Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Время растить морковь

| 13.02.2007 22:11

Французы, как известно, славятся не только своими любовными похождениями, но и нелюбовью к американскому языку. Это вполне резонно. Во-первых, некоторые французские термины просто красивее - как "курель" вместо "емейла". Во-вторых, они и по смыслу иногда точнее.

Взять хоть американское startup. Это же просто какой-то дурацкий трамплин в никуда. "Сел Иван-Царевич на коня - и поскакал". А зачем? Одной Бабе-Яге известно.

То ли дело у французов - jeune-pousse. "Молодая поросль", или "рассада". В рассаде есть глубокий практический смысл, тут даже ботаником быть не надо, чтобы понять.

Ну вот для начала - совсем на пальцах. Я тут перед Новым годом написал "Пособие для инвесторов". Это была довольно грубая психиатрическая шутка. Хотя описанная там схема избавления от денег работает для многих пациентов. То есть буквально ходят вокруг люди в пиджаках и говорят: "Прикинь, они просят на свой проект 5 лимонов! Как ты думаешь, это нормально? Стоит брать?!"

И нет бы их успокоить, да? Сказать - берите, конечно, расслабьтесь! Но тут я, со свойственной поэтической наглостью (плюс весна на носу) вдруг отвечаю что-то вроде: "Не, это стоит чуть-чуть меньше. Пять тысяч на движок и пять на поддержку. И все. А через полгода - посмотреть". Такова, вкратце, шокирующая бизнес-схема стартапа, а вернее - jeune-pousse. Теперь обратимся к практике.

Паника без биржи

Я вообще никогда особенно не любил РБК. Когда-то с моей легкой руки их даже стали называть "негритянской плантацией". Но вот подоспела интересная история. Что из нее выйдет, сказать трудно. Просто поглядим картинку в тему. Даже и хорошо, что на примере РБК - чтобы не делать вид, будто это какой-то супер-пупер-новый тренд, требующий гениальных менеджеров 2.0 и революционных бизнес-схем от Пола Грэма.

"Новость", разлетевшаяся вчера по блогам, имеет довольно смешное происхождение. Какой-то любопытный пользователь сервиса Whois обнаружил, что домен Qip.ru зарегистрирован на компанию Valento Commerce Limited, аффилированную с РБК. Перерегистрация произошла еще летом прошлого года. Реклама РБК на сайте Qip.ru тоже крутится давно. Однако рунетовские детективы почему-то возбудились именно сегодня - вероятно, в связи с близостью Дня Святого Валентина.

Что остается "Вебпланете", как СМИ? Занудно спрашивать подтверждений или опровержений? "Мы действительно рекламируем там часть своих ресурсов и перепродаем рекламные площади своим партнерам. - официально сообщил нашему корреспонденту Михаил Гуревич, глава компании «Медиа мир». - По всем остальным вопросам, я бы рекомендовал прочитать запись самого разработчика КИПа, которой лично я вполне доверяю".

Опять-таки, вроде ничего нового. «Медиа мир» - отдельная интернет-компания, недавно выделенная из РБК для развития развлекательных проектов. Рассказывая об этом неделю назад, председатель совета директоров РБК Герман Каплун не случайно упоминал о технологии интернет-инкубаторов:

"Есть огромное количество молодых талантов, придумывающих и разрабатывающих оригинальные идеи, и мы создаем мини-фонд, чтобы вместе с ними развивать проекты... Если группа экспертов решает, что идея имеет потенциал, этот проект выносится на решение совета фонда. Если он решает инвестировать, идет развитие проекта, может оказаться, что необходимо новое финансирование. Обычно значимая часть проектов оказывается неудачной, но некоторые выстреливают очень сильно. Это венчурное финансирование. Поэтому не хотим рисковать больше, чем 10 млн долл. Может быть, пятью ограничимся, как получится. Мы не знаем, сколько проектов к нам придет".

В том же интервью указаны и разные возможности по поводу владения проектами:

"Это предмет переговоров. Конечно, мы как покупающая компания, хотим иметь 50% акций, но 49%, остающиеся у первичных акционеров, – это тоже очень много. Или 20%, или 10%. Это зависит от идеи, от средств, от продвинутости проекта. Может быть, человек хочет сделать проект и уйти из бизнеса, а может, хочет развивать его всегда. У всех разные амбиции, разные представления о жизни и желания".

Про "владение" вообще можно говорить долго, особенно с учетом наших национальных особенностей. Ну или с учетом зарубежных умников, которые считают, что кроме Долины Искусственных Сисек, стартапам вообще негде развиваться. Но это - отдельно. Для начала закрепим хотя бы идею, что "скупка готового платья" - не единственный вид инвестирования в Рунет.

Зачем покупать невыгодное?

Теперь про QIP. Еще в 2005 году разработчик этой программы Ильхам Зюлькорнеев в интервью "Вебпланете" рассказывал, что проект в коммерческом плане "работает в минус", то есть на голом энтузиазме создателя. Зато теперь у создателя появилась программа развития:

"Над квипом я работаю дома в свободное время, как это и было всегда, но надо двигаться вперед. Я не раз упоминал, что по-тихому начинаю создавать небольшую компанию по развитию программы, поскольку одному очень сложно поддерживать проект, особенно такой как QIP Infium... Сейчас Infium готов где-то на 60%. Основной и самый тяжелый этап разработки пройден, чему я очень рад. Если бы я оставил это все на любительском уровне, то не искал бы сейчас помощника, и в дальнейшем, проект, скорее всего, постигла та же участь, что и многие другие любительские проекты. Никто наверно из вас не хочет, чтобы проект умер в песках времени. Чтобы этого не произошло, нужно для себя уяснить, заниматься этим всерьез или забросить. Решение было принято. В QIP никогда не будет баннеров и он всегда будет бесплатным, реклама может быть только на сайте как это и было всегда. Поскольку QIP Infium будет поддерживать плагины и мультипротокольность, то это позволит нам сотрудничать с различными компаниями, они смогут предложить пользователям QIP свои сервисы, к примеру, отправка смс, проверка почты и многое другое из того, что вы указываете в своих письмах мне. Плагины никто навязывать не собирается, все будет грамотно и только на выбор пользователя. Это та золотая середина, которая позволит держать проект на плаву, развивать и обновлять его, при этом никакого ущерба пользователям, а наоборот еще больший выбор возможностей. Так что, это первая и думаю не последняя вакансия программиста в нашем проекте".

Таким образом, QIP не будет нафарширован баннерами, как о том кричат некоторые паникеры. Хотя аффилированность этого проекта с РБК просматривается уже почти год. Почему же умельцы из РБК не набили QIP рекламой сразу после покупки, если она имела место быть?

Новость о "покупке" кажется несколько преувеличенной и в другом аспекте. На сегодняшний день данный мессенджер является "паразитом ICQ", пользуясь ее протоколом и клиентской базой. Между тем, протокол остается официально закрытым. Многие альтернативные инстант-мессенджеры, в числе которых и QIP, периодически перестают работать из-за того, что AOL обновляет протокол OSCAR. Это создает неудобства и для развития самой "аськи", которую понемногу вытесняют с рынка альтеративные, открытые платформы. Тем не менее, ситуация с закрытостью пока не решена. А значит, для серьезного бизнеса надо заключать договор с AOL, чтобы пользоваться асечным потоколом, иначе будут проблемы.

Поэтому прямая покупка QIP в его нынешнем виде попросту невыгодна РБК - и юридически, и экономически. Другое дело - помочь разработчику в развитии новой мультипротокольной версии через механизм "инкубатора". Похоже, именно такая схема и связывает сейчас РБК и QIP. Точнее сказать, связала еще в прошлом году, а сейчас просто выплыла наружу в честь Дня всех влюбленных. Ну что ж, самое время.

Инкубаторы 2.0

Выражение "интернет-инкубаторы" замелькало в Рунете еще в прошлом веке. В августе 99-го Анатолий Левенчук создал инкубатор TechInvestLab.com, из которого вырос проект Коммунивер. Примерно тогда же компания A. Partners открыла "Интернет-инкубатор" и через него создала сервис Stavka.ru. И даже "Сибирская Интернет Компания", пугавшая нас миллионами "Юкоса" и новостями об офисе на 2000 человек в далеком Нефтеюганске, заговорила в тот год о собственном икубаторе "Инфопорт". В общем, полная такая пелевинская птицефабрика.

Однако практически во всех случаях никакого особо бурного выращивания не получилось. В среднем по одному яйцу на каждую наседку, причем яйца такие, про которые и так все заранее понятно. Даже самый известный инкубатор-2000 под названием NetValue, который учредила Rambler Group, на сегодняшний день выглядит заброшенным, как некое одноразовое разводилово. Из его "цыпляток" можно отметить разве что картографический сервер Intermap, который преобразовался в проект NaKarte.ru и еще как будто жив. Развитие других "цыпляток" - Doktor.ru и Mama.ru - компания Rambler просто забросила, невзирая на их лидерство в своих нишах. Игровой портал The Daily Telefrag вообще бесшумно ушел из инкубатора. А вопросы "владения" в этих проектах - просто тема для отдельного комического шоу.

Будет ли такая же ерунда с новым бумом инкубаторов? Некоторых граждан очень расстраивают наглые поэтические выводы моих колонок. Ладно, в честь праздника я сделаю иначе. Поскольку в качестве главного примера тут фигурировала история про РБК, слово Михаилу Гуревичу. Отмахнувшись от вышеупомянутой новости, он тем ни менее согласился поделиться своими мыслями по теме. Он, в частности, полагает, что и первый бум не был таким уж бессмысленным:

"Просто есть логика рынка. В 2000 у многих открылись мозги, и все уйдя, в свои самые сокровенные фантазии, вдруг и придумали, что можно сделать из Web'a и как продавать. Инвесторам идеи понравилось, и цены на стартапы полезли вверх. Но технология и разработка СЕРЬЕЗНО отставали от громких обещаний. Инвесторы за***лись ждать (здесь и далее фрагменты разговора с М.Г. по Rambler ICQ с мелкими правками содержавшегося в оригинале мата. - АА). Кто-то не смог уйти дальше обещаний и сдулся, а кто-то ушел в 5 лет глубокой разработки. Собственно они и начали выстреливать результатами в прошлом году. У инвесторов опять закружилась голова, а на рынке вновь появились победоносные реляции. Вновь зацвело мозго***ство. И вновь обещания и ожидания обгоняют скорость разработки. Видимо опять имеем все шансы обогнать языками руки. Но не страшно, за коррекцией будет плюс".

Ну и за компанию - еще два инкубаторских совета от Михаила:

"Разработчикам, авторам проектов: умерить понты. Миллионы, о которых говорят - это не кэшаут, а разработка. Нельзя получить деньги сегодня там, где их нет. Мы не волшебники, раздающие золотые купюры направо и налево. Хотя такие тоже есть. Если желаете загубить свой проект, то велЬкам к ним. Получите, распишитесь и подпишите пресс-релиз. Главное, не забудьте попрощаться со своим проектом и его перспективами".

"Инкубаторщикам: искать вменяемых людей и авторов. Это очень сложно. У них от цифр голова кружится. А еще давайте искать схемы по защитие нестандартных инвестиций. Это тяжело, но решаемо. Мне вот, например весьма импонирует схема СУПа. Они же не владеют LiveJournal. Они его развивают, управляют, направляют, интегрируют и б-г знает что с ним еще делают. Все, кроме владения! К слову, надеюсь услышать от них решение по авторским правам. Вот например, добавил юзер взятую где-нибудь картинку в свой ЖЖ - и НЕМЕДЛЕННО получил на нее смежные, а то и авторские права. Лишить его этих прав может только суд, доказавший, что он ее сам украл... Это вообще тупик".

На этом, пожалуй, и закончим. Шума вокруг инкубаторов было и будет много, и всяких рецептов - километры. Но самое сложное в работе с рассадой - "подождать и посмотреть". Весной ничего нельзя сказать заранее. На то она и весна, любовь-морковь. Но в этом ее прелесть. С праздником!

разделы: мнения |

Другие мнения

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost