Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Беларусь, белый Веб

| 26.06.2007 13:44

После бешеной Москвы город Минск чертовски приятен своей пустотой. Да, я знаю, эти чистые широченные проспекты без людей, машин и рекламы сами белорусы иногда называют "потемкинской деревней". Может, им будет даже обидно, что мне это нравится. Но что делать, душа моя действительно отдыхает в этой пустоте.

Белорусского языка я ни разу за день не слышал. И это лишь усиливало ощущение, что находишься в России - но в какой-то другой, альтернативной России. В белой, как лист. Вечерний Минск похож на Рим, который уже покинуло большинство римлян, но варвары все никак не могут туда войти. То ли их что-то держит, то они ли вообще передумали.

Причем это зависалово потенциальных оккупантов очень конкретное - последний раз я был в Минске пять лет назад, с тех пор ничего не изменилось. Ну нет, стайки молодежи все-таки стали посвежей выглядеть, стали чуток поактивнее кучковаться с пивом в подворотнях этих огромных зданий. Но в перспективе, шагов уже с тридцати, это почти незаметно на фоне пустотного величия сталинской архитектуры.

Конференция "Байнет 2.0: в новом формате Веба", о которой я решил написать этот репортаж спустя неделю размышлений, не то чтобы очень соответствовала пейзажу... но парадоксальное ощущение приятной пустоты осталось и от нее.

Жизнь идей

Идеи, как известно, являются паразитами мозга. Мелкие идейки-паразиты слабы, поэтому лучше всего они действуют группами. В рамках цельной концепции, когда их критическая масса позволяет прошибать мозги навылет. Довольно крупный блок докладов на конференции был посвящен именно такой пачке паразитических мемов под общим названием Web 2.0.

В отличие от московских конфренций, презентация паразитов в Минске отличалась почти научной стерильностью. Идеи Web 2.0 были представлены в самом рафинированном виде, они еще не успели пустить корней в мозгах белорусов, и вся экспортная сущность паразитов была как на ладони.

Итак, как выглядит Web 2.0 под этим белорусским мелкоскопом? В программе конференции уже появились почти все презентации и видео, а здесь я поставлю ссылки лишь на некоторые ключевые штучки.

- пользовательский контент и новая жизнь автора (тут я сидел и вспоминал манифесты времен конференций Usenet'а-95 и конкурса Тенета-96).

- личный Веб, включая модные сервисы закладок и персональных стартовых страниц (это все придумал Гагин аж в 2000-м году)

- подкасты (доклад отменили, но всхлипнуть ностальгически по РадиоНЕТу-98 я все равно успел)

- мешапы (думаю, это мем похоронит сам себя в русском языке, ибо в нем слишком явно звучит слово "мешать")

- социальные сети (ну ладно, эти парни с Cream.by хоть придумали договориться с локальными ресторанами и клубами, а не просто "возможность найти старых друзей и новые венерические болезни")

- вирусный маркетинг (превед, анекдотег Вернера!)

- Mobile 2.0 (докладчика в лоб спросили, что он курил)

- инфантильный 2.0-дизайн с крупными буквами и яркими круглыми кнопками (тут я не выдержал и заметил, какой удивительный парадокс выходит: вебдванольщики так много говорят о самовыражении для каждого автора - но при этом всем пользователям, от ученого до домохозяйки, навязывают "общий дизайн по больнице", предназначенный для пятилетних детей и старых слепых склеротиков).

Жизнь людей

Как видно из предыдущих строк, на конфренции была и критика вебдванольных вирусов. В основном она исходила от гостей из Москвы, что вполне понятно - этим людям паразитные идеи уже порядком загадили мозги. К счастью, в Белоруссию вырвались из Москвы именно те, кто осознал гадостную сущность паразитов. А может, потому и вырвались, что осознали. Помимо моего выступления с практичными критериями оценки сообществ, идея о "Вебе для людей, а не для маркетологов" звучала во всех московских докладах.

Антон Шуркус из "Квинтуры" рассказал о поисковиках, которые раньше делались для людей, а теперь погрязли в коммерции - и даже, по слухам, подкручивают выдачу в свою пользу.

Александр Бадерко из Snegmedia в докладе Маркетинг 2.0 показал много картинок с людьми (а не с сайтами!), и объяснил, что никакого маркетинга 2.0 не существует - надо просто делать в Сети то, что интересно лично вам и вашим друзьям.

Доклад Анны Рокиной из NetMind касался не блогов вообще, а лишь корпоративных блогов (а вот на московском КИБе в секции СМИ мы с большим трудом пробились сквозь хор всеобщей блогерастии и озвучили идею о том, что именно специализированые блоги имеют вменяемый информационный потенциал, в отличие от "блогов вообще").

В паре удаленных московских выступлений (транслировавшихся, как я понял, через лунный модуль), тоже сквозили проблемы. Сергей Осипов из RedGraphics сообщил белорусам, что ситуация с авторскими правами на цифровую музыку в России вообще катастрофическая, то же самое ждет и Белоруссию. А о проблеме высоких нагрузок рассказали из мрачной подземной лаборатории "Рамблера".

Были критические нотки и в некоторых белорусских докладах - у тех, кто уже столкнулся с проблемами Web 2.0 на практике. Павел Габриель из Wap.by в докладе про мобильные сообщества напомнил про странные белорусские запреты, связанные с Интернетом. Константин Мулярчик напомнил уже известные на Западе истины о том, как легко ломать Web 2.0-сайты через их любимый AJAX.

Ну и так называемый пользовательский контент: Татьяна Лашук из ITV.by на вопрос о возможностях публиковать авторское видео в проекте ITV.by ответила: "присылайте, если мы сочтем ваш ролик подходящим - опубликуем". Почему не дать всем? Потому что "часто присылают такое, что лучше вообще не смотреть". Ну и стало быть, у них нет никаких проблем многострадального YouTube.

Счет 0:0

Самый итоговый доклад (хотя и прозвучал он где-то в середине), сделал Федор Короленко из Akavita.by. Это был единственный доклад с цифрами по белорусскому Интернету - и посвящен он был пустоте. Все, что говорилось в остальных докладах, можно было просто забыть как сонный бред на фоне этих отрезвляющих "трех нулей Байнета".

Во-первых, ноль денег. Объем рынка интернет-рекламы в Белорусси оценивается всего в полтора миллиона долларов за 2006 год, пользователей - два с половиной миллиона человек, на каждого приходится в год по 0,6 бакса - что в 16 раз меньше российского показателя. При этом цены на Интернет высоки, монополист "Белтелеком" сосет кровь, хотя и не без пользы для страны в целом - это помогает наладить хотя бы обычную телефонную связь для старушек в деревнях.

Во-вторых, ноль пользователей - все, кто мог прийти в Байнет, как будто уже пришли. При этом 48% белорусских юзеров посещают один (!) белорусский сайт, в среднем же по всем пользователям получается 2,25 белорусского сайта на лицо.

В-третьих, ноль своих вебдванольных сервисов - если таковые и используются, то это сервисы небелорусского происхождения. Да и там белорусов негусто: пик роста белорусских блогов в ЖЖ пришелся на 2006 год (выборы), а потом съехал отбратно вниз. Причем в основном это молодежь, естественно.

Что нам с этим делать? - спросил в конце доклада Федор. Мы пошли пить пиво и фантазировать. По ходу выяснился еще один, четвертый "ноль Байнета" - оказывается, для компании Microsoft вообще не существует такой страны, как Белоруссия. У них эта территория относится к украинскому отделению.

Креативная пустота

Тут я сделаю небольшое философское отступление и расскажу все-таки, чем мне нравится пустота. Вероятно, это следствие моего давнего увлечения Японией. Для древних японцев вообще характерно уважение к пустоте как креативному началу. Это хорошо видно по японским рисункам тушью в жанре суми-э - их авторы не стремятся заполнить весь лист деталями, ограничить каждый предмет четкими контурами. Пустота там является основным игроком, и лишь легкий поворот кисти выхватывает из нее образы.

Люди современного Запада приучены к другой реальности, где во всем есть единый божественный (научный, экономический) план - а пустота, темнота и тишина являются его врагами. Реальность такого человека с детства нафарширована всяческими костылями, как для сознания, так и для тела. Проявления пустоты, темноты и тишины пугают его, как некий катастрофический недостаток чего-то... хотя на самом деле это и есть самые естественные состояния мироздания.

В общем, мне нравится пустота белорусского Веба, это напоминает мне середину 90-х в Рунете. Ну да, нету у них Вебдваноля. Зато нету и всего того мусора, который принесен вместе с этой концепцией. Зато есть интерес делать что-то свое. И есть шанс, что они, не будучи еще зараженными этим всемирным паразитом, сделают свой Веб по-другому. С чистого листа.

"Да кому тут вообще нужен Интернет, тут все новости - только про посевную!", посетовал кто-то в кулуарах. Мы с Александром Бадерко тут же родили концепцию сервиса PosevTube: социальная сеть для колхозников. Ну а что? Блоги проведения посевных и уборочных, тут же рейтинги - у кого раньше взошло, кто больше намолотил... Контекстная реклама тракторов "Беларусь", опять же.

Шутка, конечно. Вполне возможно, что колхозникам это вообще ни к чему. Ну так и зачем тогда лошадку мучить? Не Вебом единым жив человек. Может, останется хоть одна страна, где нету тотального "обынтырнечивания". Тоже хорошо, будет где отдыхать.

Правда, для чистоты этого "чистого листа" надо будет еще сопротивляться западному влиянию, которое все-таки имеется. Ну, эту задачу кажется взял на себя сам Лукашенко. Я понимаю, сейчас все закричат "цензура, цензура!" Но я не думаю, что он будет запрещать такие полезные национальные проекты, как наш PosevTube.

Что же касается запрета на сайты знакомств, так оно и неплохо. Ну сами подумайте, кто использует такие сервисы? Только лузеры, которые не способны самостоятельно с девушкой на улице познакомиться. Да иностранные всякие инвалиды. И сервис только усугубляет лузерство такого человека. А когда сервиса-костыля нету, у лузера остается стимул для духовного роста - сделать шаг, сказать нормальные человеческие слова приветствия в реальном мире.

И возможно, лет через десять весь мир будет учиться этому именно у белорусов.

разделы: мнения |

Другие мнения

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost