Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Плюс монетизация всех сетей

Деньги | обзор | 05.11.2008 01:12

На днях мы с вами стали свидетелями еще одной попытки монетизации социальных сетей - "Одноклассники" ввели плату за регистрацию у себя на ресурсе. При регистрации новому пользователю выделяется купированный аккаунт, в рамках которого невозможно отправлять сообщения, загружать и оценивать фотографии, оставлять комментарии в форумах и посещать страницы других пользователей. То есть в принципе новый пользователь остается беспомощным, пока не отправит SMS, которым он оплачивает полноценный доступ к ресурсу.

Администрация ресурса говорит о том, что введение подобной меры направлено на борьбу со спамом. Плата составляет около 1$. Точнее, от 28 до 35 рублей, в зависимости от сотового оператора. Оплачивать регистрацию пользователь должен один раз, после чего может пользоваться ресурсом в почти полном объеме - и почти бесплатно.

Многие эксперты сомневаются в эффективности подобной меры. В частности, спамеры могут просто заплатить за регистрацию и на спаме заработать в разы больше. Я думаю, что если спам через "Одноклассников" был успешным для спамера, то 1$ его не остановит. Просто таким образом он будет делиться с сайтом, на котором спамит, частью своей прибыли.

Это может быть выгодно самому сервису, но с другой стороны - может отпугнуть новых пользователей от ресурса и дать шансы конкурентам переманить к себе пользователей. По сообщению Газеты.Ру, сервисы "Вспомни.Ru" (РБК) и МойМир@Mail.ru не собираются вводить платную регистрацию. В сети "Вконтакте" платными пока являются только виртуальные подарки.

Вообще монетизация "Одноклассников" кажется не совсем последовательной. С одной стороны, они вводят страховку фотографий, с другой - возможность убрать непонравившуюся оценку. На мой взгляд, это конкурирующие услуги, причем застраховать я могу бесплатно, и деньги в этом случае идут от рекламы компании, а убирать оценки я смогу заплатив порядка 100 рублей на месяц без ограничений по количеству исправленных оценок в течение этого времени.

Платная регистрация также кажется спорным шагом, потому что рекламные доходы во многом зависят от количества пользователей сети, а эти действия направлены на их уменьшение в любом случае.

Давайте подумаем, а почему именно сейчас стала происходить столь быстрая монетизация популярной сети? С одной стороны, конечно, это возросшее количество пользователей - хотя я бы разделял количество реальных пользователей и количество регистраций. С другой стороны, я думаю, это отчасти связано с экономическим кризисом.

Сейчас складывается ситуация, когда инвесторы заплатили очень приличные деньги за тот или иной сайт, но он пока не приносит прибыли. Так как с деньгами сейчас туго у многих, то вполне логично предположить, что инвестиции во многие интернет-проекты либо убавятся, либо вовсе прекратятся. Но в эти проекты уже вложено много сил, времени, идей и денег, все это терять не хочется. Возможно, поэтому они и монетизируются так спешно.

Как у них? Сlassmates.com

Интересно посмотреть на прообраз рунетовских "Одноклассников" - американскую сеть Сlassmates.com. Согласно данным Википедии, у этой сети окло 50 млн. зарегистрированных пользователей. Там намного больше рекламы, она просто всюду. И там тоже есть платные услуги.

При регистрации пользователь получает базовый аккаунт, его функционал шире, нежели у российских "Одноклассников". Напрямую сравнивать несколько сложно, потому что функционал построен немного по-разному. В базовом аккаунте пользователь Сlassmates может создать свой профиль, рассмотреть профили других участников сети, загрузить фотографии, писать общие объявления. Но можно стать "золотым" одноклассником - тогда появляется возможность писать сообщения, читать сообщения от других пользователей, смотреть о других пользователях и некоторые другие дополнительные функции.

"Озолотится" стоит по-разному, в зависимости от срока. Так, минимальный срок 3 месяца обойдется в 15$, на год - в 39$, а на 2 года (это максимальный срок) - 59$. По некоторым данным, в Сlassmates порядка 3,8 млн. "золотых" пользователей. Так что "Одноклассники.ру" просто не отстают в копировании способов монетизации. Правда, стоит отметить, что Сlassmates прибыльны, а "Одноклассники.ру" нет. Российская сеть приносит доход, но он пока не покрывает затрат на развитие сайта.

Facebook.com и Myspace.com

Для начала поясню, почему я объединил их в одну группу, хотя по сути эти две сети отличаются друг от друга. Я их объединил на основании того, что они зарабатывают в основном на рекламе. Правда, у Facebook есть платная опция - дарить подарки, но она ненавязчива, как у "Одноклассников".

Отчасти можно объяснить отсутствие многочисленных платных опций в этих сетях тем, что аудитория этих ресурсов огромна. По данным 2008 г. Facebook в месяц посещает более 120 млн. уникальных пользователей по всему миру. На MySpace - около 110 млн.

Рекламные модели Facebook и Myspace разнообразны, но у них есть одно общее, что делает эти площадки привлекательными для рекламодателей - в этих сетях реклама достаточно точно подобрана для конкретного пользователя. В зависимости от действий и интересов пользователя к нему будет поступать и реклама.

Отдельным способом рекламирования является создание спонсорских групп. Это особый тип групп, которые создаются для позиционирования бренда и поддержания его активной аудитории. Спонсорские группы имеют собственные рекламные площадки, и никакая чужая реклама на страницах спонсорских групп не показывается. Более того, сама тематика группы уже является так или иначе рекламой, и созданные дискуссии несут рекламный характер. Даже при подаче заявки, рекламодатель уже сообщает Myspace о том, где лучше разместить его рекламу, так как ему предлагается выбрать отрасль компании и нишу в отрасли.

Во многом эффективна реклама молодежных брендов, поскольку эти интернет-площадки популярны в молодежной среде и могут успешно выступать для привлечения молодежной аудитории.

В качестве заключения

Социальная сеть - это база данных персональной информации. Ее можно и нужно использовать с коммерческой целью. Понятно, что сейчас этот процесс уже идет, но похоже, не в полной мере, если судить хотя бы по той рекламе, которая мне предъявляется.

Все-таки создается впечатление, что самым распространенным способом монетизации социальных сетей будет реклама - если социальные сети найдут новые способы обработки имеющейся в их распоряжении информации для предъявления более релевантной рекламы пользователю. Конечно, разного рода платы от пользователя будут тоже приносить доход, но не в такой мере, как рекламная составляющая.

Стоит также разделять монетизацию по интересам. Так например, для Альберта Попкова монетизация "Одноклассников" прошла вполне успешна, и вот почему. В 2007 году его сайт стоил примерно $30 млн, а в 2008 он оценивается уже примерно $400-$500 млн, и именно по такой цене он продал часть компании. По некоторым данным, сейчас он вместе с женой владеет порядка 21% акций "Одноклассников", поэтому для него проект можно считать коммерчески оправданным.

разделы: обзор | Деньги

Другие обзоры

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost