Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Sup Opera: победа анекдота

| 19.10.2006 20:14

Из всех искусств важнейшим для России является, увы, литература. Меж тем, далеко не все наши читатели осознают это, хотя мы изо всех сил стараемся раскрыть им эту тайную и самую высокую технологию. На прошлой неделе у нас вышло аж две колонки, касающиеся литературы: одна про нелинейную организацию текстов, другая про нац.вопрос и Достоевского. И все равно мы получили кучу комментариев в духе - "какое отношение это имеет к IT?"

Ладно, сейчас я сделаю еще одну попытку, на примере вчерашней презентации проекта Sup. Хотя, если честно, нового тут мало. Ну ведь рассказывал же в прошлом году, что интернет-бизнес в Рунете - это литературная игра. Подробно разбирал тонкости таких жанров, как спам, пресс-релиз и чернослив. Советовал правильно называть новые проекты на родном языке. Наконец, даже англоязычным объяснял, как они теряют деньги на языковом барьере.

Не рассказывал я пока лишь о том, что бизнес-план сам по себе - это тоже литературный жанр, со своими законами развития. Ну вот, самое время. Ибо вчера одну из высоких ступеней этого развития нам отлично продемонстрировал выпускник Йельской школы драмы, бакалавр в области французской литературы и литературной критики Эндрю Полсон.

Каша из топора и забора

Бизнес-планы бывают разные. Одни похожи на короткую хвалебную оду, другие - на эпически-затяжной производственный роман. Однако есть общие правила. Как и большинство массовых литературных жанров, бизнес-план до недавнего времени требовал достаточно линейного повествования. Крепко сваренный бизнес-план - это такой приключенческий триллер о поиске утраченного сокровища. Пострадавший - инвестор. Предмет охоты - его потерянные (то есть не заработанные еще) деньги в заданной предметной области. Завязка бизнес-плана посвящена именно этому: злые конкуренты подбираются к НАШЕМУ сокровищу. "У твоего соседа уже стоит", как говорилось в рекламе одной спутниковой антенны. Далее рассказывается, как наш герой побеждает в этом сражении с помощью правильного оружия (описываются нужные специалисты и технологии) и правильных сексуальных контактов (описываются полезные партнерские отношения). В конце бизнес-плана, само собой, нарисовано вожделенное сокровище: прибыль через год или пять. "Роман с камнем", короче.

Но это классика. То есть старье. Люди, держащие руку на пульсе литературной жизни, прекрасно понимают это. "Я сегодня расскажу вам несколько анекдотов" - так начал свое вчерашнее выступление CEO Sup Fabrik. После чего сообщил, что название проекта "Суп", а также его бизнес-план, основаны на знаменитой сказке "Каша из топора".

Правда, упомянув русское название сказки, Эндрю Полсон привел английскую версию, где суп варил не солдат из топора, а цыганка из гвоздя. Возможно, потому, что за день до этого в Великобритании случилось первое судебное разбирательство по случаю "интернет-буйства": человек по имени Пол в возрасте Эндрю Полсона (47 лет) напал с топором на другого интернетчика.

Но это не меняет суть. Сказка всем знакома. Я даже почувствовал некоторую собственную отсталость, когда услышал эту метафору. Дело в том, что весной на конференции КИБ, во время круглого стола по Web 2.0, я описывал эту самую Web 2.0-идеологию другим литературным примером. У Марка Твена в "Приключениях Тома Сойера" есть история о том, как Тома заставили красить забор. Ему не хотелось это делать, тем более под шутки приятелей, свободных от работы. Однако хитрый Том сумел представить покраску забора как нечто очень прикольное. И приятели стали просить, чтобы он дал им поучаствовать. А потом стали еще и приплачивать за право покрасить этот несчастный забор.

Но то был пример из американской книжки, которую знали не все участники КИБа. Другое дело - "Каша из топора". Та же модель, но знакомая с детства.

То, что происходило на прессухе дальше, представляло собой большой облом для людей, не понявших сказку. Особенно сильно ломало девушек из газеты "Ведомости". Газета уже успела приписать "Супу" целый ряд больших и красивых цифр. Им нужно было срочно получить подтверждение своих деталей классического триллера. Как зарегистрирована компания, сколько вложено, кто в доле, каковы условия партнерства?

Но нелинейный постмодернист Полсон был неумолим. Он сообщил в ответ, что бизнес-планы в духе романов Милорада Павича не только существуют, но и работают:

"Когда мы запускали "Афишу", мой партнер по бизнесу был очень-очень... нет, я не стану произносить это матерное слово... ну, он был тормозом. Когда я принес ему бизнес-план, он сказал: у тебя тут не написано, сколько будет зарабатывать проект через пять лет. Я ответил: не знаю! А через три года? А через год? Не знаю! Но проект оказался удачным, как видите".

Суповой набор: специи

Я понимаю, читатели "Вебпланеты" тоже ждут деталей. Увы, я лишь повторю основную мысль: более-менее развернутые ответы, которые удалось получить, касались лишь литературных тонкостей. Причем именно стилистических, а не фабульных.

Ну например - в чем суть партнерства Sup и Six Apart? В том, что компания Sup Fabrik получила лицензию на поддержку и развитие кириллических пользователей ЖЖ. То есть тех, кто пишет по-русски. Ну и особенно если они прописали Россию в настройках и ходят в ЖЖ из России, Монголии, Болгарии или Казахстана. При этом все основные права на площадку остаются у Six Apart. Никого никуда "переносить" не будут - ни физически, ни юридически. Вообще, пользователей никто не будет трогать - это главное условие. Не хочешь считаться русской частью ЖЖ - можешь "отключить эту опцию".

Будет ли русский Abuse Team? Будет, но скорее как консультационный орган, который еще надо понять как организовать. Главная идея - чтобы пользователям было хорошо. Здесь тему филологии раскрыл блогофицер компании (СВО) Антон Носик. Оказывается, все проблемы с Арбуз-Тимом, которые так задели русскоязычных ЖЖ-юзеров в прошлом году, были связаны с тем, что Американские Арбузы... не умеют читать по-русски! Но теперь Sup им поможет.

Будут ли вешать рекламу в русском ЖЖ? Будут, будут. Все варианты рассматриваются, куча рекламодателей уже стерли ноги в очереди. Но пока ничего не скажем. Нет, Six Apart пока так и не получила с "Живого журнала" доходов, сравнимых с вложенными инвестициями. Зато очень надеется заработать на "русской версии".

Повлияет ли Sup на политические взгляды нашей молодежи, особенно с учетом грядущих выборов? На этом вопросе Полсон сделал самый убийственный лингвистический ход. До этого он говорил на русском и на английском - а тут вдруг ответил на французском. Переводчик Ваня Засурский, отвечающий в "Супе" за маркетинг, почесал репу... В конце концов, перевели-таки. Основная мысль впрочем, была ясна и без перевода: "у нас нет такой задачи".

Кости в бульоне: новые сервезы?

Мне было немного жаль Брэда Фицпатрика. Худощавый молодой парень явно технического склада ума (это было понятно даже по манере его речи - скоростная, фактичная, безо всяких ораторско-гипнотизерских приемов) был явно ошарашен свалившейся на него "миссией". В Штатах его никто особенно не славил. А здесь уже который день интервьюируют ведущие газеты. Есть от чего свихнуться. На прессухе Брэд скромно сидел в окружении богатых, языково-подкованных людей в пиджаках, и глядел в пространство. Ему дали озвучить ряд цифр (кириллических пользователей ЖЖ - 698.000, заходов на их блоги за месяц - 460 миллионов, и т.д.), но больше ничего сказать не пришлось.

Я решил слегка подвинуть дискуссию в его сторону - и задал "технический вопрос". Какие конкретно новые сервезы обещает русским юзерам LiveJoural? Который на сегодняшний момент является, прямо скажем, устаревшей блоговой площадкой: обычные текстовые блоги, где даже с картинками проблемы. Не говоря уже о более разнообразном контенте и каких-то механизмах организации этого контента (по сравнению хотя бы с Multiply.com, где у пользователя есть несколько разных разделов: Дневник, Рецензии, Ссылки, Фото, Видео, Музыка, Маркет и т.д.)

Фицпатрик ответил, что новые сервезы будут, да. Будет больше возможностей для мобильного блоггинга. Будет свой мессенджер. Плюс картинки и еще какие-то плюсы, которые даст LJPlus.ru... Тут он с надеждой поглядел в зал: там на заднем ряду сидел создатель LJPlus Сергей Парфенов. Его выташили из Питера, и он тоже был слегка ошарашен неожиданным предложением партнерства (возможно, сейчас, когда я пишу эти строки, Серега лежит на полу в наручниках, а боевые корреспондентки газеты "Ведомости" с помощью горячего утюга пытаются вытянуть из него подробности сделки - которых он и сам пока не знает!)

Однако тему новых сервезов быстро перехватил у Фицпатрика более литературный Носик. В прошлом он писал романы в жанре политического детектива, но очевидно, уже добрался в своем творческом развитии до более нелинейных жанров. Он рассказал, что американские юзеры ЖЖ вообще не пользуются такими передовыми сервезами, которые есть у нашего ЖЖ. К примеру, всякими полезными блогорейтингами, которые создала компания "Яндекс", компания "Яндекс", компания "Яндекс"... За время прессухи Носик повторил название "Яндекса" еще раз десять, чтобы даже самые глухие поняли намек: Носик работает консультантом не в Google, и более развернутые полномочия для индексации ЖЖ получит не Webalta.

При этом из-за трудностей перевода осталась не раскрытой тема другой, возможно даже более интересной площадки, которая принадлежит Six Apart. Барак Беркович, CEO компании, как-то вскользь и по-английски помянул проект Vox.com, где у него даже есть свой мобильный фотоблог. То есть уже не ЖЖ, понимаете? Бета-версию этого мультимедийного сервиса они запустили летом, а полностью открыть собираются в конце года. Но будет ли Vox.com тоже развиваться в сторону России при помощи "Супа"? Пока непонятно. "Всякое возможно...", развел руками Барак.

После пресс-конференции я подошел поговорить с Фицпатриком. Он тоже читал Брюса Стерлинга, и мы посмеялись на тему того, что десять лет назад Брюс, приехав в Россию, назвал ее "страной победившего киберпанка".

- А ты еще не надумал переехать сюда насовсем? - пошутил я.

- Нет, пока нет... - Брэд поглядел на меня с испугом. - Но они хотят, чтобы я переехал...

Больше поговорить мы не успели: "они" схватили Брэда под белы руки и потащили на "Эхо Москвы".

Кулинария - это наше все

Ежели кто подумал, что я очень критически настроен в отношении "Супа", так это неправда. Всеобщая веселая экзальтация, царившая на пресс-конференции и на вечерней FitzParty, мне даже понравилась. Опять же, была возможность увидеть вместе весь свет Рунета нескольких поколений. Вопрос "как не продешевить, продаваясь в Суп", обсуждался с юмором, что говорило о всеобщем понимании и возможностей, и недостатков "второго дот-ком-пузыря", который наконец-то прилетел в Россию.

То есть в целом литературный жанр sup opera по своему позитивному настрою далек от тех "мыльных опер", на которые походили разборки вокруг первого пузыря: все эти сладкие пресс-релизы и убойные сливы, все эти браки по расчету и разводы по разорению. Нет, sup opera - это скорее комедийный сериал. Кстати, если кто не смотрел сериал "Журнал Мод" ("Just shoot me"), очень рекомендую.

К тому же надо помнить, что постмодернизм - это не только литература. А гипер-текст - не только буквы. Вместе с бумажками всем участникам пресс-коференции выдали по банке томатного супа Campbell's, ибо в качестве иконы проекта будет выступать известное полотно Энди Уорхолла с этой самой консервой. Говорят, Эндрю Полсон специально купил какой-то из оригиналов этой картины. Говорят еще, что идут переговоры с компанией-производителем супов Knorr, которая как-то не в тему забила домен Soup.com (в отличие от доменов Soup.ru, Sup.ru и Sup.com, где уже развернулась кухня Полсона). Короче, в этой кулинарной комедии может произойти еще много веселого. Оставайтесь у экранов, дорогие домохозяйки!

разделы: мнения |

Другие мнения

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost