За прошлую неделю резонансными в Рунете стали сразу две новости, связанные с ГЛОНАССом: его поддержка в iPhone 4S вызвала изумление, а приравнивание планшетов с GPS к навигаторам и требование платить таможенную пошлину (по общему мнению, поддерживающую ГЛОНАСС) - возмущение. Но стоило ли изумляться и возмущаться на самом деле?
Эмоции возникли из-за того, что среди рунетчиков отечественную навигационную систему традиционно считают мертворожденным продуктом, а планируемую пошлину в ее поддержку (на устройства с GPS, но без ГЛОНАССа) - попыткой оживить мертвеца или стрясти денег с не желающих заниматься некрофилией производителей. Мол, сделали бы действительно нужную людям вещь - для взлета никакие пошлины не потребовались бы, а вместо этого делают кривой клон успешного чужого решения, никому не нужный при наличии оригинала.
С такой позиции действительно непонятно, зачем оснащать самый популярный телефон планеты специальным компонентом ради страны, в структуре продаж Apple находящейся в третьем эшелоне. Вероятно, на присутствии этого компонента во всех айфонах мира компания потеряет больше, чем сэкономит на российских пошлинах. Кроме того, поддержка ГЛОНАСС заявлена и в
"Мертворожденный продукт"
Почему в айфоне есть ГЛОНАСС? Судя по всему, он попал туда в составе чипсета от компании Qualcomm, поддерживающего одновременно и GPS, и ГЛОНАСС. Так что теоретически возможно, что в компании Apple о российской системе вообще не задумывались, просто этот чипсет оказался предпочтительнее по каким-то другим причинам. Возможно даже, что iOS не умеет обрабатывать данные ГЛОНАССа, и наличие его "железной" поддержки ничего не дает владельцу айфона.
Но зачем Qualcomm добавлять в свои чипсеты поддержку "мертвой системы"? Одна из причин, конечно, в том, что приобретают их для своих устройств разные производители, в том числе и те, на которых российские пошлины сказываются ощутимо.
Но есть и другая причина: применение ГЛОНАССа имеет вполне практический смысл, причем не только в России. Сам по себе он не так точен, как GPS (впрочем, в некоторых регионах ситуация обратная), но, если не заменять им GPS, а дополнять (что сейчас и делают), точность возрастает - неудивительно, если удваивается число спутников, от которых можно получать данные. Многие автомобилисты сокрушаются о том, что при включении GPS-навигатора уходит много времени на первичное определение местоположения - переход к GPS+ГЛОНАСС и здесь сказывается положительно. Наконец, несмотря на известные проблемы с запуском ГЛОНАСС-спутников, его добавление повышает еще и надежность: одновременный выход из строя двух разных систем, поддерживаемых двумя разными странами, вероятен разве что при начале третьей мировой.
В результате производители вместо вынужденных действий из-под палки пошлин начинают поддерживать ГЛОНАСС всерьез. Samsung не стал отбояриваться простой установкой чипов, а
Прогнозируется, что уже через год-два использование ГЛОНАСС в связке с GPS станет обычным делом по всему миру. Так что "мертворожденная" система на самом деле вполне живая - и с точки зрения распространения, и с точки зрения пользы.
"Оживление мертвеца вместо конкуренции"
Не так все просто и с решением приравнять планшеты к навигаторам и брать пошлину в 5%, что вызвало комментарии в духе "это костыльная поддержка ГЛОНАССа, показывающая всю его несостоятельность, а также общую отсталость страны" и "на любую глупость пойдут, чтобы денег побольше снять".
Но во-первых, текущая пошлина на навигаторы в 5% вообще не связана с ГЛОНАССом. Она
Во-вторых, похоже, что какого-то специального умысла в странной классификации планшетов нет - просто в случае, когда товар можно поместить в несколько разных категорий, инструкция предписывает выбирать ту, у которой пошлина выше. Планшеты, особенно семидюймовые, порой действительно используют в качестве навигаторов, а пятипроцентная пошлина "приемников радионавигационных" выше нулевой у "вычислительных машин" - так что, если и считать это неправильным, возмущаться надо системой работы в целом, а не конкретным случаем ее использования.
В-третьих, планируемая пошлина в поддержку ГЛОНАССа тоже не свидетельствует о том зле, которое в ней видят. Потому что, скажем, Барак Обама в 2009-м
Более того, в случае с ГЛОНАССом ситуация довольно мягкая: если автомобилям нужна продолжительная поддержка, то навигационной системе - начальный толчок, чтобы сделать ее стандартом, а после этого ее популярность будет поддерживать сама себя, и говорить об "искусственности" будет глупо.
Подденем отечественного производителя
Если с ГЛОНАССом все так хорошо, почему же рунетчики массово ошибаются? Причин несколько. Одна из них - привычка смотреть лишь с собственной колокольни: автомобилист зачастую не осознает, что системы навигации создавали не для него, а в оборонных целях. При наступлении войны США могут отключить принадлежащую им GPS для всех, кроме своих солдат, а российской армии не стоит в такой момент оставаться без точной навигации - если задуматься об этом, вопрос "зачем понадобилось создавать ГЛОНАСС, когда GPS уже есть" отпадает быстро.
Другой причиной стало то, что многие высказывают свое мнение, вообще не попытавшись разобраться в теме - и не узнав, например, что собственные "ответы GPS" делают и другие страны, так что это вовсе не безумная русская идея.
Но главное, кажется, вот в чем: рунетчики уже автоматически ругают большие российские технологические проекты, а тем паче - государственные, непременно присваивая им ярлыки "распил",
Безусловно, мир российских технологий давал немало поводов плохо о нем думать. Фраза "это наш аналог iPhone 4" применительно к средненькому китайскому смартфону, утонувшие спутники, результаты сравнений "Жигулей" с иномарками - список можно продолжать долго. Но блоггер, который при встрече с чем-то новым вместо включения головы выдает заранее готовый стереотипичный ответ, тоже напрашивается на нелестную характеристику.
Кроме того, в язвительных комментариях рунетчиков о том, как бюджетные деньги оказались потрачены на утонувшие спутники ГЛОНАССа, зачастую сквозит не печаль и обеспокоенность ситуацией, а неприкрытое злорадство. Похоже, они, обличая допустивших промах, были бы лишь рады его повторению: это дало бы возможность снова гневно обличать, зубоскалить и чувствовать себя умнее кого-то.
В то же время у человека, действительно переживающего из-за бюджетных средств, даже при скептическом отношении к государству запуск нового спутника вызовет совсем другое желание. Чтоб он хорошо взлетел и никогда не сел.