15 июля в московском саду им.Баумана пользователей Rambler-ICQ будут угощать цветочными коктейлями. Что же они будут праздновать на 10-летии «аськи» — расцвет или увядание зелено-красных цветов?
Как все начиналось
Ровно 10 лет назад, в начале июля 1996 года корпорация AOL, тогда эта аббревиатура все еще расшифровывалась как America On Line, впервые анонсировала новую программу Buddy List (Список Друзей) — так просто и незатейливо стала называться адресная книга, с помощью которой пользователь мог отправить сообщение своему собеседнику, находящемуся в данный момент онлайн. Примерно в то же самое время, четверо израильтян — Арик Варди, Яир Голдфингер, Сефи Висигер и Амнон Амир основали компанию Mirabilis, которая буквально через несколько месяцев, в ноябре того же года, выпустила первую бета-версию ICQ, которая с невероятной быстротой начала распространяться по всему миру.
Вообще говоря, июль в том году был богат на события: W3C начинает работу над спецификациями SGML и XML, сеть IRC разделяется на «американскую» EFnet и «европейскую» IRCnet, компания Hotmail.com открывает первую почтовую службу с веб-интерфейсом, а Антон Носик aka dolboeb, только что отпраздновавший свой 30-ый день рожденья, пишет очередную колонку «Наши сети» для израильской газеты «Вести».
Быстрый выход на рынок и бесплатное распространение обеспечили Mirabilis несколько месяцев взрывного роста и уже в июне следующего года компания отрапортовала об уникальном результате – одновременно в сети ICQ находилось более 100 000 пользователей. Другой стратегии придерживалась America Online, выпустившая аналогичную программу AOL Instant Messenger лишь в мае 1997-го – каждый клиент компании, а таких насчитывалось около 10 миллионов, автоматически стал зарегистрированным пользователем.
Но по темпам роста аудитории сеть ICQ все равно оставалась вне конкуренции и, как результат, в 1998-ом все активы Mirabilis были выкуплены компанией AOL, сумевшей опередить Microsoft, которая также проявляла интерес к ICQ. Впрочем, к тому времени Mirabilis уже не была единственным игроком на рынке и Microsoft вскоре купила молодую компанию Flash Communications, начавшую разработку собственного IM-сервиса, и немедленно объявила о своих планах выпустить MSN Messenger. Но время уже было упущено. К концу 1998 года ICQ била все рекорды – число пользователей уже превышало количество подписчиков AOL, а саму программу загружали более миллиона раз в неделю.
Надо отметить, что Mirabilis сразу же начала развивать свою программу в двух направлениях: кроме версии для массового пользователя, в конце 1997-го компания выпускает версию ICQ для предприятий, получившую широкое распространение в ряде европейских стран. Впоследствии, работа с корпоративными заказчиками стала одним из основных источников дохода для разработчиков IM-сервисов.
Эпоха несовместимости
В 1999-ом две корпорации вступили в отчаянную борьбу за лидерство на рынке IM. Пользователи первой версии MSN Messenger могли свободно обмениваться сообщениями с клиентами AOL, которая немедленно изменила свой протокол обмена данными, чтобы прекратить подобную практику. Microsoft, в свою очередь, выпустила новую версию интернет-пейджера, AOL вновь подправила свой протокол — история продолжалась несколько недель и, как оказалось, положила начало эре тотальной несовместимости IM-сервисов. В том же году вышла первая версия IM от другой известной компании – Yahoo Messenger, которая, разумеется, оказалась несовместимой с программами от AOL и Microsoft.
Результатом такой политики стало появление многочисленных альтернативных клиентов, поддерживающих сразу несколько сетей, но и они не стали панацеей – пользователи таких клиентов оказались в зависимости от неожиданных «изменений» в протоколе, перекрывающих кислород для всех неофициальных программ. К чести разработчиков, надо сказать, что исправления в популярные клиенты вносятся достаточно оперативно, но значительная часть абонентов, использующих IM для деловых целей, просто не может позволить себе «оглохнуть» даже на несколько часов.
С каждым годом сетей становилось все больше, программы приобретали все новые и новые функции: в августе 2003-го появилась первая публичная бета-версия программы Skype, которая очень быстро завоевала популярность благодаря отличной реализации голосового общения. Спустя два года Skype был приобретен корпорацией eBay, которая начала плавно интегрировать сервис с другими своими активами – самым популярным онлайн-аукционом eBay и платежной системой PayPal. Но и сам по себе Skype оказал существенное влияние на развитие IM-сервисов – сегодня все основные сети поддерживают голосовое общение, большая часть позволяет звонить и отправлять SMS на обычные телефоны.
Плюсы и минусы открытых дверей
Параллельно с сервисами, основанными на проприетарных, закрытых протоколах, развивались и альтернативные системы, использующие такие открытые протоколы, как XMPP (Jabber) и SIP/SIMPLE. Основным плюсом открытых стандартов является как раз совместимость между различными сетями и многообразие программных решений, доступных для пользователей. Так, например, наиболее известным клиентом, поддерживающим открытый стандарт XMPP (Extensible Messaging and Presence Protocol), является Google Talk, который на данный момент работает только под современными версиями ОС Windows. Пользователи других операционных систем могут присоединиться к сети Gtalk, воспользовавшись любым из Jabber-клиентов.
Более того, для обмена текстовыми сообщениями с абонентами Gtalk вовсе не обязательно получать учетную запись в Google – достаточно воспользоваться любым из тысяч Jabber-серверов или поставить свой собственный, что вполне под силу любому человеку, обладающему навыками системного администрирования. Для обеспечения голосовой связи Google разработал расширение для XMPP под кодовым названием Jingle, библиотека libjingle доступна для сторонних разработчиков под лицензией BSD и уже используется в ряде IM-клиентов с открытым кодом.
Другой открытый протокол SIP (Session Initiation Protocol) используется множеством телекоммуникационных компаний для предоставления различных сервисов, в первую очередь – для передачи голоса поверх IP (VoIP). Для обмена мгновенными сообщениями предназначен протокол SIMPLE (Session Initiation Protocol for Instant Messaging and Presence Leveraging Extensions), спецификация которого в данный момент находится в разработке.
Главная проблема IM-сервисов на основе открытых стандартов заключается в малом количестве абонентов – до недавнего времени для подключения к Jabber-серверу и настройки клиента требовался определенный уровень технических знаний. В принципе, пользователи могут воспользоватьсяспециальными шлюзами, позволяющими подключаться к популярным IM-сервисам, в том числе к отечественной сети Mail.ru Agent. Однако и в этом случае пользователь сталкивается с той же проблемой, которая возникает и с «обычным» альтернативным клиентом – при малейшем изменении в работе сервиса сеть становится недоступной на некоторое время.
Альянсы поют романсы
Нельзя сказать, что корпорации не пытались решить проблему совместимости основных IM-сервисов. Более того, для себя эту проблему все основные игроки на этом рынке уже решили, причем с использованием открытых протоколов. Так, например, MS Live Communications Server (LCS), решение для корпоративного IM от Microsoft, поддерживает протоколы SIP/SIMPLE и обеспечивает взаимодействие с сетями AOL и Yahoo.
В свою очередь, Yahoo Messenger использует SIP для передачи голосового трафика, а выпущенная на прошлой неделе бета-версия программы позволяет подключаться к LCS и обмениваться сообщениями с абонентами, использующими Microsoft Live Messenger (бывший MSN Messenger). Благодаря соглашению между компаниями Microsoft и Yahoo, подписанному в октябре прошлого года, в скором будущем стоит ожидать ответной любезности со стороны Microsoft.
Другой игрок на рынке корпоративных IM-сервисов, корпорация IBM, в январе этого года объявила о намерении встроить поддержку сетей Yahoo, Gtalk и AIM/ICQ в следующую версию своего клиента Lotus Sametime, используя открытые стандарты SIP/SIMPLE.
О своих планах встроить поддержку SIP/SIMPLE объявила и компания Google, планирующая обеспечить совместимость не только с клиентом IBM, но и с сетью AOL, о чем было заявлено в конце прошлого года. AOL также обеспечивает поддержку как SIP/SIMPLE, так и XMPP в рамках своей программы AOL Enterprise Federation Partner для разработчиков корпоративных IM-сервисов.
Таким образом можно констатировать, что альянс, о возможности которого в октябре прошлого года писал Петр Диденко в своей колонке на «Вебпланете», все таки состоялся: Microsoft и Yahoo действительно планируют обеспечить взаимодействие своих сетей и причиной тому выход на рынок массовых IM-сервисов вездесущего Googlе. В интересах и той, и другой компании поднять планку для Google как можно выше, чтобы удержать за собой позиции ведущих игроков на этом рынке.
Впрочем, Google тоже предпринял определенные шаги: Microsoft так и не удалось завершить переговоры с Time Warner о присоединению к «конфедерации» сети AOL. Как мы знаем, в конце прошлого года Google приобрел 5% акций AOL и сразу же объявил, что в скором будущем абоненты Gtalk смогут общаться с абонентами AIM/ICQ.
Так что первый раунд борьбы компаниям удалось закончить вничью: на данный момент намечающиеся альянсы имеют примерно равное соотношение сил. По данным исследовательской компании Radicati Group, опубликованным в конце прошлого года, AOL продолжает уверенно лидировать: сеть AIM насчитывает около 244 миллионов абонентов (30%), а принадлежащей ей же ICQ пользуется 213 миллионов человек (26%). Сеть MSN Messenger уверенно занимает третье место — 205 миллионов абонентов (25%), а Yahoo следует на четвертом — 156 миллионов абонентов (19%). Gtalk пока находится далеко позади лидеров с менее чем одним миллионом пользователей, что, впрочем, не так уж и мало, если учесть что проект был запущен в конце августа прошлого года.
Однако есть и другие данные. В апрельском отчете comScore Networks сообщается, что MSN Messenger занимает первое место в мире по количеству абонентов — 61% пользователей IM используют программу от Microsoft, причем на европейских и азиатских рынках доля пользователей приближается к 70%, а в Латинской Америке Microsoft уверенно доминирует, занимая 90% рынка. Наиболее высокая конкуренция наблюдается в Северной Америке, где AOL, Microsoft и Yahoo делят рынок практически в равных долях.
Возможно, что чашу весов в ту или иную сторону может склонить один из двух других заметных игроков на этом рынке: в первую очередь, речь идет о компании eBay, которой принадлежит Skype, и социальном гиганте MySpace, обозначившем свой интерес к рынку публичных IM-сервисов, запустив этой весной собственный мессенджер MySpaceIM.
Особенности национальной охоты
Совершенно иная картина наблюдается в России, где на протяжении последних лет ICQ безоговорочно лидирует, занимая по разным оценкам от 70 до 80% рынка публичных IM-сервисов.
Некоторую конкуренцию ICQ составляет отечественный мессенжер Mail.ru Agent, который в последнее время очень активно развивается за счет аудитории портала Mail.ru. Аналогичная программа Microsoft практически не используется в России, но ситуация может измениться достаточно быстро: Microsoft начал массированную рекламную компанию локализованной версиии Live Messenger буквально на прошлой неделе, показав серьезные намерения захватить свою долю рынка. За две недели, прошедших с момента запуска проекта Beonlive.ru новую программу скачало более 50 000 человек. Судя по всему, Live Messenger может уже в течение ближайших двух лет серьезно изменить расклад сил, особенно если учитывать планы компании по продвижению линейки сервисов Live на нашем рынке.
Определенную угрозу лидерству ICQ представляет также и Google, который способен оттянуть на себя до 20-25% российских пользователей «аськи» при условии обеспечения совместимости между сетями. С другой стороны, ICQ скорее всего все-таки сохранит первое место по количеству пользователей, прежде всего благодаря поддержке своего российского партнера – компании Rambler. Одно можно утверждать совершенно определенно: десятилетнее доминирование ICQ в Рунете подходит к концу.
Так что решайте сами, за что выпить 15 июля, когда в саду имени Баумана состоится Open Air Rambler-ICQ «Все в сад», где пользователей Rambler-ICQ ждет сочный цветочный коктейль, настоящие колумбийские гамаки, игры и призы, а также много-много смайликов.