Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Учет и контроль: хайтек для бедного гаишника

Ноу-хау | 19.04.2011 15:08

От редакции: Пока наши читатели спорили, насколько прав Эльдар Муртазин в своей критической оценке "глонассофона", а представители МТС убеждали нас, что ГЛОНАСС там есть и работает, главный редактор газеты "За рулем - Черноземье" Павел Иевлев рассказал нам еще одну альтернативную точку зрения. Причем на примерах из той области, где будущее "глонассизации" уже стало настоящим: патрульные машины ДПС и прочий муниципальный транспорт. А заодно мы узнали, как ГИБДД фотографирует и сохраняет номера всех проезжающих машин, и какой еще хайтек обещает заменить людей, которых мы так любим обвинять во взятках.

1. Интервью, которого не было

…чтобы построить идеальное государство, надобно
к каждому мужику приставить двоих проверял,
а над двоими проверялами — троих контролял,
а над теми еще целый штат надзирал
плюс независимый аудит»

(М. Успенский «Белый хрен в конопляном поле»)

Вся эта история началась с банального интервью с ГИБДД. Эта контора, с одной стороны, не любит публичности, а с другой – имеет необходимость отчитываться о мероприятиях с прессой. А сейчас, в период переименований, аттестаций и сокращений, это «раздвоение личности» иной раз доводит ситуацию до совершенно абсурдно-истерической типа: «Мы вам все расскажем, только вы ничего не пишите». На недоуменный вопрос, зачем тогда звали – пожимают плечами. Начальство велело.

В общем, несмотря на то, что не главредское это дело – в поле бегать, - к ГАИшникам я всегда хожу сам. Тонкое это занятие, непростое, не дай бог журналист неопытный накосячит – не оберешься потом неприятностей. Тем более что интервью согласились дать (да что там согласились – сами напросились) не какие-нибудь патрульные ДПС, которые на интервью только мычат, сглатывая матюги, а весьма интересное подразделение – дата-центр систем видеоконтроля.

Да, представьте себе, есть такое подразделение – самое продвинутое в данной госслужбе. Вот, например, во всем ОблГАИ есть только одна сотрудница, которая умеет принимать электронную почту (правда, для этого ей надо сначала позвонить), и, когда она уходит в отпуск, текст приходится утверждать, зачитывая по телефону… Но в этом подразделении ситуация обратная: на каждом столе терминал, и люди даже ими пользуются. Правда, по большей части это гражданские спецы, но все же. Ничего удивительного – в компьютерах суть их работы.

Система видеорегистрации нарушений ПДД устроена просто и изящно – висящее над дорогой на специальной ферме «Устройство КРИС» представляет собой, грубо говоря, совмещённые в одном корпусе фотоаппарат и радар. Любитель погонять превысил скорость, радар запустил фотоаппарат, тот фотографирует нарушителя и отправляет картинку в дата-центр. Отправляет по любому наличествующему на данной точке соединению - от WiMAX до банального шнурка Ethernet.

Картинка приходит на сервер, а там программа оптического распознавания считывает номер, по нему выдергивает из базы данных ГАИ адрес, и формирует постановление об административном правонарушении. Постановление выходит на принтер, а оттуда в специальную машинку, которая пакует его в конверт. Так формируется «письмо счастья», которое придет нарушителю, уже с готовой квитанцией для оплаты. Добро торжествует, порок наказан. Красота!

Увы, описанная радужная картина только в официальной части интервью. На самом деле все устроено совсем иначе.

Как выяснилось, фотоаппарат реагирует на любую движущуюся мишень, а значит, фотографирует ВЕСЬ ПОТОК. По экрану монитора бегут с большой скоростью картинки, и лишь некоторые из них подсвечены красным – это нарушители. «Хочешь, сделаем всех преступниками?» - весело говорит майор. И снижает порог до 40 км/ч. Теперь подсвечены красным все автомобили, пресекающие рубеж («рубежом» называется точка установки видеоконтроля).

Как выяснилось, это не означает, что всем им придет квитанция – на самом деле, автоматизация процесса куда ниже, чем декларируется. Практически на каждом этапе есть участие человека. Сначала – несколько девушек проверяют результаты распознавания номеров. Программа несовершенна и ошибается достаточно часто, поэтому за ней все перепроверяется визуально. Потом обработанные результаты уходят в областное ГАИ, где инспектора вручную сверяют их с базой. Почему вручную? Потому что нередко бывают ситуации, когда на фото одна машина, а в базе – совсем другая, хотя номер тот же. Такие случаи откладываются в сторонку, и потом идет долгое выяснение, где прокол – поднимаются бумажные архивы и т.д. В базе, оказывается, полно ошибок. Затем уже формируется постановление о штрафе, которое подписывает инспектор – по закону, вынести административное наказание компьютер не может, только человек.

А что происходит с потоком данных о всех проезжающих машинах? Он записывается на сервер и хранится. Сейчас – полгода для общих данных и год для нарушителей. Но меня заверили, что система быстро расширяется, дисковое пространство растет опережающими темпами, и сроки будут увеличены. Зачем это делается? Ну, разумеется, не просто так. Доступ к этим данным периодически запрашивают спецслужбы и милиция – если им нужно проследить передвижение определённой машины в определенное время по городу, то это вполне возможно. В программе есть фильтры по госномеру, по времени и так далее.

Гаишник радостно подтвердил, что да, действительно, эпоха тотального контроля наступает. «Поймите», - говорил он, - «Состав ГАИ все время сокращают, сотрудников все меньше, да и претензий к ним хватает. Чем дальше, тем больше их будет заменять техника. Она дорогая, но зато не подвержена коррупции и не требует социальных льгот и повышения зарплаты. Да и окупается быстро… Система КРИС – это только первый шаг, она, собственно, уже устарела. Уже в этом году на перекрестках будет работать система «Ураган», которая синхронизирована со светофорами. Достаточно наехать на стоп-линию – и штраф обеспечен. Кроме того, сейчас создан прибор «Паркон», который фиксирует нарушение правил парковки. Он монтируется на патрульные автомобили и, при их движении по улицам города, фотографирует запаркованные автомобили. При вторичном проезде фиксируется и дельта во времени – так что разницу между «остановкой» и «стоянкой» прибор тоже понимает…»

Любопытным мне показался и еще один факт – оказывается, экипажи ДПС, работающие с переносными комплексами видеоконтроля, НЕ ДОЛЖНЫ останавливать нарушителей. Ведь все нарушения фиксируются камерой и пишутся в ее память. В конце смены экипаж сдает карту памяти, информация с нее обрабатывается, и нарушители получают свои «письма счастья». Роль же экипажа фактически сводится к тому, чтобы вывезти камеру на точку и присматривать, чтобы ее не сперли. Впрочем, гаишники не были бы гаишниками, если бы них не было лазейки. Они имеют право остановить нарушителя, если сочтут, что его действия «угрожают безопасности движения»…

Кстати, изменить информацию на карточке памяти они не могут чисто технически – она залочена на один терминал, и при попытке доступа с другого устройства просто сотрется. Поэтому давать им взятки за то, что они «сотрут нарушение» бессмысленно – это развод. Деньги они возьмут, но штраф за нарушение придет все равно.

Впрочем, все вышесказанное было удалено из интервью при согласовании текста. Статью утверждали в нескольких инстанциях, чуть ли не до министра, и на каждом этапе из нее что-то вычеркивали. В результате получилась обычная агитка в духе «взвейтесь-развейтесь» и «слава губернатору за финансирование!». Как мне сформулировали: «Читатели могут эту информацию неверно интерпретировать!».

2. Контроль за контролером

Пепел Глонасса стучит в мое сердце!

Перевод контроля за дорожным движением на техническую основу – дело нужное, но кто будет сторожить сторожей? К этому вопросу подошли тоже технически. Все патрульные машины ДПС будут в ближайшее время оснащены системами ГЛОНАСС. Впрочем, тут надо, наверное, разобраться немного подробнее.

ГЛОНАСС в последнее время куда только не пихают – от автомобилей «Калина» (производство Lada Kalina c «Глонасс»/GPS-навигатором началось с 29 марта), до маршрутного такси и муниципального транспорта. В последнем случае – в обязательном порядке. (Один комплект аппаратуры ГЛОНАСС стоит около 20-25 тыс. рублей. Оплата за установку спутниковой системы ляжет на плечи частников и предприятий, владеющих маршрутками. За его отсутствие будут штрафовать). Спрашивается, зачем навигатор на маршрутном такси? Боятся, что заблудится? Не все так просто.

То, что устанавливается сейчас на весь муниципальный транспорт, до последнего мусоровоза, а также и на патрульные машины милиции и ДПС, это не просто навигатор. Это «Автомобильный навигационно-связной терминал спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS с каналом связи GSM "МАРКЕР-ГНСС"». Область его применения: «Системы управления и контроля за местоположением наземных транспортных средств, в том числе в сложных ситуациях пересеченной местности, городской застройки, промышленных инфраструктур». Каким образом? В состав устройства входят: «Антенна для приема сигналов ГЛОНАСС/GPS и антенна для приема/передачи информации по каналу связи GSM-900/1800». То есть, определив координаты и параметры движения (составляющие скорости, путевой угол) и зафиксировав время, устройство скидывает эту информацию через обычные сети сотовой связи в единый дата-центр. (Впрочем, оно обладает и встроенной энергонезависимой памятью). Таким образом, передвижение всех машин, оснащенных этим устройством, в пределах покрытия сотовой сети в пишется реальном времени в дата-центре, а за его пределами записывается во внутреннюю память, для последующей синхронизации.

Недавно, кстати, эту систему демонстрировали президенту – он посетил Управление внутренних дел по Северному округу г. Москвы и с удовольствием потыкал мышкой в патрульные машины на экране. Сейчас их оборудовано примерно сто штук, но к концу года обещают добиться 100%.

Любопытно, что, хотя эти устройства упорно заявляют как ГЛОНАСС и аббревиатуру GPS чем дальше, тем больше оставляют только в спецификациях, на самом деле, в первую очередь это GPS-навигаторы. Дело в том, что система по умолчанию выбирает сеть, сигнал от которой лучше и точнее, а значит, практически всегда ориентируется по спутникам GPS. Заявления об одновременном позиционировании по двум системам – это , мягко говоря, не совсем правда. Вот если враги вырубят весь свой буржуйский GPS, то гордый муниципальный мусоровоз найдет родимую помойку по сигналам ГЛОНАССА. Может быть.

А может быть и нет. В некоторых из этих устройств чипы ГЛОНАСС оказывались не припаянными… Сейчас вообще происходит любопытная подмена понятий – устройства ГЛОНАСС/GPS в реляциях чиновников называют просто ГЛОНАСС, а системы GPS – системами навигации (не указывая тип). Похоже, что в общественное сознание внедряется паттерн: «Навигация – это ГЛОНАСС!». Аббревиатура GPS скоро станет неприличной, как другое известное слово из трех букв…

А что гаишники? Доблестным стражам дорог оставили пока только проверку на алкоголь – камеры этого еще не умеют. Но и это ненадолго - новый алкотестер ПРО 100-комби не только зафиксирует алкоголь на выдохе, но и тут же передаст на сервер датацентра результаты теста. Это устройство уже показали на научно-практической конференции по безопасности дорожного движения. Тут уж не предложишь «договориться на месте». А на очереди и дистанционный алкометр, который определяет наличие паров в салоне автомобиля на расстоянии до 25 метров…

Куда бедному гаишнику податься?

Другие ноу-хау

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost