Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Улицы картонных мониторов

Жизнь | интервью | 19.04.2010 12:42

На днях мы часа два улыбались, узнав, что Минкомсвязи хочет снять сериал про программистов, ведущих борьбу с преступностью в технопарке, чтобы «создать положительный образ профессии», «популяризировать новые разработки» и «увеличить приток молодежи в отрасль».

Конечно, нечто подобное должно было произойти: в Сколково строят инновационный центр по добыче кремния, и высокие технологии признали тем единственным видом транспорта, который примчит нас в светлое будущее. Надо об этом рассказывать населению? Надо. А самым доступным жанром является именно сериал. «И ещё хорошо, не балет, опера или пьеса с двумя антрактами по 15 минут», - решит оптимистично настроенный читатель.

Ой ли! Не факт, что театральная постановка получилась бы хуже. Россия по праву считается одним из мировых театральных центров, со своей культурой, историей, традициями и особенностями. И никогда этих традиций не утрачивала, несмотря на сложные времена и отсутствие зрителей даже на премьерах. Что же касается индустрии кинематографа и телевизионных шоу, то многое растерялось то ли в 90-е, то ли во времена перестройки, и теперь собирается по частям, как паззл с большим количеством деталей одного цвета. Огульно утверждать, что «русскоекиновжэ», не станем: может и «вжэ», да не полной. Но вот мелочей широкая русская кинематографическая душа не любит и на консультантов не тратится. В том числе и в «околокомпьютерных» вопросах.

# # # #

Известно ли вам, как обыгрывают тему компьютеров, Интернета и иже с ними в отечественных фильмах и сериалах? Прежде всего, во многих творениях отечественного кинопрома, даже самых новых, до сих пор фигурируют компьютеры позапрошлого поколения, с такими большими белыми квадратными ящиками вместо мониторов. По-видимому, они просто валяются на студиях вместо подставок для коробок со сценариями, и иногда используются в качестве реквизита. Кроме того, эти компьютеры свистят, кряхтят и издают другие протяжные звуки, призванные уверить зрителя в том, что техника – дело тонкое.

Иногда, впрочем, случаются попытки изобразить компьютеры будущего, вроде Больших Стеклянных Штук в "Обитаемом острове". Но говорят, это требует фантастических бюджетов. А мы здесь пока говорим о простых, как бы реалистичных сериалах: им бы хоть до современных гаджетов добраться.

В момент, когда компьютерные звуки в сериале становятся невыносимыми, на помощь приходят «программисты». Да, программистам из кино не позавидуешь: их до сих пор путают с сисадминами. И занимаются они в основном тем, что чистят технику от пыли, вирусов и делают так, чтобы «не тормозило» и «не скрипело» (а программируют, наверно, по ночам, по окончании съемок).

С хакерами похожая история: они взламывают банки, выбирая между паролями «123456» и «пароль». Иногда их убивают за то, что они влезают в базы данных преступных группировок и узнают страшные тайны. А бандиты, стало быть, ведут электронный учет своих кровавых проделок и чудовищных махинаций с помощью специальной базы. В назидание потомкам и чтобы не забыть.

Простые пользователи из ящика тоже радуют. В 2009 году ребята с канала СТС выпустили сериал «Любовь не то, что кажется». И будучи продвинутыми и современными, решили искать аудиторию в Интернете - сделали сервис видео-знакомств. Звучит «на уровне», если не знать о чем, собственно, сериал.

Драма, длящаяся 40 серий, завязана на том, что главные герои, прекрасный мужчина и не менее прекрасная девушка, общаются в аське, взаимно, заочно и виртуально влюблены друг в друга, и на протяжении почти всего сериала не могут встретиться. Вернее, встречаются, но не узнают друг друга. Напоминаю, действие происходит в Москве, в 2009 году, вебкамеры встроены почти во все ноутбуки, широкополосный доступ шире быть уже не может, Yota окутывает город сетями своей WiMaX-революции. Айфоны многим успели поднадоесть. Остаются считанные месяцы до взрыва популярности ресурса Chatroullete, кишащего онанистами, которые знают по-английски три волшебных слова: “show boobs please”. Между тем герои нашего сериала на протяжении 40 серий не могут обменяться хотя бы парочкой плохоньких фотографий.

И так во всем. Складывается впечатление, что люди, которые делают кино, до сих пор относятся к компьютерам и Интернету с трепетом и боязнью, печатают одной рукой (правой, и указательным пальцем), а статьи распечатывают на принтере, чтобы читать на бумаге и делать пометки шариковой ручкой. И телефоны им нужны, конечно, только для того, чтобы звонить. Но от трендов товарищи отставать не хотят, и демонстрируют свою «струевость» актуальными словечками в названиях. Например: «Любовь.RU», «Любовь.ru» (найдите 3 отличия от первого названия), «Золушка.ру», «Баран. Лодка. Точка.Ru» и прочие "ру", "нет" и "веб". Думаете, в них есть что-то про Сеть? Не будем врать, в некоторых - есть. Но лучше бы не было.

Было бы несправедливо заявить, что «ляпы», связанные с компьютерами, являются исключительно российской проблемой, в западных фильмах их нет. Герои зарубежных кинолент тоже воруют данные из компьютеров, прилепив к монитору резиновую присоску, взламывают сервера Пентагона путем подбора стандартных слов вроде «admin» и «password», в качестве виртуальных тренажеров для спецвойск выступают игры типа Quake. И компьютеры у них тоже скрипят и пыхтят. И тот факт, что и «у них бывает плохо», рождает уверенность в том, что и у нас может быть хорошо. Тем более что некоторые положительные примеры в России есть уже сейчас – «Вебпланета» как-то рассказывала про хакерский сериал «Сеть», который можно назвать скорее неплохим, чем плохим.

Помощь зала

Короче, для начала надо захотеть. А во-вторых, постараться соблюсти ряд условий. Каким должен быть сериал про программистов, претендующий на звание культового? Способен ли даже очень хороший сериал заставить современных подростков захотеть подражать героям? Может ли такой проект помочь определиться с выбором профессии? И, главное, насколько это актуально для отрасли? Эти вопросы мы задали наших экспертам, любителям кино, коллегам и вчерашней целевой аудитории – молодым программистам.

По мнению Павла Рогожина (Rambler), создание положительного образа разработчиков не помешает отрасли, и было бы здорово немного поменять стереотип о «ботанах» на что-то более адекватное. А вот работающим мотиватором «отличные ребята» едва ли станут.

«Скорее стоит показать хакера с позиции первоначального, идеалистического значения, - считает Рогожин. - Это было бы несколько интереснее. Правда, если посмотреть на качество «телепродукта», которым забиты каналы, слабо верится что у людей из отрасли этот сериал не будет вызывать приступов смеха. Хотя, если удастся повторить успех некоторых продуктов 7 АРТ и Леан-М, было бы интересно посмотреть».

Сергей Половников (Obzorkino.tv) настроен гораздо более категорично:

«Вполне нормально будет выглядеть «адаптация» сериала IT Crowd по принципу сериала «Воронины», когда берется оригинальный сценарий и слегка изменяется под реалии страны. Другое дело, что если за дело берется Минсвязи - тушите свет, бюджет «освоят», наймут какого-нибудь Федю Бондарчука и он на 30 миллионов долларов соорудит картонные розовые компьютеры. А тему раздувают сообразно размеру бюджета, который в будущем будет соразмерно распределен среди необходимых «творцов» и «студий».

«Какова цель сериала? – задается вопросом Половников. - Можно снять IT Crowd, но это будет комедия. Можно извернуться и снять нечто среднее между «Солдаты» и «Университет», но получится пошлость высшей пробы. Вспомните «Доктора Хауса» - помимо того, что в нем есть какой-то сюжет, связанный с отношениями и личностью главного героя, основной линией сериала является медицина. Каждая серия - загадка. С компьютерными темами тоже можно придумать разные сюжеты. Но простите, я очень сомневаюсь, что в Минсвязи думают об этом. Скорее они думают, что пора «бентли» на «майбах» заменить. А повода высосать бюджетные деньги все не было. Вот и придумали кино».

Артур Вельф («Коммерсант.Деньги») считает, что молодежь позитивными историями про программистов и «добрых хакеров» не привлечешь:

«Молодежи не нравится законопослушность, ее герои не боятся преступать закон и бунтовать, - говорит Вельф, - Взять тот же «Форсаж»: там культовым стал именно герой Вина Дизеля, а не внедренный в среду стритрейсеров мент. К менту симпатия возникает лишь тогда, когда он помогает уйти Вину Дизелю, и не арестовывает его. И это в законопослушных, в общем, Штатах! Что уж говорить о России, где фразу вроде «мент поганый» знает даже ребенок. Так что, сделать культовый сериал про программистов (программирование вообще-то достаточно скучная в визуальном плане штука) создателям сериала вряд ли удастся. Про хакеров - да, возможно, но это вряд ли входит в планы Минсвязи».

Впрочем, у Вельфа есть собственное предложение к Минсвязи: «Можно было бы увлечь молодежь темой про стартаперов, которые нарушают общепринятые законы бизнеса и наперекор толстым умным дядям из крупных компаний и банков делают что-то гениальное. Бунт проявляется не против законов государства, а против устоявшегося порядка в среде больших денег. Но им вряд ли удастся найти хорошего сценариста, достаточно знающего эту тему».

Даня Шеповалов (Mediahunter.ru) уверен в том, что проект сериала имеет все шансы на успех. И даже знает рецепт того, как сделать его культовым:

«Обязательно надо осознанно лажать в каждой серии, чтобы зрители радовались. Взять за образец концентрации технической лажи сериал “Bugz: электронные жучки”. Вообще полный бред надо нести, - считает он. - Чтобы в байте было например 9 нанопикселей. И еще нужны бои, романтика. Допустим, два программиста сражаются за прекрасную сисадминшу. Один дерется на Python, а другой на Perl и вокруг сыпятся искры кода. И еще надо разрушить образ киберботанов, дистрофичных прыщавых обсосов, которые днем и ночью пишут код как вурдалаки. Настоящий программист должен быть сексуален, он должен быть мечтой девушек».

Есть у Шеповалова и мысли относительно актерского состава – по его мнению, Минкомсвязи обязано пригласить на роль главного программиста звезду «Сумерек» Роберта Паттинсона. «И я кстати тоже хочу в этом сериале играть, - признался он. - Пусть меня позовут, я буду играть идеолога программирования Дональда Кнута, я на него похож. Даже побреюсь наголо, чтобы лысина была. То есть, вот будут программисты, такие черепашки-ниндзя, которые спасают Россию от хакеров, и их учитель – Дональд Кнут, которые в сложные моменты будет появляться из воздуха и наставлять учеников на путь истинный на C++. Причем это вполне патриотичная кандидатура, потому что Кнут – действительный член Российской академии наук».

В актуальности привлечения в отрасль «свежей крови» претендент на исполнителя роли Дональда Кнута уверен гораздо меньше, чем в потенциальном успехе сериала. «Технические ВУЗы тоннами программистов выпускают, а многие самостоятельно учатся этому, не по специальности даже. Думаю, проблемы в кадрах нет», - резюмирует Шеповалов.

Это подтверждают и представители потенциальной целевой аудитории проекта. Будущий дипломированный программист Михаил (19 лет) был немногословен (видимо, не хотел отвлекаться от учебы), но отметил, что недостатка в желающих «писать код» ВУЗы не испытывают.

Студент-программист Антон (21 год) на вопрос о том, что повлияло на его выбор профессии, ответил, что поначалу программирование стало хобби. Которое отнимало пару часов в неделю, а в перспективе сулило интересную работу и нормальный доход. Респондент засомневался в том, что сериалы могут вызвать желание стать программистом: «Большинство «тру-программистов», с которыми я сталкивался по учебе и работе, так или иначе увлекались этим с детства, и уже тогда для себя решали, что хотят заниматься именно этим», - рассказал он. Сам же Антон не смотрит сериалы по близкой к учебе и работе тематике – «что-то слышал про IT Crowd», но не заинтересовался, так как всего этого «на работе хватает».

# # # #

«Программерский ситком» отечественного разлива может так и не появиться на голубых экранах страны - пока это только задумка. Но, если планы все-таки дойдут до стадии поиска подрядчиков и написания сценария, исполнителям стоило бы остановиться и задать себе те вопросы, которые мы задали выше. Сериал про программистов, ориентированный на тинейджеров, способных стать программистами, не нужен самим тинейджерам. Они просто не станут его смотреть: у них Python прокисает.

Сериал, герои которого воюют с околокомпьютерной преступностью? Извините, но получится опять про майора Соловца и Дукалиса, только без разбитых фонарей, зато с картонными мониторами. Хотя для такой версии фактуры много - что-нибудь вроде "Фанат игры "Сталкер" забил отца кувалдой". Но от таких детективов все уже устали.

А если так хочется вложиться в искусство, можно сделать что-то принципиально другое. Взять хоть упомянутое в начале статьи строительство Центра Инноваций. Из этого получится отличное многосерийное реалити-шоу: с живыми строителями-гастарбайтерами, слесарями и компьютерщиками, с драмой распилов и откатов, с комментариями экспертов и призовым фондом - разве что без соревнований "на вылет" и голосования зрителей. Можно даже привлечь студентов. Только настоящих, с работающими компьютерами.

разделы: интервью | Жизнь

Другие интервью

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost