Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июль 2012  
пн вт ср чт пт сб вс
           
8
15
16 17
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Максим Дюбарев, Clodo.ru: "Мы хотим сделать клиентам гамбургер"

Связь | интервью | 24.05.2011 09:16

Генеральный директор облачного хостинг-провайдера Clodo.ru Максим Дюбарев рассказал "Вебпланете" о рынке "облаков", конкурентах в из смежных сфер, угрозе с Запада и взаимоотношениях с клиентами.

- Как сегодня выглядит рынок облачного хостинга в России?

- Он пока еще очень маленький. Фактически, состоит из четырех компаний – это мы, это Selectel, основный бизнес которых – сеть дата-центров, в том числе, для «ВКонтакте», это Scalaxy и Slidebar, которые специализируются на Windows. Вот такой у нас большой и дружный рынок. Но мы при этом конкурируем с многими хостинг-компаниями, которые предоставляют услуги виртуальных серверов. Кроме того, многое зависит от того, как понимать облачность, потому что называют себя облачными гораздо большее количество компаний, чем реально ими являющиеся.

- А как вы определяете «облачность»?

- Когда мы говорим про «облака», мы говорим про bt-требования, сформулированные американским институтом NIST (National Institute of Standards and Technology): это ресурсы по запросу (запросил – получил автоматически), это оплата по потреблению, доступность по сети отовсюду, гибкость закупки (использовать 24 гигабайта в течение часа стоит столько же, сколько 1 гигабайт в течение суток) и объединение всех ресурсов в единый пул. Первых двух критериев вполне хватает для того, чтобы отсечь почти всех, кто заявляет, что является «облачным».

Например, есть компании CloudOne, ActiveCloud – они предоставляют интересные услуги, но не являются облачными в строгом смысле этого слова, несмотря на наличие слова Cloud в названии. Хотя это не мешает им быть нашими конкурентами. Потому что, когда человек ищет что-то, он ищет не облачный хостинг в чистом виде, а решение своих задач – и «облака», как правило, не являются единственным решением. Некоторые компании прямо называют себя облачными, некоторые не говорят об этом открыто, но регулярно попадают в соответствующие обзоры. Мы не готовы оценивать, хорошо это или плохо, так как у людей могут быть свои взгляды на облако – в конце концов, этот термин является не строгим техническим, а в некоторой степени маркетинговым.

- Рынок у вас маленький и, по-видимому, совсем молодой. Когда упомянутые вами компании возникли?

- Время появления всех компаний, которые я перечислил – вторая половина прошлого года. Scalaxy существовали дольше, но до второй половины 2010 года они не занимались розницей. При этом Scalaxy связан с группой “Оверсан”, Selectel – это прежде всего сеть дата-центров, а уж потом облако, а Slidebar – часть Parking.ru, который является «универсальным» хостером со всем спектром услуг от виртуального хостинга до выделенных серверов. Сконцентрированы на облаке как на ключевом бизнесе только мы.

Как я уже говорил, рынок у нас маленький и молодой, а конкурентов – много, потому что наши конкуренты находятся за пределами его. В основном, мы конкурируем не между собой, а с другими компаниями. Объем нашего рынка J’SON&Partners в прошлом году оценили в 700 тысяч долларов – хотя я совершенно не понимаю, что они именно оценивали (очень много допущений было в исследовании), оценка показывает, что в общем рынок небольшой.

- Насколько стремительно увеличивается количество клиентов?

- Не могу сказать, что клиенты выстраиваются в очередь, но мы же не Twitter, чтобы прирастать миллионами новых пользователей за считанные дни – у нас другие услуги. Тем не менее, если посмотреть на открытые данные, месячный прирост клиентской базы облаков никак не меньше 15% - а это означает более чем пятикратный рост за год.

Кроме того, для количественного скачка совершенно необходим качественный скачок. Мы считаем, что облако – это очень хорошая история, но она инфраструктурная, а потребности клиентов выходят за рамки инфраструктуры. Поэтому важно продавать обслуживание и сервис, а не место сервера в стойке.

И этот вопрос пока еще не решен, так как сегодня наши услуги требуют определенной квалификации со стороны пользователя. Наша задача – сделать клиенту гамбургер, а не выдавать по отдельности два куска хлеба и котлету, чтобы он собрал его сам. Научиться предоставлять клиентам коробочные решения, короче говоря – как это делает RackSpace на Западе, и чего старательно избегает Amazon. Когда, идя по этому пути, мы достигнем определенной отметки, мы сможем составить конкуренцию shared-хостингу – в будущем мы будем такими же простыми, являясь уже сейчас более гибкими.

- Появления новых игроков боитесь или, наоборот, рассчитываете на них?

- О, нашему рынку сейчас просто необходимы новые игроки. Я уже упоминал, что сегодня мы дружной компанией облачных хостеров конкурируем, в основном, не между собой, а с другими компаниями. Нам нужно продвигать не столько себя и свои услуги, сколько рынок в целом. И, конечно, мы не боимся, что какой-то новичок нас задавит, хотя вполне возможно, что новыми игроками на рынке облачного хостинга станут очень серьезные и крупные компании.

- Что вы думаете об идее государственного хостинга, обсуждавшейся недавно?

- Она мне кажется несколько опрометчивой. Довольно странно, когда государство конкурирует с коммерческими компаниями. С другой стороны, идея государственного облачного хостинга имеет право на жизнь, если он будет направлен на обслуживание государственных интернет-ресурсов. Вопрос только в том, как она в таком случае будет реализована. Сейчас только сделаны заявления о том, что государство будет этим направлением заниматься. К тому моменту как они реально начнут что-то делать, коммерческие компании (в том числе и мы) накопят опыт и уйдут в освоении облачных технологий далеко вперед. Государство, конечно, может совершать собственный поход по граблям, но мне кажется, что им лучше обратиться к компаниям, которые работают на рынке и просто воспользоваться их услугами.

- Хорошо, а западных конкурентов не боитесь?

- На Западе есть крупные игроки, работающие в той же сфере, что и мы – например, Amazon, RackSpace. Но становиться их клиентами, живя в России, нецелесообразно. Во-первых, потому что для российских сайтов серверы в России по понятным причинам работают быстрее: сервер должен быть там, где находится потребитель его контента.

Кроме того, западные компании едва ли будут оперативно реагировать на индивидуальные запросы клиентов из какой-то там России – им это, во-первых, не нужно, а во-вторых, если бы и было нужно, то реализовывались бы такие запросы медленнее. Тот же RackSpace едва ли когда-нибудь сделает CloudSites с предустановленным «1С-Битрикс», Netcat или UMI.CMS. В нашем и наших конкурентов случае любой клиент может запросить у нас индивидуальную услугу, и удовлетворить свою потребность – бесплатно или за деньги, в зависимости от того, можем ли мы продать эту услугу еще кому-нибудь кроме него.

- Возможно, это как раз потому, что рынок еще маленький? Сохранится ли индивидуальный подход, когда количество клиентов вырастет в разы?

- Конечно, его можно масштабировать. По факту, нам удается уже сейчас это делать при стремительном, многократном росте рынка. На этом лично мы делаем акцент при формировании штата компании – каждый сотрудник должен быть самостоятельным специалистом, способным при необходимости оперативно принимать решения на своем уровне компетентности и ответственности. Работа в «облаках» совершенно не терпит посредственности.

- А чего от вас хотят клиенты?

- Как и в любом сервисе - чтобы у них все работало. Подробности у каждого уже свои: кому-то нужно держать тяжелый сайт на “Битриксе”, кому-то - 2000 мелких сайтов, на которые почти никто кроме роботов “Яндекса” не ходит. Но все они хотят, чтобы сайты были доступны 24/7, чтобы данные хранились сверхнадежно и резервировались 20 раз. Удовлетворить это желание для нас очень просто: мы умеем обеспечивать очень высокую надежность.

Однако российский клиент хочет еще одного - он хочет за все это счастье платить $10 в месяц. К сожалению, чудес не бывает. Если перевести со лживого языка маркетинговых процентов на простой язык чисел, Amazon, например, честно обещает пользователям, что их данные могут быть недоступны чуть больше, чем 8,5 часов за год. Можно лучше? Да сколько угодно.

- И в чем загвоздка?

- Обеспечение надежности стоит денег - это не субъективная наша прихоть, а объективная реальность, стоимость железок и ресурсов, которые закладываются на обеспечение повышенной надежности. И - самое главное - администрирование. Иногда приходится слышать от клиента, что у него сайт - ключевой элемент бизнеса, и при простое он теряет тысячи долларов за час. Только один вопрос у нас к таким клиентам: если ваш сайт генерирует вам тысячи долларов в час, почему вы всерьез считаете, что администрировать его должен первокурсник за $10 в месяц?

Чудес не бывает: если вы платите своему сисадмину $10 в месяц, то и результат его администрирования будет таким же. Глядя на то, что способны наворотить некоторые “администраторы”, иногда хочется рыдать - создается впечатление, что во многих фирмах сайтами ведает или секретарша в свободное от покраски ногтей время, или племянник генерального директора. Это вполне допустимый подход, сайт должен быть достаточно простым продуктом, чтобы им могла управлять секретарша - но для этого нужно заложить в качестве базы очень хорошую инфраструктуру и один раз хорошо ее настроить. А вот это уже не секретарская работа.

Неоднократно мы сталкивались с тем, что человек буквально душу вынимал из службы технической поддержки: сайт-де работает медленно, плохо, а его “программист” говорит ему, что виноват хостинг. Если нам удавалось убедить человека доверить администрирование нам - то буквально за 850 рублей он получал совершенно работающий и отлаженный продукт. Вместо недель и месяцев мытарств с горе-”программистом” достаточно один раз довериться профессионалам. Вот этот психологический барьер мы и стараемся разбить. Он - корень многих проблем российских провайдеров инфраструктуры.

- А кому имеет смысл задуматься об облачном хостинге? Опишите своего клиента.

- Скажем так: если компания очень крупная, «Яндекс», например – ей имеет смысл строить собственный дата-центр, и к нам такие клиенты не пойдут. Если пойдут, мы, конечно, и их попытаемся обслужить – но буду честен – это будет не самым дешевым решением. Если какой-нибудь школьник делает собственную домашнюю страничку «Я и моя кошка», которую смотрит только его мама, девушка и та же самая кошка - то ему, конечно же, тоже не к нам. К облачным хостерам имеет смысл обращаться при нижнем пороге хотя бы в несколько сотен посетителей в день; и до тех пор, пока не встает задача купить несколько десятков серверов.

разделы: интервью | Связь

Другие интервью

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2012 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost