Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Историческое свидетельство перед концом времен

| 26.08.2009 11:47

Мы будем забыты эпохой.
И ... .
(Умка)

На мою долю выпал очень освежающий опыт. Три раза в неделю я прихожу в специальное место и разговариваю об информационных технологиях с людьми, которые не знают слова "блог", не пользуются Википедией как источником информации, не имеют представления о том, что Вебов уже два, у большинства из них даже нет собственного адреса электронной почты.

Проще говоря, вот уже месяц я работаю учителем информатики в десятых классах обычной общеобразовательной школы. Сразу уточнение: школа украинская, т.е. некоторые российские тенденции касательно школьного образования к ней таки малоприменимы; и все же, надеюсь, опыты мои будут читателям небезынтересны.

Случилось это так. Много лет назад одна хорошая девушка пришла работать в нашу школу учителем физики - и подружилась с некоторыми учениками 10Б (включая и меня). А 10 лет спустя, отмечая не то новый год, не то еще какой из зимне-обязательных случаев в старой школьной компании, я между прочим признался этой самой девушке, успевшей стать завучем, что интересно бы поработать учителем. "Так что ж ты молчал? Учителей информатики всегда не хватает!" - и вот я здесь, в знакомых с младенчества стенах, только теперь "по другую сторону решетки".

Очень интересный оказался опыт. Во-первых, мне в жизни еще не приходилось достаточно много общаться с настолько молодыми (но уже вполне самостоятельными) людьми. Нелегко осознать, что эти ребята, такие похожие на нас когдатошних, - родились в 92-м. Они уже не "рожденные в СССР", но по-прежнему оставляют на десктопе надписи "Цой жив!", хотя и не имели никакой возможности застать упоминаемую персону в описываемом состоянии.

Но в контексте общей тематики "Вебпланеты" интересно другое. Интересно, что уровень пресловутой "компьютерной грамотности" моих учеников - примерно тот же, что был и у нас 10 лет назад. Несмотря на то, что Windows 95 тогда был последним писком, компьютеры были человек у 5 в классе, а Интернет видела хорошо если пара (соответствующие параметры сегодня: XP/Vista, нету компьютеров у 1-2 человек из класса, регулярно ползают по Сети даже эти 1-2 человека, не говоря уж об остальных). Но уровень осведомленности о технологиях - это Windows и Office. Многие крайне удивлены сведениям, что "Word есть не в любом компьютере, а отдельная программа"; подавляющее большинство никогда не слышало слова "Linux". Плюс поисковики и пара любимых форумов в Интернете.

А все наши с вами "новые вебы", "плюрализм технологий", "копирайтные дилеммы" и "закат монополии MS" здесь - пустой звук. Идеалист _why, автор "детской среды программирования" Hackety Hack, считает: "чтобы школьником было интересно, надо на 2-м же занятии показать, как можно запрограммировать свой блог". Но что бы он сказал школьникам, ни один из которых не слышал слова "блог"? Дело не в терминологии - "сетевой дневник" и "ЖЖ" для них тоже пустой звук.

Но и общаясь с новыми коллегами - учителями информатики со всей Украины на профильном форуме - я вижу ту же картину: дискуссии вроде "стоит ли продолжать изучать Turbo Pascal 7 или, я слышал, во многих ВУЗах переходят на новый язык C++?"

Здравствуй, племя мла...

Теперь изящный финт ушами. Я пишу это - не ужасаясь, и не с целью ужаснуть читателя. Я пишу документ эпохи, извините за неуместный пафос. Документ эпохи, которая кончается на глазах. Завтрашние школьники станут Интернет-грамотными с младых ногтей. Еще когда я говорил о проблемах, которые сулит нашей личной памяти "новый веб", одним из общих возражений мне было - "да ладно нервничать-то, сколько там тех интернетчиков?". Ну да: несмотря на поражающие воображение абсолютные цифры населения инфопространства, в процентном отношении доля его в населении вообще не так уж значительна. А "население вообще" - оно как бы не проявляет особого стремления "к нам сюда".

Как бы.

Но эта "Матрица" (Сеть + ее бескорыстные активисты + корыстные искатели новых потребителей + падкие на шум пустобрехи + ...) - самообучающаяся. Все яснее становится, что существуют точки входа в инфореальность, приемлемые даже для совсем-не-гиков, вплоть до и вовсе не понимающих, "зачем нужны эти ваши компьютеры, только шум от них". Вот лишь одна из коротких лестниц, по которым стремительно, на наших глазах, пробегает "неинформатизированное большинство".

  • Уровень 0 - это мобильник. Старый-добрый "просто телефон", который условный "бушмен из джунглей, вырвавшийся в цивилизацию" (грузчиком-дворником в ближайший город), тут же заводит сам, и обеспечивает другой "конец линии" в родной деревне - становясь невольным разносчиком заразы киберпанковского завтра.
  • Уровень 1 - мобильник, бесшовно интегрирующийся с Интернетами. Пресловутый iPhone - пусть непервый, зато "трендовый" предмет, не делающий разницей между "программой здесь" и "сервисом где-то на Вебе" - оно все "просто в моем телефоне" и "просто работает". Это и пресловутый Cloud Computing в миру (гаджет - не самостоятельный прибор-предмет, а часть инфопространства); это и объяснение, почему Джобсу так ненавистна идея полноценных приложений сторонних разработчиков на "йаТелефонке". Суть в том, что если iPhono-образные осетененные мобильники становятся "всеобщей модной штучкой", то всеобщество оказывается нечувствительно уже и "в сети".
  • Уровень 2 - отдельные, мобильные-стильные-удобные устройства, заточенные под конкретные сервисы и способы использования. Конечно же, устройства подключены к Сети, как иначе? И не случайно ведь "просто книжный магазин" Amazon одновременно и пионер коммерческих Cloud-сервисов, и автор именно такого гаджета - узко-специализированного и всегда подключенного. С такими "штучками" уже не нужно и помнить адресов-ссылок-названий сайтов. Новости зачитывает кружка; мои фотки всем миру демонстрирует вот это браслетик; события "из жызни одноклассников" отображаются на двери в туалете.

До уровня 0 в этой забавной пирамиде с маслом доползла уже почти половина человечества (по последним новостям - 3,3 млрд. мобильников в мире). Думаю, что и за увеличением этой доли, и за прыжком на верхние уровни дело не станет.

Но пора поговорить и о том, что будут делать в Сети "люди, которым неинтересно", если вдруг туда попадут.

Одноклассовая борьба

Истинно говорю вам: то, чего не сделают мобильники - то доделают социальные сети, причем самого занудного пошиба, те пресловутые соски, которые смешно и глупо кажется воспринимать как что-то серьезнее "восстановителя коммуникаций на один раз".

Когда сам приходишь впервые на Одноклассники, плюешься интерфейсом, рассматриваешь список найденных знакомых - да и сваливаешь по своим делам - тяжело представить себе тех людей, которые зависают там часами, лишаясь сотен и тысяч рублей в пользу алчных провайдеров. Массовое помешательство? Что здесь делать-то, когда в мире столько интересного?

Между тем, наблюдая жызнь вокруг, я сделал удивительный вывод: для многих "юзеров" (не столько неопытных даже, сколько сознательно ограничивших свой опыт вордом-экселем-зумой) Одноклассники стали синонимом Сети, причем понятным, дружелюбным и вовлекающим. У меня есть СВОЯ страничка - для этого не нужен не только html-квалификация хомяков Веба1, но даже и словесные вложения блогов Веба2. И сразу понятно "куда можно пойти" - не искать чего-то абстрактно-интересное, но пройтись-по-друзьям-знакомым. Плюс обратная связь - кто приходил ко мне, оценочки. Плюс коммуникация - я получил поздравления с днем рождения от родной сестры, подруги детства и пары хороших знакомых через системы персональных сообщений вконтакте и одноклассников (хотя все вышеперечисленные живут неподалеку и прекрасно знают мою аську-почту-телефон). Однородная среда, в которой все понятно и все под рукой, да еще и "свои все здесь" - чем не точка входа для равнодушных к инфомиру?

Через пересечение двух описанных "линий развития" - подручная железяка "Интернет-инсайд" плюс пародия на Сеть "for the rest of us" - и приходим во всеобщую информатизированность. Потому что все в нынешнем Вебе на расстоянии вытянутой руки. Стоит Одноклассникам ввести в профиле на видном месте поле "моя ЖЖ", как огромная масса людей-которым-вроде-бы-неинтересно перекачается на следующий уровень, с более высокой "энергией участия".

У меня есть предположение (которое еще ждет своих подтверждений), что и пресловутые свалившие с Фейсбука - это не флюктуация гуляющих путем "Большой Интернет->Фейсбук->Большой Интернет". Скорее, это поступательное движение "Мне не нужен компьютер->Фейсбук->А в Сети еще много интересного".

Не забудьте посмотреть налево

Такая всеобъемлющая вовлеченность человечества заставляет задумываться о "новых базовых" знаниях, необходимых подрастающему организму. Меня, как новообращенного учителя информатики, заставляет особенно. Школьная программа по информатике нашего МинОбрНауки предполагает изучение отдельных кнопочек MS Office. Ей-богу, так в календарном плане и написано: "Тема Х. Изучение диалога ‘Шрифт’. 2 часа".

В реальности, маневрируя между не-совсем-уж-игнорированием программы и уверенностью-в-ее-идиотизме, я пытаюсь на примерах того же (увы) Офиса "вбивать" основные, минимальные навыки - от моторных до навыков поиска необходимых функций и возможных ошибок (вообще, а не применительно к конкретным программам/функциям).

Если доживу и повезет, задам ребятам и навыки примитивной прикладной автоматизации собственных действий, после чего измученные Паскалем и абстрактной алгоритмизацией (это не я! это еще до меня!) страдальцы, может быть, и осознают смысл минимального программирования для юзера с моторчиком.

Но людям в этом возрасте я предпочел бы давать то, о чем говорю на редких факультативах - об особенностях распространения информации и праве на копирование, о "новой работе" и гибких средах, о цифровой личности, связанных с ней возможностях и опасностях. Потому что я не исключаю, что еще лет через 3-5-8 (или через полгода???) человек, умеющий только в браузер тыкать, но представляющий, что к чему в инфопространстве, станет куда менее легкой добычей для опасностей и неудач, чем крутой программист с пониманием только своей области программирования.

В этом суть: когда инфомагистрали так же естественно вплетаются в "жизнь простых людей", как магистрали автомобильные - не разумно ли изучать минимальные правила информационной безопасности наряду с правилами перехода дороги, а сетикет - как часть обычных правил поведения? Не пора ли закладывать понимание ценности информации (и своей, и той, которую возможно получить) на самой ранней стадии знакомства с миром?

Последствия такого подхода к миру могут дать множество ростков - и прекрасных, и уродливых. Например, в качестве уродливого можно представить мир, где противоестественное уважение к запрету-на-копирование укоренилось настолько же глубоко, как в нашем мире - противоестественная привычка ожидать, пока поток инвалидных колясок милостиво притормозит, позволив здоровому пешеходу продолжить путь.

Однако последствия игнорирования вопросов "информационной грамотности" точно будут мерзопакостны.

Для уточнения позиции: я уже не говорю о грамотности компьютерной. Сегодня я хихикаю, слыша разговорчик вроде: "залез на сайт, просто посмотрел, всего полчаса там провел... я думал, деньги берут только когда что-то скачиваешь, а я же просто посмотрел!" Но еще немного, и считать трафик станет такой же старушечьей паранойей, как сегодня - считать электроэнергию. Технограмотность в инфомире - такое же необязательное, но иногда нужное дополнительное знание, как умение разобрать двигатель - в мире автомобильном. А вот базовое знание "физических законов" инфопространства - вопрос почти жизненно-важный. Как и в автомобильном мире, "купленные права" могут дорого обойтись.

Впрочем, возможно, все мы, и даже мои десятиклассники - уже анахронизмы, родившиеся в "доисторическую эру". Может быть, сегодняшние пятилетки, качающие мультики из Интернета резвее нестарых родителей, уяснят эти самые "законы инфореальности" так же легко, как и то, что "если чашку уронить, она разобьется". Вот уж не знаю, то ли верить и надеяться, то ли опасаться...

разделы: мнения |

Другие мнения

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost