Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июль 2012  
пн вт ср чт пт сб вс
           
8
15
16 17
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

День электроучилки

| 05.10.2010 18:03

"Козе - баян,
попу - гармонь,
икона - папуасу".

(В. Высоцкий)

В одном из прогнозов светлого будущего я обещал, что у России в ближайшие годы будет много проблем с экологией, поскольку Большие Белые Братья будут использовать нас как свалку. Правда, у нашего третьего мира есть шанс сократить этот "мусорный период" за счет правильного выбора альтернативных, экологичных технологий.

Читая сегодня новости про День Учителя, я понимаю, что процесс затянется. Этот день - хорошая возможность посмотреть, что считается наиболее "актуальным" для сферы образования. Пропустив вагон новостей о награждении учителей почетными картонными грамотами (привет, XIX век), мы подходим к "самому современному".

Вот например, в рамках празднования Дня учителя в Перми учителям-предметникам будет вручено 5967 нетбуков, которые они могут использовать "для заполнения дневников и журналов, чтения книг и учебных материалов, работы с офисными приложениями и в интернете". И там еще лицензионного софта на 50 миллионов бюджетных рублей.

Увидав рядом заголовок "Супруга президента РФ посетила школу, где училась вместе с Медведевым", я тут же воскликнул "раздача АйПедиков!" - но нет, не угадал. Светлана Медведева подарила своей школе только фотоколлаж, где изображены она, ее супруг и здание школы. Значит, айпедизация еще не добралась до детей. И на том спасибо.

Однако кое-кто придумал инновацию похитрее. Теперь не надо ждать приезда Медведева или супруги: сегодня открылся сайт www.my-teacher.ru, который позволяет учителям самостоятельно, в жанре Вебдваноль, выпрашивать себе деньги на школьные нужды. А что у нас самое нужное? Приз за лучшую заявку в виде сертификата в размере 250 тыс. рублей на "мультимедийное оборудование" для своего класса будет вручен на церемонии награждения в Кремле 5 октября учителю географии СОШ №78 из Воронежа Юрию Чурляеву.

Вот что совершенно необходимо нынче географу: компьютер, принтер, сканер, проектор, стол и экран для проектора, мобильный сканер доски, датчики, графические планшеты, веб-камера. Остальные заявки - тоже про ноутбуки.

При этом питерских заявок на сайте не будет, пишет "Фонтанка". Потому что "в Петербурге ситуация с оснащенностью школ техникой хорошая. Выделяются средства на приобретение солидных вещей — интерактивных досок, мультимедийных проекторов, программно-педагогического оборудования". Издание еще расстраивается, что школы не подключают к Интернету забесплатно.

# # # #

После нескольких подобных новостей я решил почитать, что пишут тем временем Большие Белые Братья. Ну вы знаете - те самые, которые впаривают нам свои ненужные железки, которые у них там уже перестали покупать. Но надо отдать им должное: они при этом не скрывают, что сами давно занимаются другими вещами.

Вот забавное совпадение ко Дню учителя: вчерашний номер британского New Scientist выходит с заглавной статьей "Как раскачать мозги". И начинается она с того, что (у них там на Западе) закончилась эпоха обучающего софта. Высокие технологии компьютерных тестов признаны лажей, которая нифига не обучает.

Соответствующее исследование опубликовано летом в Nature. Вот его резюме:

"Мозговые тренинги", а также методы улучшения когнитивных функций с помощью регулярных компьютеризированных тестов являются мультимиллионой индустрией; однако, по нашим данным, доказательства эффективности этих методов нет... Главная проблема - не в том, улучшается ли способность сдавать тесты с помощью этих тренировок, а в том, могут ли эти достижения использоваться при решении других задач, которые не использовались в тренировке, или улучшить общие когнитивные способности. Мы предлагаем результат шестинедельного онлайнового исследования, в котором 11.430 участников тренировались в решении задач, предполагающих улучшение логики, памяти, планирования, визуально-пространственного ориентирования и внимания. Хотя в результате обучения способности улучшились по каждой из предложенных задач, не было получено никаких свидетельств того, что этот эффект может быть перенесен на другие задачи, даже близкие по смыслу".

Таких исследований на Западе в последнее время - целая волна. Недавно мы рассказывали, что обучение с помощью гипертекста ухудшает запоминание, по сравнению с обычным линейным тестом. Тогда же летом появилось исследование Duke University Sanford School (США), посвященное влиянию домашних компьютеров на обучение. Наблюдая за 150 тысячами детей Северной Каролины, профессора проанализировали их учебные результаты (отметки за тесты по математике, чтению и т.д.) до и после появления в семье подключенного к Сети компьютера. И сравнили их с оценками школьников, у которых компьютеров дома не было. Выяснилось, что использование компьютеров приводит к снижению уровня знаний. Причем более всего от наличия собственного компьютера страдают дети из бедных семей - где родители больше заняты на работе и не следят, что делает ребенок с компьютером. А он по преимуществу играет вместо того, чтобы учиться.

В целом, этот анти-компьютерный тренд напоминает то, что происходило в начале века XX века с электричеством. Чего только с ним не делали, Тесле даже нобелевку хотели дать за лечение растений электротоками. Но потом как-то заглохло. Не помогло электричество от всех болезней. Вот и теперь просвещенное человечество наконец выбирается из-под мистической пелены компьютерного счастья, наколдованного корпорациями типа Intel и Microsoft.

А что же тогда улучшает когнитивные способности? New Scientist собрал последние исследования на эту тему. Картинка получается занятная - потому что очень ожидаемая:

- занятия музыкой (желательно с детства, однако музицирование помогает развивать мозги и в зрелом возрасте),

- солнечный свет (очевидно, у мозга есть древняя привычка активизироваться на свету)

- правильное питание (раньше считали, что нужен рыбий жир, но теперь говорят, что черника важней)

- занятия спортом (и даже просто ежедневная ходьба)

- медитация (способности улучшаются не в целом, а на некоторое время сразу после медитации).

В связи со всеми этими открытиями британский научный журнал призывает учителей... ну, что вы думаете? Заводить ноутбуки помощнеее? Нет конечно. Учителям советуют изучать нейронауки. Британское Королевское Общество даже организовало на эту тему проект Brain Waves, в рамках которого выступил на днях британский министр образования. Рассказывал про нейробиологию и ее пользу для образования.

Трудно поверить, что так бывает. Я имею в виду не достижения британских ученых, а огромную прозрачную стену, которая отделяет нас от них настолько сильно: то, что у них признано лажей, у нас внедряется с федеральным размахом.

Хотя казалось бы, давно пора привыкнуть к тому, что Интернет нихрена не отменил границы. Привыкнуть, что онлайновая доступность журналов типа New Scientist или Nature - нихрена не действует на российские госзаказы по "компьютеризации образования". Привыкнуть, что наш министр образования Фурсенко ходит в майке "С нами Бог!" и хочет заменить учителей на ЕГЭ-роботов.

А вот нет, почему-то не привыкнуть мне к этому, "увожаемый Андрей Александравич".

Поэтому всем людям, кто действительно интересуется образованием, я желаю сегодня того, чего в нашем образовании очень не хватает. Музыки, спорта, солнечного света и медитаций. И черники, конечно. А все остальное - либо поповщина, либо коммерция.

разделы: мнения |

Другие мнения

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2012 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost