Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Человеческие вопросы, человеческие ответы

Сервисы | обзор | 20.10.2006 05:17

Когда вымрут классические поисковики, им на смену придут более естественные сервисы "вопросов и ответов". На днях к таким игрокам, как Google, Yahoo! и Microsoft, присоединилась со своим "вопросником" и компания Amazon. В Рунете такие проекты тоже есть, и "Вебпланета" только что запустила один из них. В данном обзоре вы найдете описания основных моделей таких сервисов.

Yahoo! Answers: бесплатная развлекуха

Yahoo! Answers работает бесплатно, зато пользователю приходится загружать и - по желанию - смотреть рекламу. Ответить на вопрос может любой желающий, чем и обусловлена более высокая динамика появления ответов. Впрочем, здесь люди не столько ищут необходимую им информацию, сколько делятся своими переживаниями с окружающими. Одного пользователя, например, интересует, болит ли у других посетителей что-нибудь, и сильно ли их это беспокоит. Так что Yahoo! Answers - это скорее способ отвести душу. Виной тому, как можно легко догадаться, стала бесплатность сервиса.

Набор инструментов достаточно стандартный - поиск по ключевым словам, по категориям, сортировка по дате добавления и количеству ответов. Могла бы стать полезной установка тэгов, но ее нет.

Тем не менее, проект может похвастаться определенными достижениями: он занял второе место после «Википедии» в списке интернет-справочников. Только в июне сайт посетили свыше 12 миллионов человек. А осенью результаты поиска по базе Yahoo! Answers были включены в выдачу основного поиска Yahoo!

«Ответы@Mail.Ru»: игры мудрецов

При запуске этого проекта директор Mail.ru Дмитрий Гришин назвал его "первым в Рунете масштабным проектом социального поиска". На самом деле, "социальным поиском" называется нечто иное - разметка результатов поиска пользователями, с последующим использованием этих "оценок" в машинном поиске.

Что же касается «Ответов@Mail.Ru», то они сделаны гораздо проще, по аналогии Yahoo! Answers. Вопросов, из которых человек, их задавший, может извлечь какую-то пользу для себя, довольно мало. На первой странице сервиса можно увидеть список последних вопросов. «Какая сегодня погода в вашем городе?» - спрашивает один. «Что вы думаете, когда смотрите на кирпич?» - мучается пользователь второй. «У кого-нибудь есть ненужный аккордеон?» - взывает третий. Действительно полезным кажется вопрос: «Какой шампунь самый лучший?», и среди ответов есть довольно внятные. Разумеется, вопрос об отношении пользователей к пробуждению Ктулху тоже присутствует.

Зато здесь предусмотрен рейтинг «ответчиков». Тот, чьи ответы оцениваются хорошо, получает статус Знатока или даже Мудреца.

Поначалу слегка, а потом все сильнее и сильнее раздражает полная неграмотность многих участников, но куда деваться - такова аудитория портала. Инструменты для поиска и сортировки вопросов также стандартны - категории, выстраивание по дате и по количеству ответов.

Таким образом, «Ответы@Mail.Ru» стал «нашим ответом Yahoo! Answers» с поправкой на менталитет. По мнению Игоря Ашманова, «проект прикольный», своего рода «развлекательно-познавательный сервис и место для тусовки». Однако назвать его серьезным пока никто не решается. Так, очередной бантик на косичке, а никакой не «прорыв».

MS Live QnA: догнать моду

Сервис MS Live QnA, который Microsoft запустила, как кажется, в большой спешке и с желанием снять ну хоть какие-нибудь сливки, тоже пока ничем особенным не отличается от вышеописанных. Можно задавать вопросы, можно отвечать на них, можно голосовать.

Приятным нововведением стала система тэгов (пришедших на замену категориям), которые пользователь может самостоятельно назначать своему вопросу. Правда, некоторые специалисты, включая основателя Digg.com, уже указывали, что "мода на тэги" хороша не для всех. А кое-кто даже предложил создать Ассоциацию Анонимных Андроидов, где любовь к "тэговым облакам" является диагнозом.

В целом же компания Microsoft, «вопросник» которой до сих пор пребывает в стадии бета-версии, кажется, просто не успела к раздаче.

Askville.com: оценка пятеркой

Буквально на днях компания Amazon тоже выпустила сервис-вопросник. Здесь бета-тестирование хитрое, только по приглашению от уже зарегистрированного участника - то есть фактически Amazon формирует сообщество.

Данный сервис, также как Yahoo! Answers и MS Live QA, позволяет задавать вопросы бесплатно. Но есть три интересные тонкости. Первая уже названа: формирование сообщества. Во-вторых, число возможных ответов на каждый вопрос в Askville.com ограничено пятью. Причем они не публикуются в открытом доступе до тех пор, пока их не станет пять (хотя ответы можно обсуждать в публичных комментариях к каждому вопросу). Когда пять ответов собраны, их авторы и автор вопроса оценивают их голосованием, причем у автора вопроса на один голос больше. И только после этого ответы публикуются. То есть результат больше похож на эдакую "Википедию ответов", только с пятью вариантами.

Ну и в-третьих, авторы вопросов и ответов награждаются "виртуальными монетами". Что с ними делать, пока не понятно: говорят, они будут как-то действовать в новом сообществе Questville.com, которое еще не открылось. Но зная, чем занимается магазин Amazon.com, можно предположить, что за этим тоже стоит какая-то практичная модель.

Google Answers: цена вопроса

Пожалуй, самый продвинутый массовый сервис вопросов и ответов - это Google Answers. Он дает возможность пользоваться услугами квалифицированных специалистов по поиску в Сети. Человек, задающий вопрос, определяет категорию вопроса и цену, которую он готов заплатить за грамотный ответ. «Квалифицированным специалистом» может попытаться стать любой - для этого нужно зарегистрироваться и пройти тест, после чего смело получать 75% от назначенной суммы в случае хорошего ответа. Если же многие будут не довольны результатами, то право отвечать у такого специалиста отнимут. Средняя цена вопроса составляет 5-10 долларов США.

Также на сайте Google Answers приведены многочисленные советы на тему: «как правильно задать вопрос». Это важно, поскольку хороший вопрос должен содержать половину ответа. Кроме того, автор вопроса может похвалить отвечающих и оценить их мастерство в «звездочках» - от одной до пяти. Разумеется, предусмотрен и поиск по вопросам - всем, отвеченным или оставшимся без ответа. Занятно, что русскоязычных вопросов на этом сайте практически нет.

Genon.Ru: оплата за популярность

Русскоязычный сервис, который только недавно заявил о себе, напоминает Google Answers, но все же похитрей. Компания выплачивает денежное вознаграждение авторам ответов и редакторам. Суммы связаны с популярностью: автор получает 30 рублей за 1000 посещений своих ответов, редактор получает 10 рублей за 1000 посещений проверенных им ответов. При этом в пользовательском соглашении есть статья, которая предписывает автору не использовать материалы других авторов, либо использовать только с разрешения автора.

Что касается заработка самого проекта, то «если ответ вам необходим в короткие сроки, то вы можете указать сумму, которую готовы заплатить за ответ» - сказано на сайте. Видимо, в этом и заключается главное отличие от Google Answers. Впрочем, не исключено, что со временем будут подлежать оплате не только «срочные» ответы, но и какие-то другие. Или на сайте появится реклама. Но с посетителями у российской компании пока не задалось.

Специализация и локализация: лучше меньше, да лучше

У всех описанных проектов есть одно слабое место - их массовость и примитивность, рассчитанная на эту массовость. Достаточно сравнить Ответы@Mail.Ru с ранее возникшим в Рунете сервисом Askme.ru, чтобы увидеть, как вредна масса. Казалось бы, почти такой же сервис. Но сообщество - компактней, социальные связи - крепче, правила модерации - более четкие. И в целом сервис выглядит более информативным.

Заслуживает упоминания также проект "Школа Жизни". Там, правда, вопросы формулируют сами отвечающие - однако имеется интересная система оценок, формирующая статус в сообществе, и даже система денежной оплаты с учетом этого статуса. Осталось добавить возможность задавать вопросы "со стороны", чтобы получить сервис из разряда вышеупомянутых.

На Западе, кстати сказать, тоже есть еще целый ряд "нединозаврских", то есть менее известных сервисов-вопросников: Wondir.com, Oyogi.com, Yedda.com и т.д.

Более того, сервисы "вопросов и ответов" в том или ином виде давно существуют на отдельных сайтах. Служба поддержки провайдера или спортивный форум - это уже "вопросы и ответы". Как и в массовых сервисах, наиболее важным здесь является критерий "экспертности" отвечающих. Однако очевидно, что небольшому тематическому сайту или сообществу гораздо легче определить для себя и для пользователей такие критерии.

Легче и определиться с бизнес-моделями, которые могут быть гораздо более разнообразными, чем в массовых сервисах. Вот некоторые примеры:

- платят пользователи (рассылка Ашманова, дающая доступ в закрытый экспертный форум)

- сайт платит эксперту для привлечения пользователей и продажи рекламы (консультации на Mama.ru)

- эксперты платят за возможность самопрезентоваться в аудитории потенциальных клиентов (консультации на Eva.Ru)

- пользователи и эксперты общаются бесплатно, для взаимного удовольствия (бизнес-линч Артемия Лебедева).

- ну и наконец, желающие могут попробовать угадать, какая схема будет использоваться в нашем сервисе "Вопросов и ответов", который на днях открылся для бета-тестирования на "Вебпланете". Пока что правила очень простые.

разделы: обзор | Сервисы

Другие обзоры

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost