Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Multiply: бум клонировать?

| архивная статья | 03.11.2005 16:10

В одной из прошлых колонок я пошутил, что «в ноябре компания Mail.Ru неожиданно выпустит в свет бесплатные супер-блоги, которые сметут с лица Земли всякое ЖЖ». Шутка тут — в названии компании. А вот насчет супер-блогов — это, как ни крути, футурология. И никакой мистики совпадений тут нет: им просто пора прийти, по всем законам развития.

Буквально на днях небольшая, но довольно известная группа деятелей Рунета ломанулась тестировать сервис Multiply.com. Самое забавное, что практически та же тусовка пять лет назад первой оккупировала «Живой Журнал». Тогда я не поддержал исхода. Теперь же — поддержал. Потому что, как сказано выше, все законы природы выступали за ноябрь.

Нет, расхваливать этот сервис как нечто совсем уж революционное я не стану. Потому что в целом концепция сформировалась уже давно. Оставались лишь «трудности перевода».

В какую сторону должны развиваться блоги? Ну во-первых, самое очевидное: возможность держать в них более разнообразные материалы, чем просто «дневниковые записи». Есть ведь еще фотки, музыка, календари-напоминалки, аукционные лоты… Вообще любые документы в других форматах. Даже просто тексты — но черт побери, в отдельных папках! И все под рукой, в одном месте.

Во-вторых, возможность все это структурировать, чтобы не было свалки. В ЖЖ лишь недавно появилась разметка тегами, которую ждали пять лет (ну, если не считать «хакерских» примочек типа UTX).

И в-третьих, самое небанальное. То, что и должно выгодно отличать блоговый сервис от обычной домашней странички — ведь все вышеописанное можно легко сделать у себя на сайте, причем даже в более удобной форме, чем в массовом «Макдональдсе». А вот чего на личном хомяке замутить непросто, так это гибкой системы связей с другими людьми. Кому не давать смотреть свои записи, кому давать, а кому переслать срочно-срочно. Система дверей-договоренностей, которую можно было бы настраивать под собственные социальные сети, кланы, сообщества…

«Живой Журнал» в этом отношении предлагает достаточно примитивную, практически одноранговую систему — френд либо не френд, бан либо не-бан. И под «community» там понимается опять же линейная коллективная лента. Я знаю, многие скажут, что им удалось и на этом построить замечательные сообщества. Ну так их можно и с помощью почты строить. И даже, возможно, эффективнее, чем с помощью сервиса, который все-таки заточен под индивидуальный дневник — а не под передачу своих сообщений нужной (и в каждом случае — разной) социальной сетке.

Расширение блогов в сторону описанных дополнений идет уже не первый год. Скажем, если поглядеть на «сетевое гнездо» типичной пользовательницы Suicidegirls.com, можно заметить, что дневник-блог здесь — лишь одна из кнопок на плашке главного меню. Рядом находится и фотоальбом, и календарь. И даже то самое, небанальное — дверки под названием Comments и Groups, ведущие на последние записи автора в различных форумах и сообществах. Я специально привел пример эротического сайта, где вроде бы должен превалировать индивидуальный эксгибиционизм. То есть вроде бы хватило им дневничка с фотками — ан нет, даже тут девочки строят связи более разнообразные, чем просто лента глазеющих на тебя «френдов».

На этом фоне расхваливать «лужайку-умножайку» Multiply.com как-то уже и необязательно. Тем более, что она совсем не идеальна. Но как пример следующего шага в блогостроении — вполне.

В связи с этим очень смешно наблюдать, как обдолбанные годами «Живого Журнала» деятели Рунета, приходя на «Умножайку», в первую очередь начинают стонать «ну где же тут френдлента?». Это и смешно, и грустно. У них ведь почти наркоманская ломка. Адская ЖЖ-машинка приучила их, что люди в Сети — либо «френды», либо нет. А тут — цветой телевизор вместо черно-белого. Сегрегатор вместо агрегатора. «Брат одноклассницы» и «любимая теща гребаного начальника» вместо куклы Маши и куклы Миши. Ужас, ужас! Да еще и не на родном языке.

Про язык — отдельная песня. Ну нет, мы конечно привыкли, что все сервисы приходят «оттуда». Но задержка на несколько лет всегда была дня меня удивительной штукой. Казалось бы, информационная технология — не картошка. Не нужно ее везти на парусниках через океан, потом долго объяснять крестьянам принципы посадки, потом ждать, когда вырастет и не сгниет, потом еще раз объяснять, что едят не вершки, а корешки…

Но увы, получается точь-в-точь как картошкой. Три года назад, когда закрывали «Нетоскоп», я предложил учредителям, среди которых был «Яндекс», превратить этот проект в коллективный новостной блог. К сегодняшнему дню уже получился бы (практически бесплатно) русский аналог Slashdot.org, и одновременно — полигон для обкатки блоговых технологий. Но учредители сказали мне, что «не видят в этом бизнес-модели». Три года прошло, и на волне всеобщего блогопомешательства «Яндекс» в тайне (в тайне, Бивис!) задумался о блогах. Хотя делать обычные блоги уже нет смысла: даже Liveinternet.ru, созданный «на волне», сейчас выглядит как один из множества устаревших ЖЖ-клонов.

Как это будет с супер-блогами? Да так же, видимо. Изучая Multiply.com, я встретил картинку, которая показалась мне очень знакомой. Ну вот точь-в-точь такие картинки социальных сетей рисовали на прошлогоднем РИФе два разработчика из «Яндекса». Но это были их личные, так сказать, фантазии. Мы же в России, приятель! Чтобы здесь появился такой массовый сервис, нужно настоящее чудо. Нужно, чтобы некий неспешный и немолодой человек с красивой должностью, но далекий от сетевой жизни так же, как Гоа — от Москвы, услышал бы краем уха о японских инвестициях в Multiply. После чего он вытер бы пальцы, испачканные суррогатным фуа-гра, а потом развел бы их характерным магическим жестом и произнес магическое заклинание «бизнес-модель». И только тогда армия программистов бросится сооружать нового клона. Само собой, без учета национальных особенностей, так что игрушка безнадежно устареет уже на момент выпуска. Но там хотя бы будут надписи на русском языке, на радость миллиону-другому граждан, которым все еще требуется лечение от одномерного «френдизма».

Нет, все-таки будущее Рунета — ужасно скучная карикатура. Пойду я обратно писать мемуары.

разделы:
Материалы по теме

Газетчики: Мониторинг

Другие

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost