Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Нежить

| 03.03.2011 21:08

От главреда. Медленно, но упорно "Вебпланета" продолжает публиковать фантастику в жанре "киберпанк". Недавно в издательстве "Снежный Ком" вышел сборник "Бозон Хиггса", собравший вместе шесть российских НФ-авторов. Самое киберпанковское там - дебютная повесть Натальи Лесковой "Марсианин". Отрывок из этой повести (главу под названием "Нежить") мы и публикуем сегодня - в честь Всемирного Дня Писателя, а также грядущего Женского Дня. Вы же наверняка до сих пор ни разу не читали женский киберпанк!

# # # #

Тутанхамоновская усыпальница семейства Фэйтов состояла из двадцати комнат, объединённых парами: одна под саркофаг, другая — под приложения к нему. Приложения, похоже, старательно изображали то место, куда «тутанхамончик» пытался попасть после смерти. Всё-таки люди прошлых лет были совершенно чокнутыми, если так трепетно относились к собственным похоронам. Сейчас с этим всё просто: система функционирует — значит живёшь, система перестаёт функционировать — значит умер. И какая разница, что будет с поломанным хардом, если новый софт на него уже всё равно не установить? Не лучше ли, в самом деле, отправить на вторичную переработку?

— Дракула, а если у вас вампиры помирают, что вы с телами делаете? В «Танатос» отвозите или у себя на кладбище пристраиваете? — спросил я от нечего делать.

Дракула и один из его вампирчиков, отправившийся с нами, остановились разом. Так резко, что я в спины им чуть не уткнулся.

— Это что, проявление праздного интереса или что-то ещё? — спросил глава вампиров с усмешкой, но не обернувшись.

— Да так, просто захотелось узнать… Место на размышления наводит…

Спутник Дракулы резко повернулся ко мне. Это был мальчишка лет двенадцати-тринадцати, не больше. Судя по шрамам, видневшимся под ёжиком волос, — из новеньких, недавно перерождённый.

— Вчера только одного похоронили, — сказал он зло. — Не здесь, на берегу реки… Два месяца мучился, переродиться не смог. Ничего не помнил, говорить не мог, двигаться — тоже… Хорошо — отмучился… И мы отмучились… с ним… Но только что тебе до этого, Джокер?! Что вам вообще до нас?! «Вампиры, вампиры»… У нас каждый месяц похороны! Да только что вам до этого?! Мы же внесистемники! Нет кибер-мозга — и нахрен ты кому нужен! Всё равно уже НС… Если бы Дракула нас таких не подбирал — живьём бы в «Танатос» отправляли, на запчасти! Если бы он с нами не возился… Если бы не учил одним мозгом обходиться… Но всё равно — каждый третий умирает. Не могут… И да, мы их хороним! Потому что мы — хоть и нежить, но люди. А не человеческие механизмы, как вы!

— Спокойно, Малыш, — Дракула положил своему подопечному руку на плечо. — Не на того кричишь. Джокер на самом деле многое понимает… Или способен понять — если оба своих мозга начнёт использовать по прямому назначению хоть изредка. Просто он ещё всю жизнь игрой считает. И смерть — тоже. Это оттого, что Джокер у нас пока очень маленький и наивный.

Они что, сговорились сегодня все?! Я было уже совсем орать приготовился, но в последний момент передумал, переключился на другую задачу.

— А как это вообще — жить только с одним мозгом? — задал я тот вопрос, который уже несколько лет у меня в голове вертелся, да так и не мог задаться. Мне всегда казалось, что такие вопросы чем-то непристойным отдают. Но уж раз сейчас разговор такой зашёл — почему бы и нет?

— А что, хочешь попробовать? — Дракула осклабился. — Я же говорил, дело это недолгое: хрясь, хрясь — и ты нежить. Из тебя бы знатный вампир получился. Вот Малыш при жизни типичным СИ был. Когда ему кибер-мозг удалили, он основным вообще пользоваться не умел. Не мог в памяти больше часа удержать, речевой центр без кибер-стимуляции не работал, двигательный — тоже. И сейчас он ни читать, ни писать не может — не различает символов. С памятью ещё проблемы есть. И от первоначальной личности вообще ничего не осталось. Так что он в качестве вампира действительно заново родился. Люди привыкли, что кибер-мозг все процессы автоматизирует, надели себе костыли на всю голову, а потом удивляются — а чего это у них собственные мозги атрофировались? Но ты, даже имея костыли, пытаешься ходить самостоятельно. Ты не безнадёжен, поэтому мы тебя и твою шайку ещё терпим на Кладбище и в подземельях шастать разрешаем…

— Ну, спасибо, что такие терпеливые, — выдал я, с трудом возвращая на место отпавшую челюсть.

Значит, я не безнадёжен, да? Ну хоть это вперёд! Повод для гордости на весь остаток жизни. Хотя чем тут гордиться-то?! И чему челюсть отвешивать? Не я ли всегда про то же самое думал? Как там этот мальчик сказал? «Человеческие механизмы»? Угу. Такие и есть. Тело — просто оборудование. Мозг — просто программное обеспечение. Всё вместе — социально-информационный элемент нашего прекрасного общества. А где личность? Разве что одна на всех. Канал называется.

А мне просто повезло. И с альфа-мозгом, и с избыточной социализацией. С тем, что из меня будущего бла-бла-бла лепили. А для того чтоб стать заменителем мыслительного процесса для других, нужно уметь самому головой работать. Не встреть я Кэша, то точно уже на Канале бы работал. Превратил бы свою личность в подростковое шоу. Всё, что и сейчас бы творил: бунтовал, хулиганил, скандалил, только бы всё это в Канал транслировал. Развлекал бы этим обывателей, заставляя их почувствовать себя «бунтарями на час». Что поделать, если людям присуща потребность бунтовать? И какое счастье, что её можно удовлетворить через Канал, не выходя из дома... Поэтому мне сейчас всё с рук сходит — что бы я ни делал, пока у меня есть кибер-мозг, я всё равно буду частью системы и смогу работать на её благо. Даже бунтуя против неё. Может, и в самом деле — ну его? Хрясь, хрясь — и всё?

«Не вздумай!» — стукнуло мне во всю голову.

— Кэш! Ты давно ко мне подключился? — От радости я это вслух проорал и тут же чуть язык себе не откусил, наблюдая, как вытягиваются вампирские лица.

«Сразу же, как ты мне доступ открыл».

«Ты уже всю информацию закачал?» — На этот раз я голосовые связки драть не стал, даже к стенке затылком привалился. А то кто этих вампиров знает?

«Да. Интересные у вас тут дела творятся. Ко мне, значит, собираетесь? Давайте. Я на всякий случай возле дома дополнительную защиту выставлю. Жду». — «Ага, жди». — «Да, Джокер… Про «хрясь, хрясь»… Ты там не дури, ладно?» — «Да я и не собирался... Просто подумалось». — «Зря подумалось. Не кибер-мозг делает человека частью системы. Это система нивелирует человека до уровня одного лишь кибер-мозга. Ладно, пойду готовить кофе на всю вашу компанию».

И Кэш отключился прежде, чем я успел хоть что-то сказать. Я ещё немного постоял с закрытыми глазами, думая о том, что только что услышал, и на душе становилось всё спокойнее… И не оттого, что теперь можно было не волноваться по поводу своего кибер-мозга. А оттого, что Кэш предпочёл связаться со мной, а не со своим бестолковым подопечным.

# # # #

«Тутанхамоновы обноски» оказались очень даже ничего, хотя курточка явно шилась для кого-то ниже меня ростом на целую голову. А вот штаны — самое то. Если пуговку на ширинке расстегнуть, то в них можно было даже сидеть. Зато большая часть моего великолепного торса была выставлена на всеобщее обозрение. Эх, Кисонька меня сейчас не видит! А уж если б я попался на глаза красуле-Трынделке… А что, заявлюсь завтра в школу в таком виде, ох — визгу будет!

Я вздохнул… Если бы завтра я смог вообще заявиться в школу! Сейчас же моё будущее было столь же неопределённым, как Марсианиново прошлое.

— Вау, ну и видок! Смотри, Джокер, как бы я в тебя на самом деле не влюбился! — Дракула как всегда ухмылялся во всю свою вампирскую морду. Я только рукой устало махнул.

— Хватит придуриваться, нежить, — сказал я устало. — Лучше скажи, если мне действительно удалить кибер-мозг, насколько я сам собой останусь?

— Ну… В том, что останешься такой же двухметровой оглоблей, можешь не сомневаться. А в остальном… Хочешь знать, изменишься ли ты, если кибер-мозг вынуть? Да, изменишься. Но… Если тебе ноги отрезать, ты тоже изменишься. И не только потому, что у тебя в штанинах будет пусто. Просто придётся изменить свою жизнь, учиться жить без ног. Как придётся учиться жить без кибер-мозга. И ты будешь чувствовать себя инвалидом, словно стал хромым или ослеп. Да, тебе будет легче, чем СИ, у них вся жизнь вокруг Канала вертелась, так что они действительно в некотором роде переродились. Но ты гораздо сильнее будешь ощущать неполноценность. А сейчас ты — вполне удачный пример симбиоза, когда кибер-мозг не заменяет, а дополняет естественный. Поэтому, так и быть, живи пока. Или ты действительно хочешь устроить «хрясь, хрясь»?

Последнюю фразу я мимо ушей пропустил. И так в голове — и в одном мозге и в другом — было тесно от разных мыслей. Симбиоз, значит? Я вспомнил фразу Марсианина: «А кто-нибудь из вас думал, что кибер-мозг — не просто удобный имплантат, а полноправный сожитель человеческого сознания?» Ну-ну… Значит, и у меня личность — составная, хоть и единственная?! А у Дракулы?

— Дракула, а ты сам… Как учился жить без кибер-мозга?

— С рождения, — просто ответил он, и, увидев, как я на него вылупился, пояснил:— Я — урождённый вампир. У меня вся семья была нежитью.

— Семья? — Тут я и вовсе мог только тыц-тыц глазами делать. — Ты хочешь сказать: настоящая семья?! Мама, папа, всё такое, как в старых книжках?!

— Ага. Мама. Папа. И всё такое. А чего ты на меня так таращишься? Ты хоть маленький и наивный, а должен знать, что дети не только из инкубатора берутся. Даже сейчас кое-кто естественным путём размножается. Правда, детей тут же в воспиталку сдают — возни с ними слишком много. Хотя исключения и тут бывают. Вон, твой Призрак Оперы до семи лет с настоящей матерью жил. И в Бренцкой зоне семьи есть… Впрочем, их трудно назвать «семьями» в обычном понимании этого слова…

— Ну… Скажешь тоже, Бренцкая зона… Их и людьми-то трудно назвать — в обычном понимании… — буркнул я, а думал о другом. О том, что я сам мог бы стать папашей Кисонькиного ребёнка. А что! Кисонька вполне на такое приключение, как роды может решиться. Правда, потом точно ребёнка в воспиталку сдаст — не тот человек Стальная Гадюка, чтоб с кем-то нянчиться. А я? Захотел бы?

А интересно, как я сам на свет появился? Из инкубатора? Или кто-то меня по-настоящему родил, а потом в воспиталку сдал? Никогда я раньше этим вопросом не задавался, как-то всё равно было. Это в старых книгах и фильмах родству придавали много значения. Сколько сюжетов было на этом построено: «Ах, ты мой потерянный сын!», «Ах, ты мой обретённый отец!». Сплошные ахи! А из-за чего, собственно? Из-за куска хромосомного кода? Ха! Сейчас, когда для инкубатора часто отбирают генетический материал от одних и тех же производителей в разных комбинациях, то многие друг другу вполне родственники. Так что ерунда это всё. Или нет? Призрак, вон, до сих пор при слове «мама» сам не свой становится. Но она для него не просто яйцеклеткой была, она его кормила, поила, одевала… Будь на её месте любая другая тётка — что бы изменилось? И изменилось бы?

— Слушай, нежить… А как это вообще… Ну, когда папа, мама… И всё такое… Это хорошо?

— Мне нравилось. Но на самом деле, это почти то же самое, что воспитательный комплекс. Только вместо одного воспитателя на десять детей тут один ребёнок на двух воспитателей. Так что промывка мозгов интенсивнее идёт, — усмехнулся Дракула.

— Промывка мозгов? Что, в обычных семьях занимаются тем же, чем в воспиталке? — недоверчиво покосился на него я.

— Джокер, не строй из себя большего дурачка, чем ты есть, — Дракула качнул головой. — Почти все отношения между людьми сводятся к промыванию мозгов. А воспитание и вовсе на этом построено. Так и раньше было, и сейчас есть — просто кибер-мозг промывать удобнее, а с обычным приходится много возиться. Но это не плохо само по себе. Важно не то, что делают, важно то, зачем делают. Если в тебя внедряют программу, чтоб ты с её помощью стал лучше — это одно. Если для того, чтоб ты создавал меньше проблем тому, кто внедряет, — это другое. Вся разница между плохим и хорошим воспитателями в том, что первый трудится на благо самого себя, а второй — в интересах воспитуемого. А методы — они всегда одни и те же. Разве не так, а, специалист по воспитанию?

— Хватит мне-то мозги промывать… — огрызнулся я, а Дракула рассмеялся. У, нежить неформаченая!

Специалист по воспитанию? Это я-то?! А что, я только тем всю жизнь и занимался, что пытался вдолбить кувалдой свои идеи и ценности в чужие головы. Вот только был ли я хорошим воспитателем? Или всё, что я делал, я делал для себя? А самого меня для чего воспитывают?

— Да, к вопросу о родителях, — Дракула влез в мои размышления самым бесцеремонным образом. — А ты бы хотел, чтобы твоим настоящим биологическим отцом оказался Кэш?

Я чуть не подпрыгнул. Подозрительно посмотрел на Дракулу. Консоли у него в руках близко не было, нейрошунт тоже ниоткуда не высовывался… Так какого хрена?! Как он своим простым естественным мозгом мог выведать ту мысль, которая крутилась на самых дальних задворках моего заблокированного мозга, с тех самых пор, как разговор зашёл о настоящих родителях?

— Не твоё дело, нежить, — прошипел я сквозь стиснутые зубы.

— А чтоб Кисонька оказалась твоей настоящей биологической матерью? — нисколько не смутившись, продолжал спрашивать Дракула.

Вот тут я аж слюной подавился. Даже пополам согнуться пришлось, чтоб прокашляться.

— Ты что, меня в гроб вогнать хочешь? — спросил я, с трудом переводя дыхание.

— Ну, вгонять в гроб — разве не самое подходящее дело для вампира?

— Кстати, о семьях, — я решил перевести разговор подальше от моей законной опекунши. — Разве вампиры могут размножаться?

— Вообще-то нет. Стерилизация после удаления кибер-мозга — это плата за то, что «внесистемникам» вообще позволяют жить. Но мои родители не были обычной нежитью. Мы… как бы это сказать… Не местные, во.

— Что значит «не местные»? На Земле во всех городах всё одинаково. Кроме Бренцкой зоны. Но ты точно не оттуда… Только не говори мне, что ты с Марса! Этого я уже не переживу!

Дракула захохотал весело и звонко, откинув назад длинные волосёнки.

— Я? С Марса? Ну, ты скажешь тоже! Неужели я так похож на Марсианина?

— Похож, — сказал я резко. — Очень похож. Вы оба — подозрительные типы. Это раз. Вы оба чертовски много недоговариваете. Это два. Вы оба совсем не то, чем кажетесь. Это три. Что, я не прав?

— Кто знает? — глубокомысленно заметил Дракула. — Кто знает... Да, Джокер, тебе к твоим ребятам не пора? Они там передрались наверное…

— С чего ты взял? Можно подумать, тебе сообщение на несуществующий кибер-мозг прислали.

— Ха! Скажу по секрету — у основного мозга тоже есть функция передачи информации на расстояние…

— Ты это серьёзно?

— Кто знает… Но ты можешь считать, что я это логически вычислил: учитывая то эмоциональное напряжение, которое царит внутри вашего маленького дружного коллектива, трудно не ожидать термоядерного взрыва. Я ничего не имею против хорошего мордобоя, но как бы они нам всю гробницу не разнесли…

Мне ничего не оставалось делать, как пойти созерцать большой термоядерный взрыв. Поскольку в моём кибер-мозге уже висело красное от срочности сообщение Пончика с просьбой о помощи, которое я минут десять как упорно игнорировал.

Продолжение, то есть полную версию повести Натальи Лесковой "Марсианин", читайте в сборнике "Бозон Хиггса". А если у вас есть свои киберпанковские тексты, вы тоже можете прислать их для публикации на "Вебпланете" - у нас самая благодатная аудитория для такого жанра. Адрес редакции: info @webplanet.ru.

разделы: мнения |

Другие мнения

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost