На днях глава Мининформсвязи Леонид Рейман объявил о национальной программе "Компьютер в каждый дом", которая займется продвижением персональных компьютеров в российскую глубинку силами "Почты России". Структура почты, по мнению Реймана, достаточно разветвлена для данной задачи и имеет 42 тысячи отделений, где можно будет заказывать компьютеры. Ни один из жителей провинции не уйдёт обиженным.
Производитель компьютеров будет выбран на основе тендера, сообщает газета "
Однако смеем напомнить, что собрать и продать компьютер - это далеко не всё. Основная проблема – сервис. Даже не гарантия, хотя сроки гарантийной замены обязательно растянутся ввиду отправки комплектующих туда-обратно. Много сложнее с диагностикой неисправности и с её устранением. Из компьютера редко идёт дым, чтобы со стопроцентной уверенностью можно было бы сразу обнаружить закопчённый, со следами огня отказавший узел. Обычно неисправность "плавающая", а то и несколько их одновременно накладывается друг на друга и определить проблему можно только банальной заменой блоков.
Найдётся ли на провинциальной почте способный справится с проблемой специалист, будет ли у него под рукой необходимая для работы комплектация? Маловероятно. В глубинке, на которую делается акцент, никто не будет держать квалифицированного инженера и поддерживать достаточную для решения гарантийных и сервисных вопросов комплектацию. Как мы уже рассказывали, даже хорошо разработанные западные проекты типа OLPC потребуют целой армии специалистов поддержки в развивающихся странах, на которые нацелен этот проект.
Но "железные" проблемы - лишь видимая вершина айсберга. Под толщей событий мира ПК скрывается гигантская гора проблем, связанных с программными сбоями. Их спектр широк и зачастую непредсказуем, начиная с обычных "глюков" программного обеспечения, вирусной активности и заканчивая неподдающимися какой-либо логике деструктивными действиями неопытного пользователя. Горячая линия часть проблем снимет, но полностью она никогда не решит возникающих на месте трудностей. Что касается проекта "Компьютер в каждый дом", пока сообщается лишь, что все ПК "будут снабжены лицензионными операционными системами Microsoft и готовы к работе". Но любой, кто пользовался продуктами Microsoft, понимает, что даже наличие лицензионной версии Windows еще не означает готовность к работе всегда.
Что действительно может почта, так это предоставить доставку по своим каналам. Наверняка, конкурентоспособную. Она имеет надёжно охраняемые для ценного груза помещения. Способна почта организовать выдачу и приём товара, а также осуществить денежный расчёт.
Но на этом выгода почты, как распространителя компьютеров, заканчивается. Заметим, способность данной структуры стать посредником в программе продвижения компьютеров наложит на её сотрудников дополнительные обязанности и повышенную ответственность. Например, бережное отношение к грузу, которое при разгрузке и погрузке почтовых отправлений, увы, соблюдается далеко не всегда. Заказчику надо будет очень внимательно принимать полученный по почте компьютер - а то, как бы не лишиться гарантии в связи с механическим повреждением товара. И, вообще, энтузиазм в деле продвижения компьютеров силами этой госструктуры может быть только приказным для персонала (читай – искусственным), со всеми вытекающими из этого последствиями.
Отдельно - о скрытых затратах компании, которая выиграет тендер. Предоставить цену на компьютер ниже 10% от средней по России – не проблема. Любой интернет-магазин справится с такой задачей шутя. Между тем, представленная программа помощи глубинке не ограничится простой отправкой компьютера покупателю в сжатые сроки. От поставщика потребуется организация служб круглосуточной технической поддержки. Ему необходимо будет создать базы для обслуживания и держать запас комплектующих для осуществления ремонта. На первом этапе особых затрат может и не быть, но по мере роста парка на местах структура сервиса рискует вырасти в поглощающего всё больше и больше средств монстра. Опять-таки, можно вспомнить западные примеры: компания Intel неслучайно решила продвинуть свой народный компьютер в Бразилии - у нее есть производственная база в этой латиноамериканской стране, так что можно выпускать и обслуживать "народные" компьютеры на месте, вычеркнув расходы на заграничную доставку и, что более накладно, средства на развёртывание специальных сервисных центров. В партнерах российского проекта "Компьютер в каждый дом" тоже числится Intel, но участие этой компании в будущих технических проблемах поставленных компьютеров едва ли будет в форме благотоворительности.
О регулярных отчислениях – так называемой плате за обслуживание, в проекте Реймана речи не идёт. Значит, расходы по решению проблем лягут на плечи компании-сборщика. При всём при этом "компьютеры почтой" обещают быть дешевле. Возможно ли это? Вполне, если гарантия и поддержка проданных по предложенной схеме ПК останется лишь галочкой на бумаге.
В противном случае жизнеспособность идеи торговли компьютерами по почте вызывает очень большие сомнения. Зато этот проект подозрительно напоминает программу интернетизации школ России, где уже который год говорят только о "доставке" (т.е. прокладке кабелей), а содержательная "поддержка" всего этого интернет-образования даже не стоит на повестке дня.