Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Вам стоит бросить школу

| 02.09.2010 10:52

От редакции: Год назад бурные дискуссии в нашем журнале вызвала статья "Почему я не пойду на встречу одноклассников". В этом году в честь 1 сентября мы решили задаться более радикальным вопросом - а нужна ли вообще школа? Тем более что в России случилась реформа, которая свела государственные школы почти до уровня церковно-приходских. Однако пользу всеобщего образования подвергают сомнению не только у нас, но и в развитых странах. Сегодня "Вебпланета" представляет перевод заметки основателя IT-компании TransLoc Джоша Уайтона "Consider dropping out of school".

Я сидел в уютном кафе и спокойно работал, когда позвонил приятель и сказал, что хочет привести двух своих племяшек посоветоваться со мной. Я не испытал восторга, но согласился. Десять минут спустя я уже был целиком поглощён нашей беседой. Они были восхитительны — или, во всяком случае, близки к этому.

Когда я выслушал их жалобы на жизнь, стало понятно, что эти юные умы переросли своё окружение. Они рассказали мне о том, как скучна их школа, как ограничены их домашние. Я посоветовал им бросить всё и уехать.

Знаю, этот совет может показаться безрассудным, но я не переживаю по этому поводу. И вот почему.

Для начала очевидно, что эти двое — самоучки, то есть люди, которые с лёгкостью могут обучиться тому, что им нужно и когда им это нужно. Кормление с ложечки только тормозит их. К тому же знания, приобретённые самостоятельно, принесут больше пользы, чем те, что предлагаются на типичной школьной "барахолке знаний".

Таким образом можно уладить древний спор: измученные преподаватели убеждают своих учеников, что материал, который они изучают, имеет огромное значение, в то время как сами ученики так не считают. Преподаватели правы: материал может оказаться важным (для кого-то, когда-нибудь). Ученики тоже правы: он не настолько важен для них, чтобы изучать его прямо сейчас. Дело не в самой значимости как таковой, а в её частной разновидности — релевантности.

У здорового человеческого существа есть чутьё на релевантность — чувство, которое подсказывает, чему конкретно надо обучиться для решения стоящей перед ним задачи. Школа может подавлять это чутьё, заполняя наше время надуманными задачами, которые имеют слабое отношение к реальной жизни, а также постоянно утверждая, что всё, что нам преподаётся, имеет одинаково большую значимость, что невозможно. Подозрительно, что я ни разу не встречал преподавателя, который бы признался, что вот сейчас мы будем изучать нечто, являющееся совершеннейшей фикцией, только для того, чтобы его не уволили.

Существует долгая и успешная традиция самоучек (Бен Франклин, Курт Воннегут, Марк Твен — список можно продолжать и продолжать). И для таких людей обучение в типичной американской школе является неоправданной жестокостью.

Для меня школа была совершенно пустой тратой времени. Возможно, был какой-то смысл в том, чтобы увидеть все это варварство и отчуждение, но чтобы это понять, не нужно дюжины лет — хватило бы и дюжины часов. Это был своего рода конкурс популярности, в котором я ежедневно проигрывал; он становился на моём пути к изучению более интересных вещей.

Хотел бы я, чтобы какой-нибудь чудаковатый наставник оценил мою ситуацию и направил меня на путь истинный. К примеру, благодаря тому, что мой отец работал в авиакомпании, я фактически мог летать бесплатно по всей стране — но я никогда этим не пользовался. Я прогуливал школу при любой возможности, но мне приходилось делать это втайне — я не мог оставаться дома или покинуть город, и дальше зала игровых автоматов я не уходил. Иногда я полностью на всё забивал и спал в машине. Но сейчас я был бы вдвое умнее, если бы забросил тогда свои учебники, взял книгу, которая мне нравилась, и улетел куда-нибудь из этого дурацкого городка.

К сожалению, мне внушили, что школу бросают самые последние неудачники. Поэтому я остался в школе, где из-за моих огромных очков, прыщей и неуклюжести ко мне относились так, словно я был самым последним неудачником.

Другая причина, по которой я уверен в правильности своего совета этим девочкам, состоит в том, что в колледж можно поступить без аттестата средней школы. Это малоизвестный факт. Я не знал этого, когда страдал в концлагере своей школы; не знали этого и мои бедные родители. Однако моя девушка вот-вот получит докторскую степень, хотя у неё нет школьного аттестата. Нет его и у знакомого мне талантливого разработчика программного обеспечения, который закончил тот же университет, что и я. Если бы только люди знали!

Если эти девочки когда-нибудь захотят поступить в колледж, я уверен, что они смогут сдать вступительные экзамены, написать хорошее сочинение и произвести благоприятное (если не шокирующее) впечатление на любом собеседовании. Впрочем, смысл обучения в колледже тоже теряется благодаря повсеместному наличию книг, Интернету, а также увеличению числа работодателей, которые ценят хорошее портфолио с реально проделанной работой выше, чем формальный диплом.

Ещё одна причина, по которой я с уверенностью дал девочкам столь безрассудный совет, состоит в том, что им не обязательно меня слушать. Люди постоянно говорят им разные глупости. Каждый баннер в Интернете, каждый билборд и каждый рекламный ролик по телевизору призывают их сделать шаг навстречу банкротству, ожирению и идиотизму. Каждое телешоу говорит им пойти с кем-нибудь трахнуться. На таком фоне вряд ли жизнь этих девчонок разрушится оттого, что школьный приятель их дядюшки поддержит тот вывод, к которому идут они сами — о том, что многие люди и учреждения вокруг на самом деле вводят их в заблуждение и тратят их время впустую. (Родители, не волнуйтесь, мой рекламный бюджет очень ограничен.)

Но что если они послушают моего совета, и что-то пойдёт не так? Я бы рискнул, потому что дела у них уже идут не так. Одна из девочек уже настолько несчастна, что ещё немного, и ей могут назначить лечение. Лекарства "помогут" ей поладить с неблагоприятным, сдерживающим рост окружением. Они "помирят" ее с необоходимостью бесконечного бега в беличьем колесе бессмысленности.

В колледже я сам едва не подсел на таблетки по той же причине. Но когда я уже дошёл до психиатра, который должен был выписать мне лекарства, он послушал меня немного и сказал: "Ни в коем случае. С тобой всё в порядке. Ты разумный человек, вовлечённый в важный процесс, который лекарства могут замедлить или остановить совсем".

К этому моменту такое множество людей говорили мне пройти курс лечения, что я даже не подумал об этом варианте объяснения проблемы: моё недомогание являлось следствием перегрузки мозга огромным количеством ненужной информации. Я так и не начал принимать таблетки; и понимание, которое пришло ко мне из тех неуютных глубин, является одним из наиболее ценных в моей жизни.

Конечно, этот мой совет подойдёт далеко не всем. Не каждый, кто бросает школу, собирается проводить время с пользой. Но существует простой способ это проверить. Прежде чем я дал девочкам какой-либо совет, я задал им вопрос: "Что вас интересует?"

Я получил целый ворох ответов: писательство, размышления, программирование, история... за исключением того, когда это всё разжёвывается на уроках. И стало совершенно ясно, что в школе эти девочки чувствуют себя зажатыми.

Родителям на заметку: ключом к потенциалу вашего ребёнка является вовсе не школа. Важнее всего то, что его растущий ум смотрит на мир и находит его интересным. Хорошо, если ваша школа способна развивать такие интересы. Но будет глупо делать обратное: если ради посещения школы вы станете лишать пытливые умы возможности следовать своим интересам.

разделы: мнения |

Другие мнения

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost