Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Китайский Интернет: как за каменной стеной

Жизнь | обзор | 03.06.2009 01:57

От редакции: завтра, 4 июня, в Китае отмечают 20-ю годовщину восстания студентов на пекинской площади Тяньаньмэнь. Это восстание в 1989 году было подавлено танками, погибло несколько сот человек. Китайские власти решили отметить эту годовщину блокировкой множества западных сайтов. Многие СМИ уже разразились классическими комментариями о китайской цензуре. А мы для разнообразия напомним, как выглядит китайский Интернет изнутри, глазами живущих там наших людей.

Интернет в Поднебесной — штука спорная, окружённая мифами и до конца ещё не изучена Западом. Китайский Интернет, или Синет, можно сравнить только с НЛО: все о нём знают, но мало кто его видел вживую.

Мифы о Синете

Большинство интернет-жителей планеты Земля полагают, что Китайский Интернет — это оплот сетевой цензуры. Здесь не только блокируют неугодные правительству сайты, но отлавливают блоггеров, интернет-диссидентов, тибетских лам и сектантов фалуньгунь, бьют их палками по почкам и сажают в секретные тюрьмы, периодически расстреливая для профилактики. Можно к этому добавить высокий уровень пиратства и огромное количество рассылаемого спама на бедные наши головы.

Что мы ещё "знаем" о Cинете? Тут самое большое количество интернет-пользователей в мире (более 221 млн. человек), а каждый четвёртый из них ведёт блог. Ах, да, безусловно, все китайские пользователи пишут под собственными именами, а если кто-то использует псевдоним, то наряд "омона" тут же будет отправлен в его сторону.

Несомненно, все китайцы пользуются одним поисковиком - Baidu.com. А если какой-нибудь наглец попробует другой поисковик (например, Google), его всё равно перекинет на Baidu. До кучи, "Яндекс" здесь тоже заблокирован, чтобы не расслаблялся.

На этом список стереотипов о китайском Интернете я хочу закончить, но вы можете на досуге его продолжить.

С чего начиналось

Китай всегда стремился быть мировым лидером, стать "нацией XXI века", догнать и перегнать старшого брата СССР и капиталистического врага — США. Развивать перспективный Интернет — казалось естественным шагом на пути "завоевания" первенства во всём мире.

Исторической датой открытия китайского Интернета считается 20 сентября 1987 года, когда профессор Цянь Тяньбай из Пекинского научно-исследовательского института вычислительных машин, в рамках проекта CANET (Chinese Academic Network) отправил первое электронное письмо из Китая. Тогда спам не отлавливали (сейчас же к письмам с китайского IP относятся крайне подозрительно) и сообщение было доставлено адресату, в нём было написано: "Через Великую стену — доступ к миру".

Ирония судьбы - сейчас Великую Китайскую Стену, или Великий китайский фаервол (Great Firewall of China) ассоциируют не с "доступом к миру", а наоборот, с интернет-цензурой.

При содействии учебных заведений ФРГ и Канады китайский Интернет развивался быстрыми темпами. Уже в октябре 1990 года была зарегистрирована китайская доменная зона ".cn". И в тот же год официально открылся сервис электронной почты из этой доменной зоны.

Время шло, скорость соединения росла, и Синет стал доступен не только учебным заведениям, но и мирному населению. К 1997 году в Китае насчитывалось более 290 тысяч персональных компьютеров, 620 тыс. пользователей Интернета, 4066 доменов в зоне .cn и 1,5 тысячи сайтов. Уже через два года насчитывалось примерно 4 млн. пользователей, 30 тыс. доменов и 10 тыс. сайтов. В 2007 году китайских доменов было более 5 миллионов.

Кратко о Great Firewall of China

Западные корпорации, видя быстрорастущий рынок КНР, рванули собирать сливки прибыли и на интернет-поприще. Правительство уже тогда углядело не только перспективность, но и потенциальную опасность Интернета. Говорят, IBM и CISCO пошли на одну сделку, чтобы выйти на китайский рынок. Речь идёт о создании "Great Firewall of China" — поискового механизма и интернет-фильтра, разработанного при участии двух упомянутых фирм, и частично Yahoo. И их можно понять, так бы им житья не дали на огромном китайском рынке.

Местное население только успевает покачивать головой, в очередной раз натыкаясь на заблокированную страницу. Да ещё нужно догадаться, что страница заблокирована. Это на Ближнем Востоке о заблокированных сайтах честно предупреждает открывшаяся страница-заглушка. В Поднебесной такого нет. Китайский фаерволл отличается избирательностью, внезапностью и хитростью.

Китайский Фаервол — это не только коварный интернет-фильтр, но и поисковик с огромным словарным запасом на нескольких языках мира (русский словарь предположительно состоит из 1000 слов и словосочетаний). Часто, сайт блокируется не на всей территории КНР, а постепенно, что сеет волнение среди приезжих иностранцев.

Бен пишет Бобу: открывается ли у него "Википедия"?
Боб отвечает, - "Да".
"Странно, а у меня нет", - говорит Бен.

Если таких Бенов наберётся человек пять — то можно с уверенностью говорить, завтра новость о очередном заблокированном сайте в Китае облетит весь Интернет. До прошлого года через сайт GreatFirewallofChina.org можно было проверить, какие сайты заблокированы в Китае, но сейчас и этот тест не работает.

Конечно, обойти фильтры — не проблема. Синет переполнен статьями типа "21 способ обойти GFW", "Как открыть Википедию" и т.п. Иногда попытка обхода фильтра - наказуема. Наказывают в показательных целях, чтобы другим не повадно было.

У коренных пользователей уже выработался определённый сленг, дабы не попасть во внимание Большого Брата. Почти не применяются слова: "фалуньгунь", "Цзян Цзэминь", "коммунизм", "Тибет", "Тайвань" в сочетаниях со словами "свобода" или "независимость". А если применяются, то видоизменённые формы этих слов.

Например, не принято говорить "я забанен китайской цензурой", говорят "я GFWed!". Или "я гармонизовался" - глагол от "гармонии", по-китайски "хэ сье"; происхождение слова связанно с каким-то докладом "о Гармоничном развитии страны, СМИ и Интернета", суть которого в закрытии неугодных газет и сайтов.

Но Большой Брат тоже не дремлет, теперь он ищет и упоминания "гармонии", а пользователи, тем временем, стали использовать китайский омоним - слово "рак".

Но это уже китайский веб-андерграунд, в реальности всё проще. Всяким Wikipedia, Google, Flickr, Livejournal здесь есть своя, "правильная" замена.

Google и Wikipedia в топку!

Самый популярный китайский поисковик "Байду" (http://baidu.com), известен всем. Правда это не только поисковик по сайтам, изображениям, видео и музыке. Это также отдельный поиск для инвалидов, детей, поиск по документам, книгам, блогам, новостям, географический поиск (адресов), поиск на жёстком диске, на правительственных сайтах и т.д.

О поиске музыки на "Байду" скажу отдельно — он выдаёт прямые рабочие ссылки на медиафайлы. Он настолько хорош, что аж заблокирован в США. А вы говорите - Китайский Фаервол!

Кроме того, "Байду" — это большая социальная платформа (web2.0 и всё такое). Под одним аккаунтом объединены следующие сервисы:

Байду.Пространство — блог и фотоальбом;
Байдупедия — свободная и "правильная" энциклопедия;
Байду.Посты — многочисленные форумы на всевозможные темы, с фотоальбомами участников. Форум может создать каждый;
Байду.Закладки — социальные закладки на нужные веб-сайты, поисковые запросы и т.д.;
Байду.Знаю — сервис вопросов и ответов, довольно популярный и успешный;
Байду.Знакомства
Байду.Деньги — платёжная система;
Байду.Новости — новостной агрегатор, типа Яндекс.Новости;
Байду.Финансы и Байду.Индекс — огромное количество финансовых сервисов для слежения трендов на бирже, индекса ценных бумаг;
Байду.Закачка — собственная файлообменная система;
Байду.Игры — многопользовательские онлайн RPG, стратегии, гонки;

У Байду имеется также свой картографический сервис - Байду.Карта. Опять же "правильная", без всяких секретных военных баз и подводных лодок вблизи Тайваня.

Я уже не говорю про тулбар, интернет-пейджер, антивирус и электронный словарь. В общем, зачем мне "Википедия" или Google.Maps, когда есть всё своё, родное и понятное.

Империя электронной коммерции

Про Alibaba (http://www.alibaba.cn) в Рунете неоднократно упоминалось. Прежде всего это крупнейшая в мире B2B-платформа со своей платёжной системой Alipay (https://alipay.com) и интернет-пейджером. На Alibaba крутится не одна тысяча фирм в поисках поставщиков, партнёров и клиентов. Но это "кино не для всех", а только для юридических лиц.

Для всех остальных существует "дочка" Алибабы - Taobao (http://taobao.com). Это самый большой в Китае интернет-магазин и интернет-аукцион B2C/C2C. Если о Amazon и eBay в Поднебесной почти никто не слышал, то про Taobao снимают рекламный сериал, где сюжет каждой серии сводится к покупке очередной вещи в этом интернет-магазине. А там можно купить практически всё: от одежды, электроники и мебели до аксессуаров секс-индустрии, медицинских препаратов и антиквариата.

Создать магазин на "Таобао" может каждый. Продавать можно всё что угодно, не нарушающее законы КНР. На сайте существует сложная система рейтинга и кредита доверия как для продавцов, так и для покупателей. А самое главное - конкуренция. Что позволяет выбрать на сайте качественный и дешёвый товар.

"Таобао" имеет дикую популярность в Поднебесной. Например, прогуливаясь по обычному рынку можно заметить на вывесках отдельных торговых лавок сайт магазина на "Таобао" и QQ-номер.

Великий Китайский Пингвин

Нет, не Red Flag Linux, а национальный интернет-пейджер QQ (http://www.qq.com). Он также известен как OICQ, Tencent Messenger. Образ пингвина QQ настолько въелся в сознание китайских пользователей, что qq-номер часто называют "ван хао" (интернет-номер). Можно не иметь e-mail, но QQ должен иметь каждый. Древняя китайская примета гласит: потеря QQ-номера к беде. А очередную китайскую копию "Тойоты" так и назвали - QQ.

Да что говорить! - моему другу сделали выговор, когда он не явился на собрание, о котором сообщили в QQ-группе. К счастью, в последнее время QQ стали блокировать на рабочих местах, что дало возможность развитию альтернативных мессенджеров.

Впрочем, это "не просто мессенджер". Китайцы любят всё по максимуму, поэтому получите - музыку, игры по Сети, платёжную систему, подобие "тамогочи", блоги и т.п. Не странно ли, что официальные клиенты весят от 25 до 60 мегабайт. А палитра рекламы добивает до конца: всплывающие окна, баннеры в сообщениях, qq-спам.

Можно догадаться, что Большой Брат следит за тобой и здесь. Особым сленгом переписываются и в QQ, при регистрации требуют вводить настоящую информацию, вплоть до номера удостоверения личности, иначе могут "гармонизировать".

Социальный бум

Популярность социальных сетей не обошла стороной и Поднебесную. Самые известные социальные сети "Сяонэй" (http://xiaonei.com) и "Хайнэй" (http://hainei.com). Обе принадлежат одному хозяину, обе похожи на Facebook и друг на друга. Отличает их всего лишь название: первый переводится, как "в школе", второй - "в море" (под морем подразумевается жизнь). Ничего не напоминает из русских клонов?

В Китае они пока не имеют такого успеха, как Facebook, и QQ по-прежнему рулит - но всё ещё впереди.

Варезу - да!

Китайское правительство усилило борьбу с пиратством в Интернете. Закрываются или становятся платными китайские варезные сайты, некогда популярные на Западе, EnFull, FullDown, FixDown, на которых можно было скачать не только "кряки", но полные retail-версии платных программ.

Зато очень популярны и широко развиты файлообменные сети bt и ed2k. Ведутся разработки над национальными заменителями например, Blin.cn (http://blin.cn), который, как утверждается в 50 раз быстрее, чем BitTorrent.

* * *

В заключение хочу сказать, что Синет самодостаточен и спокойно может обойтись без западных сайтов. На один только YouTube приходится более 20 китайских аналогов. Сервисы, похожие на Last.fm, давно предоставляет QQ и Baidu.

В будущем, когда Китай захватит весь мир, это нам будет трудно жить без китайского Интернета, а не ему без нас.


От редакции: Это очередной обзор в рамках нашего проекта, посвященного особенностям Интернета в других странах - с точки зрения наших людей, оказавшихся за рубежом. Мы приглашаем к сотрудничеству и других авторов, кто имел возможность исследовать Интернет какой-нибудь страны и может написать об этом интересный обзор. Адрес редакции "Вебпланеты" - info @ webplanet.ru .

разделы: обзор | Жизнь

Другие обзоры

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost