Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Интернет в школе: полковнику никто не пишет

Екатерина Алексеева, Евгений Патаракин
Жизнь | обзор | 12.02.2008 15:05

Почему в прессе нет вменяемых материалов об информационных технологиях в образовании? Ответ ищут главный редактор альманаха "Вопросы информатизации образования" Екатерина Алексеева и стайный советник Евгений Патаракин (Letopisi.ru).


А: На улице идет дождь. Февраль. Зима по календарю. А по железному подоконнику барабанят капли. Как-то это неправильно. Не так, как должно было быть. Но если задуматься, а что сегодня правильно?

Первый пришедший в голову пример: образовательная пресса почти не пишет об информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) в школе. Вроде и пресса есть. И школа есть, и ИКТ. А хороших аналитических, практических и т.п. публикаций – нет. Можно, конечно, прочитать другие материалы: «Губернатор информирует о ходе Нацпроекта», «В деревенской школе – 50 компьютеров», «Край получил 40 тыс. 584 диска с цифровыми образовательными ресурсами для всех 712 школ», «Медведев-Рейман: 720 млн на открытое ПО для школ», «Intel пожертвует 2500 Classmate PC российским школам»... Цифры и слова как занавес, заказные материалы как повод задуматься - что же на самом деле?

П: А помнишь, мы летали в Лансинг в 2002 году, знакомились с их системой образования? Меня тогда удивили не школы и учебные центры, а заголовки местных газет. Активно обсуждался вопрос - а на то ли потратил деньги директор колледжа, закупивший какое-то ПО? Жители города этим серьезно были озабочены, могли на это повлиять и читали на первой страницы газеты как главную новость!

Что касается ИКТ - материально-техническая база практически сформирована и Интернет уже в каждой школе. И школьный портал функционирует. Так следует из материалов СМИ. А то, что не хватает специалистов достаточного уровня, чтобы установить, настроить и запустить «новое» лицензионное ПО – это уже проблемы, которые СМИ не освещают.

А: В 200 км от Москвы учителя до сих пор хотят научиться (!) работать на компьютере.

П: Это какие-то припозднившиеся учителя, которые надеялись, что обойдется. А в 150 км. от Москвы в Переславле мне Валера Руденко говорит: "У нас уже не осталось детей без компьютеров. Если у какого ребенка нет компьютера, то вот они блоки в разборке стоят - соберем". Время 1:1 приходит. Как Пейперт писал: "нормальному человеку на вопрос "Чем занимаешься?" не придет в голову ответить "пишу ручкой или вожу по бумаге карандашом". Он может рисовать картину, писать статью и т.п.

А: Состав мультимедийных поступлений (их актуальность, используемость, необходимость для школы) не уточняется. Многие пока работают на нелицензионном ПО, а за это и посадить могут. Какие уж тут публикации? ИКТ остаются пока «агрессором» школьной жизни, нарушающие привычную размеренность и требующими больших затрат времени и энергии.

П: Для викоида и гуглоида все эти разговоры про кладбища ЦОРов и лицензионность софта - просто разговоры. Есть сеть, есть цифровые объекты, пригодные к повторному многократному использованию. Все остальное - от лукавого. Что обсуждать-то?

А: Школа. В тех образовательных учреждениях, куда еще не особо проникла конкуренция, суматоха, и другие издержки модернизации образования - предпочитают «не светиться». Школ, где директор играет на скрипке на репетициях последнего звонка, а учителя смотрят и обсуждают с ребятами мировое кино в «Киноклубе», ходят в настоящие туристические походы или устраивают капустники, - остается все меньше.

П: Я сразу на скрипку отзовусь. Это такая совсем медийная история. 15 сентября 2007 года Театр "Гуси-Лебеди" школы № 12 поселка Чкаловский Московской области отметил свое 50-летие. И там вокруг Чепурова Виктора Николаевича собрались все его дети. Мы в Летописи про это писали. Так мне материалы о театре присылали мужики под 60 из Хайфы, Нью-Йорка, Рио-де-Жанейро. Они там помнят и любят. И они благодарны своему учителю и советскому образованию. И они смотрят сейчас на карту Гугла и пишут такие вот тексты: "Мой друг Petya Thsikov, живущий сейчас в Канаде, прислал мне скачанный из Интернета снимок Чкаловской из космоса (очень похожий на шпионскую карту) - на ней обведен кружочком квадратик, который оказался не секретный военный объект, а наша старая школа № 12 имени забытого всеми Клима Ворошилова. Я подумал как много значит для нас выпускников, которых Гуси-Лебеди нашей жизни разнесли за моря и океаны по разным континентам, этот маленький квадратик, как много с ним связано."

Еще подумалось, что можно на Планете Земля создать специальный слой - "школы, где директор играет на скрипке".

А: А те, кто остается, просят не писать о них: ведь замучают проверками. «Чем больших мы достигаем результатов, тем более сверху спускается маразматических приказов. Работать не хочется...». «Некогда с детьми заниматься – РОНО требует отчетов по использованию ИКТ и всегда «к завтрашнему дню»»... Так пишут учителя в личной переписке.

П: Это тема: уничтожение РОНО как необходимый шаг к скорейшей информатизации школьного образования?

А: Еще пример. Компьютеры в школе есть, но из-за больших дополнительных хлопот (решетки, заземления, сигнализация и пр.) они так и стоят в хаотичном порядке в разных кабинетах. И на них в свободное время учителя раскладывают пасьянсы, ибо предпочитают не проявлять инициативу: ведь обязательно сразу куда-нибудь пошлют и чем-то дополнительно нагрузят. Ну, и кто об этом позволит написать?

П: Это все пройдет. У меня ощущение, что это уже все прошло и мы вокруг видим, что ландшафт меняется. По степям Монголии уже запрыгали зеленые кролики и у нас их аналоги уже прыгают и в Усть-Лабинске и в Нижегородской области. Слоган простой - скоро всем будет совсем не интересно, где в школе стоят компьютеры.

А: Собственно, сами СМИ: подневольные, уставшие, заполитизированные… Кроме этого, для того, чтобы писать об ИКТ в образовании, нужно хотя бы немного разбираться как в ИКТ, так и в педагогических особенностях. А чтобы в эту тему погрузиться, нужны время и силы. И семью кормить тоже нужно. Так не проще ли писать о рынке недвижимости, ассортименте алкогольной продукции, политике или светской жизни? Позиция: «сказали сидеть – сижу, велели писать – пишу» - удобная, не опасная и весьма распространенная. А ответственность – вещь серьезная. Так зачем лишняя головная боль?

Аналитика по вопросу «ИКТ в образовании» становится все более редким гостем на страницах интернет- и бумажных изданий. А что анализировать -то? Лоббистские программы, финансовые махинации, бесперспективность энтузиастов-одиночек? При общем переходе на примитивы (на ТВ, радио) почему СМИ в вопросах «ИКТ в образовании» должны изменять современному и всеми приемлемому, а для многих просто удобному стилю?

П: Я так чувствую, вы смотрите телевизор? А меня не интересуют традиционные СМИ. Меня интересует мой персональный информационный канал. Слава тебе, Господи, я могу настроить свой канал так, чтобы туда собирались потоки от источников, которые мне интересны и от людей, которых я люблю. Я сам могу собрать эти маленькие ниточки RSS. И это идея личного или коллективного самосбора потихоньку выбредает на столбовую дорогу.

А: Ход мыслей прерывает стук капель дождя за окном. И я вспоминаю, что сейчас – февраль…

П: А я вспоминаю - февраль, Московский Самосбор, который пройдет 24 февраля 2008 года. Это возможность собраться свободно и самостоятельно для всех, кто интересуется применением современных информационных технологий в образовании. И тут мне тоже становится грустно, потому что возможность самостоятельности участников - всегда вызов: "а вдруг ничего не получится?".

Другие обзоры

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost