Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Эхоблогинг: человечность против смысла

| 25.04.2007 15:27

Блоги придумали еще в древнем Китае. Так получилось случайно. Каждый образованный китаец, справившийся за свою жизнь с нелегкой задачей усвоения примерно 25 000 иероглифов и проштудировавший подавляющую часть существующих к тому моменту книг, к зрелости жизни непременно начинал писать что-нибудь интеллектуальное; так появились многочисленные монографии, посвященные таинственным существам, высоким думам, методам культивации растений и т.д. Вполне осмысленные произведения в силу сакральной природы китайской письменности.

Менее одаренные, но не менее образованные китайцы садились за написание вдумчивых комментариев к вышеперечисленным произведениям. И откомментировав всё, на что их хватило, непременно издавали оригинал со своими комментариями, причем как можно большим тиражом, в заботе о потомках.

Наконец, были еще и те, кто писал комментарии к комментариям. Причем такой своеобразный диалог-отклик мог спокойно идти сквозь века, это никого не волновало. Осмысленное священнописание иероглифами было вне категории времени. Постепенно комментарии вырастали в тома.

Так китайцы вели блоги. Но это были иные блоги, одухотворенные творческим прозрением. Наши несколько проще, и менее осмысленны, но более человечные.

Голос и Эхо

Существо блогов – динамика и отражение. Броуновское движение мысли, рефлексирующей от любого объекта ради самого процесса рефлексии. Иное встречается редко. Хаос движения формы и неосознаваемая энтропия информации, понимаемая как рассеивание информационного поля, его качественное утоньшение на фоне количественного роста. Такой бачок столовского чая: вроде много, вроде цвет есть, только вот вкус и аромат подводят. Спасает его только то, что не у всех есть вкус, а знатоков аромата еще меньше, тут опыт нужен. В лоб этими науками не овладеть. Но, зато каким запоем его пьет массовый посетитель столовой! И секрет прост: другого нет!

Блог привел в Интернет человечность в ее самой обычной форме – следственной. Цель блога – наследить, но не просто так потоптаться, а оставить СВОЙ след. Блог стал элементом стиля, увы, в подавляющем большинстве случаев, лишенным содержания. Но это следствие отсутствия лица – у блогов есть только личины; живое лицо несколько из других сфер. Все, что есть блог – след, бесцельный след. А ля «Здесь был Вася», единственное, чем автор смог удостоверить свое физическое существование в этом месте и в этом времени. В такой массовой попытке оставить свой след есть что-то от истерии или от постмодерна. Как посмотреть.

Блог как отражение, как эхо. Где-то возникает импульс, который, не успев развиться, тут же тонет в рефлексиях. Сохранить информацию в ее первоначальном качестве бесконечно тяжело в условиях повальной информационной транспарентности. Словно бы стоишь в ущелье и что-то громко говоришь, первое слово слышно хорошо, а потом… а потом сплошное эхо, в котором тонут все следующие слова. Сообщение умирает, остается только общение, собрать из которого первоначальное послание - практически нет возможности. Зато звучит красиво и волнующе.

Блог дал каждому возможность получить свой голос. Но большинство не может вообще ничего - кроме как, подобно малым детям, повторять чужое. И, также подобно детям, искажать по неопытности произношение, смысл – в общем, все, что можно исказить. Это игра в Эхо. Тут не имеет значение, что ты говоришь, тут важен сам эффект Эхо. Блогосфера – сфера игр людей в себя и с собой.

Сущность блогов отлично уловили такие сервисы как Technorati.com и Blogs.yandex.ru. Они смекнули, что ценность информации, которую генерируют 90% блогов – пшик. А вот динамика, пузырьки, возникающие на поверхности варева – это уже интересно.

В результате мы имеем рейтинг отражательной способности (что больше всего сейчас обсуждают, самых читаемых и т.д.). Эхо-индекс. Ноль содержательной информации, сплошные отблески, изменяющиеся каждый день, но решительно одинаковые по своей ценности. Варьируется лишь количество откликов, чем оно больше – тем интереснее.

Кончено, можно было бы всем этим восхититься и сказать: вот теперь мы видим фрактальность информационного пространства, единый многосторонний кристалл, который, будучи воспроизведенным многократно, и являет собой всеобъемлющую картину изначального малого кристалла информационного кванта. Да, в природе все именно так. Только природа не искажает, а органично воспроизводит.

Блог же искажает любую информацию вообще. Он человечен, а не природен. Человеческая сущность блогинга своим существованием низвергает научную ценность информации и ее ценность. Это не очень хорошо.

Но и не очень плохо, поскольку яркая полоса расцвета блогов все равно увянет. Тихо и медленно в собственном эхо, в собственной игре оттенков и отблесков пройдет; человек повзрослеет и научится говорить.

Люди эмоций

Но есть люди, которые живут в Эхоблогинге. Они не могут вообще воспринимать информацию иначе, как в отраженном и искаженном виде; действительно, не могут, для них важна не суть, а интерпретация, не "что", а "как и кем". Такой строй ума, он гуманитарен по своей природе. И умножение таких людей как раз и знаменует собой движение маятника от технической точности в сферу человеческой неопределенности, которая, правда, никогда не будет достигнута в чистом виде, поскольку маятник не может зависнуть в крайнем положении, он всегда движется к точке равновесия. Пока его неодолимо тянет к слепому упрощению.

Блогосфера очеловечивает знание, точнее, разбавляет его, выявляя аффективную природу информации, чистое восприятие и переживание. «Аффтар жжот» и всё.

Впечатление, переживания, а не ценность; динамика, движение, бурление, пусть и на пустом месте, – вот блогосфера, аффективная информация в пику позитивной, которой жаждут гурманы.

Можно провести параллель с выпивкой. Большинству глубоко плевать на букет, выдержку, сорт и т.д. главное дальнейший эффект. Принял и… хорошо, чувства заиграли, эмоции забурлили. Знатокам эффект – дело десятое, им подавай точность композиции и выверенные сочетания, у них другой более тонкий уровень эффекта и аффекта.

Получается, что массовый блогер – человек эмоции, гуманитарий. Нормальный человек. Спустившись с мета-уровня рассмотрения блогосферы (в которой царит информационный хаос повального клонирования и бездумного искажения, бурления и кипения, полного "ничего") на уровень конкретных блогов, мы обнаруживаем там упорядоченные эмоции, переживания, интересы, в общем, человека, живого человека. В отношении этого человека общие категории, применимые к описанию блогосферы, не работают, так же, как ОТО не работает на квантовом уровне.

Блоги принесли в позитивный мир Интернета эмоциональную природу человеческой жизни, которая вылилась в появление аффективной информацию, в «зачётный креатиф», в «жжот» и т.д. Они принесли динамику, построенную на искажении информации, на отклике, на эхо, единственно впечатления и аффекта ради. Блоги разбавили выдержанное качество хорошего контента, сделав его пригодным для массового потребления.

Пока идет эпоха проактивного блогинга, которая сменится инерционной, а затем фазой ровного существования. Но это будет чуть позже, когда многие начнут вновь понимать, что потребление и очувствование несколько разнятся меж собой, и что по-настоящему значимые вещи неотразимы. Как первый Интернет бум начался с аффекта «Ух ты, Интернет!», и кончился крахом докомов «Ну, да... Интернет...», так и второй бум, который сейчас набирает обороты начался с «Вау, блог, вау, сервез!», а кончится: «Ну, блог, ну, сервез, эка невидаль! Деньги где!?».

Есть, конечно, люди, которые, проникнувшись сущностью блогов, увидев в них массовый рынок, научились симуляции блог-жизни, ее роботизации, превращению в кирпич, и зарабатывают на этом неплохие деньги, понимая, что в мутной воде блогинга можно выловить жирную рыбешку, пока никто еще не разобрался, кто есть «who», и кто с «ху» останется. Но это темная сторона силы, она окружена мантрами «демократия», «самоорганизация», «самоуправление», «новый тип», «Web2.0», «главный – пользователь», «общение» и т.д. На эту тему написаны тонны литературы, которые еще предстоит оценить. Всё это тоже было: те из китайцев, которые ничего не писали, брали чужие работы, компоновали, правили, и в таком «отредактированном» виде продавали публике.

разделы: мнения |

Другие мнения

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost