Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Двигло для Бло

| | 27.07.2006 10:37

Хотя колонка главреда опять посвящена развитию «Вебпланеты», я начну издалека: с продолжения темы, которую поднял Антон Носик в статье «Гонорар для блоггера».

Напомню, его статья закончилась на больших перспективах для владельцев «блоговодческих хозяйств». Забавный этот термин вызывает множество ассоциаций с разными другими отраслями народного хозяйства. И даже вызывает вопрос — что такое «отрасль»? Нечто растущее, если буквально. Одна из веток. А тут и более интересные вопросы: способно ли российское блоговодчество быть чем-то растущим, и что для этого надо?

Возьмем, к примеру, такое явление, как продажа цветов у метро. Рост их происходит не у нас, а в Голландии. К нам они приходят в «отрезанном» виде. Дальше не растут. Хотя и радуют глаз какое-то время, на чем и делается бизнес цветочных ларьков. Но слово «отрасль», если совсем буквально, тут не канает.

В ближайшее время мы наверняка услышим множество историй о том, как кто-то сманил к себе очередного модного блоггера Сашу Бло (был такой персонаж-журналист у Пелевина), а то и перекупил целое сообщество. Но вопросы роста так и не получают ответа. Цветочки можно срезать и продать, а дальше что?

Откуда растет трава

Весной в докладе на КИБе я сформулировал критерии некой штуки под названием «социальная CMS». Там предполагалось множество полезных возможностей для организации сообществ, включая те же блоги (это даже не самая сильная возможность, кстати). Но главное тут вот что: CMS, или система управления контентом — это не один сайт, а платформа для создания разных сайтов.

Даже если сократить эту фантастику до более простого, но все еще универсального блогового движка, то и здесь, увы, трудно заметить отечественного производителя. То есть именно того, кто создавал бы почву для выращивания, а не только для перепродажи гербариев.

И не то чтобы у нас люди глупее. Можно вновь повторить, что первые веблоги появились в Рунете раньше, чем появилось само слово «веблог». Ну так и радио изобрели у нас — просто не смогли поставить на поток продажи так быстро, как это сделал Маркони. Потому что наш Попов просто «служил», а вовсе не был владельцем бизнеса.

С движками ситуация похожая. Возникает, к примеру, интересная платформа под названием НПЖ. И блоги там, и рабочие группы, и еще куча прибамбасов. Но сильно развиться эта штука не успевает: «Яндекс» покупает разработчиков и приковывает их к своим галерам в Москве. Однако сам «Яндекс» не занимается контент-проектами, он только лишь строит роботов, которые ковыряются в чужом контенте. Так что «Яндексу» ни к чему всякие там блоги и социальные CMS.

Правда, от полузаброшенного НПЖ остается небольшая «отрасль»: это студия JetStyle, создавшая на основе НПЖ симпатичный проект «Деловой Квартал». Но мы же понимаем — это Екатеринбург. Законодатели моды не могут жить в Екатеринбурге. Это нонсенс. Это разрушит весь мааасковский бизнес. Кириллу Готовцеву станет трудно рекламировать старинный java-движок Дмитрия Завалишина под сакраментальной завлекалочкой «мы делали такое для Яндекса!» Нет, не надо столичным маркетологам такого демпинга из провинций.

А есть истории и посмешнее. Холдинг «Рамблер» долгое время разрабатывает блоговый проект «Планета». Сообщается, что в разработку заложена крутая математическая модель, которая в дальнейшем позволит привязать к «Планете» все на свете и даже еще кое-что из других галактик. И вот проект открывается… сразу после этого главный разработчик «Планеты» покидает палубу корабля. Он отправляется в другую компанию, делать сервисы знакомств.

Однако свято место не пустует: в «Рамблере» тут же появляется группа перебежчиков из Mail.Ru, имевших отношение к разработке тамошней блоговой платформы, которую выкатили на месяц раньше. Казалось бы, удачная ситуация! — теперь в руках «Рамблера» и своя супер-разработка, и тайны конкурентов… Однако время идет, а о новых чудесах «Планеты» мы ничего особенного не слышим. Ну, если не считать сообщения о покупке тем же «Рамблером» еще одного блогового сообщества.

Заграница нам поможет?

С другой стороны, блоговодчество как отрасть активно растет за границей. Может, стоит рассматривать российский сегмент «Живого Журнала» как часть одного крупного блоговодческого хозяйства? Да, в этом случае «нашей части» гарантировано определенное развитие — но только в рамках общей линии партии… то есть американского владельца. К примеру, если он ужесточает цензуру, то и нашим блоггерам тоже приходится жить по «чужому уставу».

По подобным причинам в прошлом году известные российские блоггеры уже начали сваливать из ЖЖ. Куда? Ну, во-первых, уже есть множество бесплатных блоговых движков, которые можно поставить на своем персональном сайте. Во-вторых, есть даже продвинутые CMS с открытым кодом (опять-таки, западные), на которых можно не только построить новое блоговое сообщество, но и всячески развивать его, дописывая собственные модули-сервисы.

Однако надо понимать, что open-source — это такой «ужас, летящий на крыльях ночи» с точки зрения серьезных, понтовых интернет-компаний. Где документация на русском языке, где авторские права, как оформлять бухгалтерию? Сплошная безответственность! И главное, как тогда оправдать наличие собственного штата программеров? Что за имидж будет у компании, которая где-то там насобирала чужих кодов?

Нет, серьезной компании никак нельзя допустить такого. Лучше простое, тупое, глючное, но свое. На крайняк можно устроить партнерскую программу с кем-то другим, у кого тоже простое, но свое. Добро пожаловать в Рамблер-Сайты, товарищи. «Ваш сайт готов! Осталось только наполнить его информацией».

Жизнь на коленях

Выражение «написано на коленке» обычно применяют к программам, которые написаны с ходу, без особо детальной разработки. Но в случае проектов типа Web 2.0 возникает еще одна версия «коленочного» программирования — эдакая «оттянутая коленка». То есть сначала, когда проект еще маленький, он вроде бы разрабатывается аккуратно. Но потом — о чудо! — его популярность вдруг начинает расти. А с популярностью растут и проблемы: это ведь уже не статичный сайт, тут люди постоянно живут, тут уже не перепишешь весь движок спокойненько. Так и начинается «коленочное» исправление или прикручивание новых сервисов на ходу.

Именно в таком состоянии вебдванольные проекты и подходят к тому, что можно назвать «бизнесом». Аудитория здорово выросла — но и глюки тоже. По идее, тут надо бы срочно подключить дополнительные силы разработчиков. Но как уже показано выше, даже крупные компании с этим тормозят. Значит, остается одно: забить на развитие и просто «продавать цветы».

Есть, правда, еще один вариант. Только он подрывает всю идею блоговодческого хозяйства как массовой отрасли животноводства. Речь идет о том, чтобы вообще не выходить в бой за размер аудитории. Небольшая специализированная блоговая площадка вполне может развиваться гармонично, то есть успевать с новыми разработками для удовлетворения своих новых, но не наполеоновских потребностей. Правда, для таких проектов нужны другие маркетинговые модели и критерии, отличающиеся от «посещаемости главной страницы» или «числа зарегистрированных юзеров». Но об этом — в следующей колонке.

Ах да, я забыл сказать, при чем тут «Вебпланета»! Дело в том, что мы решили поменять движок. Деталей пока раскрывать не будем, пусть желающие попробуют угадать, что это будет. В любом случае, заранее извиняемся за легкие глюки, которые вы можете заметить у нас на сайте в следующем месяце.

разделы: мнения | |

Другие мнения

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost