Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июль 2012  
пн вт ср чт пт сб вс
           
8
15
16 17
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Плантация нарциссов

| 02.12.2009 15:40

Дописка от 02.12.09: Завтра несчастный блогорейтинг "Яндекса" должен наконец закрыться. Это решение, объявленное месяц назад, вызвало к жизни шутейный пикет сектантов, нелепый профсоюз блогеров - и еще дюжину одинаковых блогорейтингов, эдаких дебилушек-близнецов от общего API-родителя. Такая банальная реакция доказывает, что блогосфера не является сообществом действий, а демагогия развивается с помощью блогов гораздо лучше, чем демократия. Это не новость, так что я просто подниму из архива статью 2007 года на ту же тему - см. ниже.

"...Эхо была осуждена богиней Юноной повторять лишь последнее слово того, что ей говорилось; Нарцисс, в наказание за пренебрежение Эхо, был осужден любить лишь своё собственное отражение и томился, глядя на себя в воду. По смерти своей он превратился в цветок, носящий его имя, а Эхо в скорби улетела, и с тех пор от нее не осталось ничего, кроме её голоса".
(Simbolarium)

В этом древнегреческом мифе, как и во многих других, на первый взгляд удивляет суровость богов: если уж мочить, так мочить. Ну покарали Нарцисса по просьбе нимфы Эхо, а толку? Она же так и не обрела своего нимфетского счастья. Нет бы сделать аккуратней: его превратить в цветок, а ее - в водяное зеркало. Она ведь и была почти зеркалом, Эхом. Просто интерфейс нужно было подправить: к аудио добавить видео. И тогда бы у них все было отлично: он, красавец, любуется собой. А она отражает, то есть помогает любоваться. Оба рады.

Но я знаю, что ответила бы на это мудрая богиня Юнона. Она напомнила бы, что работает не с одной сладкой парочкой, а руководит огромным коллективом разработчиков. А замкнутое самолюбование, рецепт которого описан выше - это очень плохо с точки зрения работы коллектива. Поэтому и надо мочить, в назидание другим. У всех этих нимф и богов есть важная общественно-полезная миссия, которую нельзя забывать среди зеркал. В общем, если бы на этом месте Юнона процитировала Адама Смита или даже Энгельса, я бы не удивился. На то она и топ-менеджер божественного сообщества.

Ну, это так, присказка. Переходим к реальной сказке.

В окно дуло...

Если бы не одно забавное словечко, я бы и вообще не заметил новость о закрытии форума "Эхо Москвы". Новость-то проходная, совершенно ожидаемая. Существует такая штука, как "классические СМИ": маленькая группа людей готовит и транслирует информацию всем остальным. У группы этой есть своя политика. То есть любая информация изначально рассматривается не как информация вообще, а как "подходящая" или "неподходящая" под некие Правильные Идеи. Если не подходит, ее могут и не пустить в эфир - будь она хоть трижды информативной.

Подобные организации даже некорректно называть "средством массовой информации". Другое дело, что раньше иных средств и не было. Технологии массовой передачи сообщений были сложны и дороги, так что доступ к ним всегда имели лишь небольшие, специальные группы людей. По-другому "массовая информация" просто не существовала. Но сегодня уже существует: это Интернет. Так что классические СМИ теперь правильнее называть СМП - "средства массовой пропаганды". Именно в силу наличия других СМИ, где "И" больше.

Ну и вот, одно СМП под названием "Эхо Москвы" устами своего главреда заявило, что форум на сайте заполонили какие-то нацисты. И потому форум грохнули. Все логично: СМП не хочет сообщений, которые в ее "П" не укладываются.

И все бы хорошо... да тут Саша Плющев, один из долгожителей "Эха", тоже зачем-то выступил с заявлением: "Форумы как форма общения в Интернете, отживают свое и современный ресурс должен сбросить с себя подобные анахронизмы, как змея сбрасывает кожу... Логичен вопрос о других, современных формах. Да вот хотя бы блоги. Их ведут журналисты, которые сами, под свою ответственность их и модерируют".

Эх, Саша, ну зачем ты сказал слово "общение"! Ты ведь не просто поставил "Эхо" в один ряд с маркетологами Web 2.0, которые уже заюзали это бедное словечко по самые гланды. Хуже того, в свете демократических ценностей "Эха Москвы" это сравнение со змеей выглядит вообще как пародия. А пародия - это такой маленький сдвиг точки зрения, который способен взломать целый концепт, созданный армией людей с серьезными лицами.

О-блогораживание как бизнес

Возможно, новое поколение интернетчиков, накормленное Вебдванолью, просто не в курсе, что общение в Интернете существовало всегда. Интернет начался именно с общения - вначале было слово обычного юзера, а вовсе не рекламный баннер. Почтовые рассылки, ФИДО, ньюсгруппы Usenet'а, конференции "Релкома" - вот с чего все начиналось. И даже когда пришел холодный Веб с его библиотечной системой "страниц", абстрагированных от авторов, общение все равно нашло себе место: в веб-форумах.

Однако апологеты Web 2.0, рассказывая о "пользовательском контенте", об "Интернете с человеческим лицом", и наконец, об "общении", как-то упорно забывают про все эти живые системы интернет-коммуникации. Зато они во все горло кричат про блоги. Давайте поглядим, зачем.

Блоги явились порождением библиотечной иделогии Веба: массовые публикации без конкретного адресата. Ну да, машинка публикации стала доступна любому. Но направление сообщения от этого не именилось: это не обращение к конкретным людям по конкретной проблеме, как на тематическом форуме. Это изливание "всего своего" в пространство. Трансляция себя как культ. Крик ребенка.

Да, в блогах есть комментарии, и они бывают интересней стартовой публикации. Но это уже приспособленчество к заданной форме. Как и все дополнительные механизмы, создаваемые людьми, которые пытаются использовать для общения даже такой "испорченный телефон". Так называемое community в ЖЖ - одномерная лента-свалка, самый примитивный аналог форума, какой только возможен. Поиск по блогам от "Яндекса" не ищет комментарии, зато его главной "фичей" уже стали пузомерки индивидуальных публикаций, а вовсе не сервис поиска мест для общения по определенным темам.

А все оттого, что по сути и архитектуре блог - это всего лишь кастрированный форум. "Форум на одного", марш одиночки. Именно блог является "анахронизмом", как потомок классических СМИ, предназначенных для пропаганды.

Зато это очень удобно для медийного маркетинга, которому остается только продублировать в Интернет классические схемы, прикрываясь модным слоганом "общение". Тут тебе и звездоблоггерство, то есть модель "лузеры, читайте записи великих" (великие при этом не спешат общаться лично). Тут и контекстная реклама, которая впаривает человеку прямо в его дневнике какие-то левые товары (а вовсе не отвечает на его дневниковые излияния, то есть "не общается"). Тут, наконец, и "засланные казачки", получившие свое дешевое мини-СМИ для скрытой пропаганды (очень приятно узнать, что "общающийся" с тобой блоггер - это всего лишь агент Рыкова или рекламщик "Супа").

Все эти модели основаны на трансляции в одну сторону. Настоящее человеческое общение только мешает этим схемам. Ведь сновной принцип классического медийного бизнеса - разобщение, а затем платное посредничество. В качестве платы могут выступать не только деньги, но и например, возможность внедрить в ваш мозг Правильную Идею (за нее вы потом все равно отдадите деньги).

Вот и блоггеры "Эха Москвы" будут в первую очередь "проповедниками", и лишь во вторую - "людьми общающимися".

Где демократия?

А теперь давайте пофантазируем. Я понимаю, мои фантазии бывают слишком дикими, но все-таки. Давайте представим, что "Эхо Москвы" - это вовсе не средство массовой пропаганды, работающее по инфантильной модели Мальчиша-Плохиша (типа, "назло всем Государственным Мальчишам с ихней эйфорией мы будем только гнусить"). Короче, давайте вообразим хотя бы на минутку, что "Эхо Москвы" действительно заинтересовалось демократией.

Тогда главной формой жизни "Эха Москвы" в Интернете должен стать именно форум. Хорошая народная площадка, где работал бы двухсторонний обмен сообщениями. Где человек мог бы так же легко завести свою тему с вопросом, как и отвечать в комментариях к чужой теме.

Вы говорите, мразь все замусорила? А сколько народу работает в "Эхе Москвы"? Наверное, хоть пяток альбацев наскребется, нет? Я почему спрашиваю: в штате проекта Eva.Ru - четыре человека. И они поддерживают сообщество на основе почти сотни форумов, где зарегистрировано более 100.000 участниц. Да еще и новые народные сервисы регулярно открывают. Руководитель другого популярного женского ресурса Kleo.ru столь же прямо говорит об отказе от блогов из-за того, что именно в них много мусора.

А в форумах Auto.ru участников еще больше. Удивительно, как они там справляются? И никто не плачет на всю страну, что форум загадили. У них, оказывается, есть дела поважней. Праворульщики, например, умудряются через свой форум даже организовывать всероссийские акции протеста.

Вот только для создания такой демократии нужно чего-то делать. Ручками шевелить, строить нормальный интернет-сервис, выращивать систему общественной модерации... А это же так тяжко! Конечно, гораздо проще отсиживаться в уютном личном блоге, в изолированной комнатке с микрофоном. Но тогда и нечего изображать из себя народную песню о свободе. Эхо - оно и есть эхо. Учи альбацкий.

разделы: мнения |

Другие мнения

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2012 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost