Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Сосальные сети: миграция пузыря

Сервисы | репортаж | 27.02.2008 18:38

На прошлой неделе несколько человек спросили меня, отчего я так мало зажигал на РОЦИТовской конференции "Интернет-сообщества 2008". Я провел там одну скромную секцию - но люди же привыкли, что "главный городской сумасшедший" обязательно вылезет и во всех остальных секциях с парой каверзных вопросов. Да и тема, казалось бы, любимая.

Но именно это последнее было основной причиной, почему я проспал почти всю конференцию. Высокая концентрация баянов была видна даже по программе. И в данной колонке я расскажу только об одном тренде, который является продолжением Календаря Психозов Рунета. Это и не тренд даже, а одно забавное совпадение.

Сообщества: типа FAQ

Только сначала давайте отделим котлеты от мух. "Интернет-сообщества" и "социальные сети" - это не одно и то же. Первое давно существует и работает, и на материалах "Вебпланеты" по этой теме можно сделать пяток докторских диссеров даже в 2012 году. Общие вопросы освещены в докладе "Интернет-сообщества: организация и бизнес" и в его продолжении про летучие сообщества. Верите или нет, но на прошедшей конфе спустя два года не было ничего нового. Более детальный разбор практических проблем? Да пожалуйста, выбирайте любую:

Как учитывать потребности пользователей?
Как строить сообщество бренда?
Как вздувают цены на разработку?
Как рейтинговать пользовательский контент?
Кому принадлежит пользовательский контент?
Как избежать слежки и кражи персональных данных?
К чему ведет цензура и борьба за копирайт?
Что будет с интернет-сообществами дальше?

...И так далее. Кому надо, может еще побродить по ссылкам с этих статей. Тема раскрыта по самые гланды. В Рунете нет неуспешных интернет-сообществ. Есть большие прогоревшие порталы и маленькие прогоревшие веб-сервисы; есть куча "многообещающих" проектов, чей будущий успех сомнителен, потому что зависит от еще не случившихся событий. А с интернет-сообществами все хорошо.

Почему же об этом бизнесе не кричит бульварная пресса? Почему основными выступающими на конференции по сообществам стали блоггеры и едва появившиеся стартапы - а вовсе не представители Auto.ru, Eva.ru, E-xecutive.ru, Tourdom.ru и множества других успешных соообществ?

Ну, наверное, по той же причине, по которой не все красивые женщины участвуют в конкурсах красоты. Смотришь иногда такой конкурс и думаешь - боже, какие страшилы! Барменша из соседнего кафе и то красивей. Просто ей это не надо. Тупое тиражирование собственного лица не является основой ее успеха. А конкурсы и конференции - это инструмент тиражирования.

Теперь, разобравшись с котлетами, займемся психозными мухами. Они-то как раз очень любят тиражироваться.

Лопнувшая соска

Забавное совпадение, о котором я говорил выше, состоит в следующем. Аккурат в день конференции, как раз во время тамошнего аншлага "Одноклассников", я сидел и читал новость о том, как сдувается Facebook. По данным Nielsen Online, модная социальная сеть испытала первое падение в месячном росте аудитории. Около 5 процентов британских пользователей (400.000) ушли из Facebook в январе и не вернулись. Хотя год назад число пользователей росло быстро и стабильно, невзирая на праздники и прочие сезонные колебания.

Согласно январскому исследованию ComScore, аналогичный "провал" испытывают последние три месяца MySpace, Bebo и другие популярные соц.сети. Они просто надоели западным пользователям. Сервис Classmates.com, американский прообраз "Одноклассников", начал отбрасывать коньки еще раньше.

При этом упомянутые сервисы не дождались революционных доходов, которые обещала таргетированная реклама. Помнится, на конференции по итогам года Антон Носик заявил, что главная сделка года - это не-сделка: Facebook отказался продаваться Гейтсу за 15 миллиардов. Ну типа намек, что там можно сделать больше денег. Намек, конечно, красивый - но пока что Facebook в минусе и по деньгам, а теперь и по росту аудитории.

И кстати, чтобы не вставать дважды - про другую сделку года. Новость о том, что Мамут купил весь "Живой журнал", вызвала много обсуждений насчет "длинной руки Кремля". И за всеобщей паникой как-то ускользнуло - а что за камень они положили в эту гипертрофированную конечность мутанта? Может, SixApart просто сплавил русским бездоходную рухлядь "социальной сети", которую на Западе уже никто не брал?

А русские идут

Думаю, теперь понятно, почему свою секцию "Социальные сети: актуальные проблемы и перспективы развития" я начал с вопроса терминологии. Рунет на самом деле не знает, что такое социальные сети - если не считать прилетевшего с Запада модного мема, то есть загадочного термина с парой примеров "as it is" - которые, как указано выше, уже сдуваются. И это самая актуальная проблема: что за хрень все бросились строить?

(хм... как-то пессимистично звучит.... ладно, другая версия: я посмотрел еще 15 серий Доктора Хауза и хотел поиграть в "дифференциальный диагноз")

Определение как будто вызрело во время круглого стола. Интернет-сообщество предполагает более вертикальную связь: общая тема и общий сервис, через который люди объединяются вокруг данной темы. А социальная сеть - это горизонтальные связи "от пользователя к пользователю". Сервис получается чисто коммуникационный - без особо общего идола, без какой-либо фиксации ответственности. Что же будет держать людей в таком сервисе?

Ну, об этом парадоксе мы тоже рассказывали раньше. Интереснее другое. Почти все участники круглого стола стали открещиваться от "социальных сетей". То есть они давали свои определения, как я просил - но тут же добавляли, что в их проектах объединение людей все-таки другое. Есть у них свои идолы. Так что это скорее сообщества, а не социальные сети.

В частности, Марию Пикалову из RB.ru я мучил вопросом о том, можно ли говорить о социальной сети в данном проекте, при глубине просмотра всего 2-3 клика на пользователя (в настоящих сообществах, а уже тем более в коммуникационных сервисах соц.сетей, глубина просмотра составляет несколько десятков). Получилось, что до соц.сети проекту RB.ru еще далеко - люди ходят туда в основном читать, а не социализироваться.

Владимир Долгий-Раппопорт (Aroundme.ru) тоже отодвинулся от сосок. Их проект объединяет людей вокруг любимых мест в городе. То есть места объединяют, а не абстрактная "возможность общения". Опять-таки сообщество.

И Никита Шерман признал, что сервис Мамба.ру - не социальная сеть, потому что там нет свободной горизонтальной коммуникации: пользователи знакомятся только "один на один" через сервис.

Поскольку рядом оказался Андрей Акопянц из "Имхонета", где пользователи объединены вокруг рекомендательного сервиса, мы сразу предложили Шерману ввести на "Мамбе" опцию "Рекомендуй девушку". Но Никита отказался от такого развития Мамбы, и сказал совсем крамольную вещь: "Социализация вредит коммерциализации!". Вполне понятно, почему. Если вы расширяете свой круг знакомств с девушками через бесплатные горизонтальные коммуникации, вам уже не нужен платный SMS-сервис для знакомства. Требуется совсем другая бизнес-модель.

Ну а что же "Одноклассники"? Правильный вопрос все-таки прозвучал - что будет, когда сервис достигнет насыщения и число пользователей перестанет расти? Ну, обменялись контактами, встретились, выпили. А дальше чего в этом сервисе торчать?

Теперь смотрим выше на историю с Facebook - и понимаем, в чем суть вопроса. И сразу угадываем ответ - которого нет. Сами представители "Одноклассников" уверяют, что люди у них останутся, потому что им там есть чем заняться. Что ж, подождем еще пару лет и прочитаем эту статью снова.

Впрочем, выступающие на круглом столе - в частности, Андрей Акопянц - озвучили еще одну старую, но дельную мысль: социальные сети лучше строить как "дополнительный сервис" к более существенным, комьюнити-образующим проектам. И тут, конечно, было бы интересно выслушать начальника транспортного цеха. То есть узнать, насколько выросло (или - о ужас! - не выросло?) за последние месяцы число пользователей "Моего круга" на фоне агрессивного продвижения его хозяина (ну, все эти "Яндекс.Бары" в школьном софте, в новой версии TheBat! и так далее). Увы, яндексоидам запрещено открывать рты на конфах РОЦИТа, и никто пока не рассказал нам, действительно ли покупка "Моего Круга" была всего лишь запоздалым расширением продуктовой линейки "Яндекса" ради запоздалого IPO. Может, еще расскажут на запоздалом КИБе-2008.

Дракула, который всегда с тобой

Параллельно с моей секцией проходила другая, с известными блоггерами. Что там было, я не видел. Но есть прекрасный репортаж, в котором утверждается, что на этой секции восхвалялся Сосальный Граф.

Может, все было не так - однако тренд указан точно. Мы поймали его еще прошлым летом, когда об этом стал проповедовать Фицпатрик сразу после своего помазания в Google. Позже я назвал это "социальным грабом". Но новый термин гораздо лучше подходит для описания следующего рунецкого психоза.

Ведь смотрите, что происходит. На Западе "социальные" сети уже сдуваются - теряют жизненную энергию "ци", превращаясь в "сосальные". А удивительно прицельная реклама, которая обещала им доходы, еще и не пришла. Значит, большие надежды возлагаются на соски в отсталых странах. Типа России, где коллективное сознание еще очень сильно ("Одноклассники" на этом и выросли), а веб-сервисы пока что делаются "на коленке" (например, русские не умеют делать карты своих городов, или им просто запрещено). Всем таким проектам Google в срочном порядке раздает сейчас свои Apps и API. А в качестве сопровождения нас ждут массовые проповеди о пользе всех этих троянских подарков Великого Сосального Графа.

Наиболее активная битва развернется вокруг мобильных сосок. Тут и Android, и презентованный на конференции Fring, и еще ряд таких же графских подданных. Которые уверяют, что пользоваться телефоном для обычных звонков нынче немодно: лучше сразу сдать мобильному сервису все свои контакты, всю переписку и прочую сетевую деятельность. Думаю, Кирилл Готовцев уже может доставать из гроба свой запыленный catchup.ru - самое время, чтобы "Коммерсант" написал что-нибудь патриотичное на тему мобильного вампиризма (настоящего и долговременного, а не того образного, который придумали в тюремно-полосатом "Билайне" для одной лишь рекламной акции).

И последнее. Новый РИФ будет на ту же тему, что и прошедшая конференция i-Comminity 2008. Можно конечно выразить надежду, что там будут говорить про другие проблемы сообществ и другие архитектуры социальных сетей. Но законы природы неумолимы - Рунет должен еще три-четыре года активно сосать то, что на Западе уже обсосали и бросили. В конце концов, мы ведь еще не выслушали, что думают о социальных сетях Дмитрий Дибров и Регина Дубовицкая.

Другие репортажи

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost