Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Веб для бабушек

Алексей Андреев, Иван Сильвестров
Сервисы | обзор | 18.09.2007 19:47

Последние новости из Силиконовой долины: бизнесмены и инвесторы от Интернета, которые так долго были одержимы идеей окучивания тинейджеров, начинают целый ряд социальных интернет-проектов, направленных на старшее поколение - которое тоже, оказывается, "втихаря" освоило компьютер.

Самые заметные из этих проектов называются Eons, TeeBeeDee, Rezoom, Maya’s Mom, Boomj, Boomertown - и выглядят они как Facebook с морщинками. Эти проекты надеются подняться на том, что на языке инвесторов может быть названо "профитными особенностями" пожилых пользователей: они реже, чем молодежь, склонны скакать с одного модного сайта на другой.

"Свяжешься с подростками – останешься со спущенными шинами: они тусуются у тебя, стоят тебе денег, а затем снимаются и исчезают, - говорит в интервью New York Times Пол Кедроски, венчурный инвестор и автор блога "Заразная алчность" (Paul Kedrosky, Infectious Greed). - Совсем недавно толпы молодых людей клубились на Friendster, теперь все перебрались на Facebook и MySpace. А поведение старшего поколения имеет набор интересных особенностей, важной из которых является то, что они остаются на одном месте надолго".

Пару недель назад компания VantagePoint Ventures (владевшая раньше MySpace) объявила, что она привлекла транш объемом $16,5 млн для финансирования проекта Multiply - социальной сети, предназначенной для людей "оседлых" (settled). Давид Карлик (David Carlick), исполнительный директор VantagePoint, так же как и Кедроски, опасается, что молодежные сайты уязвимы для капризов моды. "Именно об этом я думал, когда пришел Мердок со своим предложением", - говорит он о своем решении продать MySpace медиа-магнату Руперту Мердоку за сумму около $550 млн.

До этого в августе компания Shasta Ventures направила $4,8 млн на финансирование проекта TeeBeeDee, выходящего из беты в этом месяце. Название - калька аббревиатуры TBD (To Be Determined), смысл которой - нужно (и можно!) принимать решение. Лозунг проекта: ты уже не снимаешь девчонок на MySpace - но это вовсе не значит, что твоя жизни уже прошла. В том же августе, Johnson&Johnson потратила $10-$20 млн на приобретение проекта Maya’s Mom, социальной сети для родителей.

Ранее социальные сети фокусировались в основном на молодежи и предпринимателях, поскольку первые технически подкованы, а у вторых водятся деньжата. Но есть еще поколение послевоенного беби-бума - их в Америке 78 миллионов. Это примерно в три раза больше, чем тинейджеров. Причем количество пользователей Интернета в группе "старше 55" примерно такое же, как в группе "18-34", согласно данным Nielsen/NetRatings.

Сайт TeeBeeDee создала Робин Волнер, которая в 1987 году начинала журнал для родителей (Robin Wolaner, Parenting magazine). В том году были созданы сразу по крайней мере семь журналов для родителей. Робин Волнер говорит, что сейчас она видит такое же внезапное озарение интернет-издателей – по поводу того, что нужно идти на встречу потребностям пожилых американцев.

Некоторые из пожилых пользователей говорят, что чувствуют себя в таких проектах более комфортно, чем на MySpace, Facebook или Friendster. "Я обсудила свой развод, медицинские вопросы, а также планы на новые знакомства, - говорит Марта Старкс, 52-летняя пенсионерка, которая тратит час-два каждый вечер на сайте Eons. - Но я точно не стала бы обсуждать такие вещи с 20-летними".

Еще одно логичное объяснение нового тренда предлагает Сьюзен Айерс Уокер - основательница SmartSilvers Alliance, фирмы, которая предоставляет консультативные услуги бизнесам, нацеленным на пожилых потребителей. Сьюзен отмечает, что постарели и сами создатели Вебдванольной революции. До недавнего времени инвесторы Кремниевой долины считали себя вечно молодыми и увлекались только новизной. Но теперь "они заполучили высокое кровяное давление - и начинают лучше понимать ту возрастную группу, в которой они живут".

Мемуары вместо блогов?

Очевидно, что вслед за подобным западным трендом активизируются и попугаи Рунета. Два года назад именно об этой попугайности мы рассказывали в колонке про вышеупомянутый сервис Multiply, когда он только появился. Правда, его российские клоны, типа Comby.ru, пока что не догадались позиционировать свои ресурсы так, как делает Multiply: "для оседлых людей".

Однако можно предположить, что вскоре такое позиционирование появится и в Рунете. И происходить это будет путем простой "смены вывески". "Вебпланета" уже демострировала такие подмены на примере псевдо-сервисов для женщин и детей. Вместо того, чтобы учитывать реальные потребности специфической аудитории, создатели новых "супер-сервезов" берут стандартный лего-набор сетевых игрушек (блоги, системы "друзей" и т.д.), а затем называют это "социальной сетью для..." (здесь наобум подставляется название аудитории - будь то женщины или IT-шники). Последний пример - попытка создания по тому же ленивому принципу "нового бизнес-сообщества" RB.ru. Мы с нетерпением ждем обещанного рапорта про 100.000 пользователей этого портала к концу года.

Подобный подход к сервисам для пожилых людей в Рунете обречен на еще большие неудачи. Хотя бы потому, что российские пенсионеры пока что не торопятся в Интернет. Тем не менее, хотелось бы наметить некоторую перспективу для подобных сервисов. Нет, мы не будем излагать здесь подробное "техническое задание" с учетом все потребностей данной аудитории (в конце концов, это отдельная работа). Но одно очевидное направление стоит указать.

Современная цивилизация все больше лишает пожилых людей той существенной функции, которую они выполняли в обществах прошлого: непосредственная передача опыта молодому поколению. Роль "учителей" прочно захвачена множеством "посредников", от государственных образовательных организаций до вездесущих медиа-корпораций. Бабушкам и дедушкам некому рассказывать свои поучительные истории прошлого - за них это делает телевизор. Пожилые люди, со всем их богатым жизненным опытом, оказываются ненужными.

Доходит уже до полного киберпанка: семь лет назад Дженнифер Смит из MIT Media Lab представила проект под названием Grandchair - интерактивное кресло-качалку, предназначенную для записи историй пожилых людей. Кресло снабжено большим экраном, на котором обитает виртуальная девочка (искусственный интеллект). Виртуальный персонаж "слушает" истории пожилого человека, сидящего в кресле, "реагирует" на них, изображая радость или печаль, и время от времени подбадривает рассказчика вопросами, чтобы тот продолжал рассказывать. По словам Дженнифер, к созданию этого проекта ее подтолкнула смерть бабушки: "Когда она умерла, мы потеряли все ее фамильные истории вместе с ней". Тем не менее, сама идея оставить пожилого человека общаться с роботом - яркий символ того, до какого разобщения довело людей техническое сумасшествие современности.

Между тем, технология Web 2.0 может дать пожилым людям множество живых слушателей. Наиболее близким проектом такого рода в Рунете можно считать "Нашу Победу", где собраны фронтовые истории. Однако это не социальная сеть, а скорее, разовая тематическая акция. Функционал проекта больше напоминает "гостевую книгу", чем полноценный сервис пользовательских мемуаров.

Что касается применения стандартных блогов для мемуаров - здесь тоже есть свои минусы. Достаточно посмотреть на блог Ясена Засурского, декана факультета журналистики МГУ. Как мы отмечали при его открытии, изначально он был посвящен воспоминаниям. Однако теперь там все смешалось. Да и отдельное существование этого "мемуарного блога" едва ли способствует его популярности.

В общем, давайте считать, что "Вебпланета" объявляет конкурс мемуарных веб-проектов. Если сделаете такой - присылайте ссылки в редакцию. С призами мы как-нибудь определимся по ходу. Хотя и так ясно, что главным призом такому проекту должна быть его благодарная аудитория.

Заодно напомним, что наше издание приглашает авторов воспоминаний о развитии Рунета. А тем читателям, которые критикуют уже опубликованные мемуары Алексея Андреева и воспоминания Ярослава Грекова, мы можем ответить лишь одно: если вам не нравится чужая история Рунета - напишите свою.

разделы: обзор | Сервисы

Другие обзоры

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost