетоскоп" сохранил исторический отчет о содержании и планах свежеиспеченного интернет-издания. Читать этот отчет сейчас очень забавно, потому что описанный там Рунет 2001 года поразительно напоминает нынешний: очередные "броуновские движения" в стане интернет-изданий.

Наша, то есть нынешняя редакция, пришла сюда всего пять месяцев назад, в июне. Впрочем, доставшееся нам издание не особенно менялось за предыдущие годы, то есть и по содержанию, и по технологиям пребывало на уровне 2001. В августе мы запустили новую версию сайта, которая в основном потрясла читателей своим недизайном - ибо все остальное они на тот момент еще не успели рассмотреть. Поэтому сегодня я в своей колонке главреда расскажу немного о том, что мы успели тут наворотить на пять месяцев.

Что такое "журнал"

Я не думаю, что обычных читателей "Вебпланеты" интересуют такие вещи, как число наших читателей (которое выросло в два раза по сравнению с весной), или наши места в каких-нибудь рейтингах цитируемости (которые получаются безо всякой рекламы, оптимизации, и даже без увеличения размера редакции).

Что касается нашего контента - его можно просто посмотреть здесь, на сайте. Так что про него рассказывать отдельно нет смысла. Кроме, пожалуй, одной вещи. Нас время от времени обвиняют в авторской субъективности, которая якобы не должна просачиваться в "официальное издание".

Между тем, наше издание не является новостным агентством типа "РИА Новости". У нас даже в логотипе написано: "журнал". Если кто не знает, что это такое, поглядите другие журналы - как в офлайне, так и в онлайне. Едва ли во многих из них вы увидите большое количество сухих "официальных" новостей. Зато вы обнаружите, что для издания типа "журнал" очень характерно иметь и свой собственный стиль, и большое количество авторских материалов с "субъективными" авторскими мнениями. А "Вебпланета" - это журнал. Более того, кроме выражения наших мнений, мы предоставляем и читателям возможность выражать свои.

Однако есть важное отличие нашего журнала от "полной вебдванольности", которая шагает по планете семимильными шагами. А именно - в наших новостях мы всегда указываем источники (а чаще всего - первоисточники) и авторов используемых цитат. Мы не публикуем "слухи" и "баяны". А если комментируем чьи-то чужие сообщения, то наш авторский контент достаточно заметно отделим от чужого. Я думаю, эти хорошие привычки классических СМИ стоит сохранить, какая бы новая "вебдваноль" вокруг не размножалась.

После блогов

После такого легкого наезда на недостатки Web 2.0 забавно отметить, что нынешняя "Вебпланета" построена на блоговом движке Drupal. Если взять ленту всех наших публикаций, или ленту статей одного автора, то это и будут блоги.

К счастью, движок умеет гораздо больше. К счастью - потому что сами по себе "блоги", то есть записи в обратной хронологии с комментариями - достаточно примитивное явление 10-летней давности. На сегодняшний день гораздо интересней понять, какие "над-блоговые" механизмы организации контента нужны для удобства работы со всеми этими расплодившимися "лентами".

Есть, к примеру, такая модная штука, как "тэги". Почему мы их не используем? Потому что у тэгов на сегодняшний день два главных предназначения. Во-первых, "облако тэгов" можно использовать как диагноз для вступления в Ассоциацию Анонимных Андроидов. Во-вторых, тэги можно использовать как новую форму поискового спама или персонального рекламного зомбирования.

Что же касается пользы тэгов для удобства читателя, то она очень сомнительна: в этом смысле тэги мало отличаются от обычных ключевых слов для поиска. А если и отличаются, то чаще в худшую сторону - ну к примеру, часто ли на "тэгизированных" сайтах вы видели возможность выбора текстов по нескольким тэгам сразу?

Именно поэтому мы используем более простую категоризацию нашего контента по лентам. В левом меню есть два блока категорий: темы (Деньги, Право, Безопасность и т.д.) и форматы (Новости, Интервью, Мнения и т.д.).

Большинство категорий существовали и в старой версии журнала. Но сейчас любую категорию можно читать отдельно не только через сайт, но и в экспортном варианте - через RSS или почтовую подписку. В нашей версии "Вебпланеты" добавилась тематическая категория Игры (со своей особой идеологией). А среди новых форматов - Обзоры, Ноу-Хау, Новости компаний (пресс-релизы) и английский дайджест (опять же, с высокими целями).

Кроме того, теперь можно подписываться на ленты комментариев к отдельным статьям, либо на материалы отдельных авторов. Каждый личный паспорт пользователя, в свою очередь, содержит три личных блога: все статьи автора, все его комментарии и все его "вопросы и ответы". Такая вот многомерная категоризация. Нам пока хватает.

Как стать Экспертом

Помимо замыленного термина "блог", существует еще такой замыленный термин, как "сообщество". Хотя уже сто раз говорилось, что о настоящем "сообществе" речь может идти только тогда, когда в нем работает "управление неоднородностью". То есть существует разумная система статусов/ролей пользователей, а не просто толпа однородных "узеров".

Вот какие роли есть сейчас на "Вебпланете":

- анонимный Гость: может только писать комментарии и отвечать в форуме "Вопросы и ответы";

- обычный (зарегистрированный) Пользователь: может все то, что и анонимный Гость, плюс имеет свой паспорт, плюс может задавать вопросы в "Вопросах и ответах";

- Эксперт: может все, что Пользователь, плюс возможность публиковать свои статьи в определенных разделах. Или, если говорить модным языком, "вести свой профессиональный блог", материалы которого попадают в ленты публикаций "Вебпланеты" и на главную страницу.

Как определяется, кто станет Экспертом? Вообще-то для этого в интернет-сообществах существуют разные навороченые механизмы: оценки, рейтинги, кармы и т.д. "Вебпланета" использует совершенно альтернативный вариант выбора экспертов. Но мы вам его не скажем! Ведь если алгоритм неизвестен, его гораздо труднее взломать.

Тут может возникнуть вопрос: а как же люди становятся Экспертами "Вебпланеты", если мы не обнародуем механизм? Удивительно, но каким-то образом они становятся! - их уже больше 30 человек собралось! Может, это и отличает Эксперта - умение стать им без разжеванного алгоритма? Тест Неизвестностью - самый лучший тест на свете.

Больше сервезов?

Последнее новшество, которое появилось на "Вебпланете" - это форум "Вопросы и ответы". Он конечно попроще, чем известные аналоги, существующие уже давно, или новые, более "живые" системы сетевой помощи. Но мы не спешим с фенечками: сервис будет развиваться по мере его использования, так что все новое в нем будет связано с практической необходимостью.

То же самое касается и разных других "новых сервезов". Да, сейчас модно добавлять новые игрушки на сайты интернет-изданий чуть ли не каждый месяц - но такая политика в основном происходит из желания во что бы то ни стало увеличить аудиторию. В нашем случае такая "портализация" вряд ли нужна: у нас специализированное издание, где в любом случае не будет миллионной аудитории. Потому и новые сервисы, если будут - то будут специализированными и практичными.

На данный момент в наших планах стоит три таких сервиса. Во-первых, улучшенный поиск по сайту. Во-вторых, мобильная версия. А в-третьих... ну, это пока секрет. Потому что такой штуки ни у кого нету. Так что если получится - будем первыми, а не получится - так чего обещать?

Всюду жизнь!

По-моему, давно пришло время умереть стереотипному образу "интернетчика" как очкастого зануды, который сутки напролет сидит у монитора и света белого не видит. По крайней мере, "Вебпланета" очень любит офлайновые, то есть нормальные живые мероприятия - что неплохо отражает наш раздел "Репортажи".

Вчера мы наконец устроили и собственное мероприятие, отметив пятилетие журнала. Куда, между прочим, пригласили рассылкой всех зарегистрированных пользователей "Вебпланеты". Конечно, не все они в Москве. Но в общем, человек на 500 мы расчитывали. Собралось в несколько раз меньше, хотя все равно немало (подробный фоторепортаж на подходе). Однако все-таки в основном это были люди, которых мы знаем лично, либо которых дополнительно позвали телефонным звонком или по аське.

Мораль: пользователи "Вебпланеты" до сих пор воспринимают самих себя как пассивных читателей классического СМИ. Оно и понятно: все-таки почти пять лет этот сайт так и работал. Однако времена меняются - Интернет становится все мобильнее, и для того, чтобы общаться с "братьями по разуму", уже необязательно все время торчать за монитором в четырех стенах. Так что следите за нашими объявлениями! Мы обязательно придумаем еще что-нибудь живое.

разделы: мнения |

Другие мнения

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost