Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

"Мой круг" и санитары Google

| 04.04.2007 15:36

Объявленная на прошлой неделе сделка по продаже "Яндексу" социальной сети "Мой круг" заставила всех радостно зашептаться по углам: "О, наша интернет-тема вебдвануля опять становится модной, ее даже заметили крутые парни из "Яндекса". Не знаю, сколько инвесторов обошли за эту неделю новые копипейстеры западных бизнес-моделей, но думаю, что здесь трафик значительно вырос.

Относительно самой сделки возникает ряд вопросов. Первый из них - "почем?", а второй - "зачем?". Цена, по мере того, как о сделке узнавало все больше людей, росла. Если "Вебпланете" через пару часов после объявления о сделке, Игорь Веретенников из "Финама" озвучил максимальную сумму покупки в 26-31 миллион рублей, то в "Ведомости", от "Финама" же, ушла цифра в 31-40 миллионов рублей. "Коммерсант" заявил сумму в те же 40 миллионов рублей как минимальную.

Цена вопроса

Сергей Карпов, управляющий директор Valuetech Advisers, вообще считает, что наличными сумма сделки едва ли превысила 10 миллионов рублей: "Дать оценку этому бизнесу сложно, так как этот сегмент достаточно новый и незрелый, что выражается в отсутствии четкой модели монетизации аудитории в доход. Я думаю, что выбор "Яндекса" был не случаен - команда Аркадия Воложа одна из наиболее профессиональных в Рунете, и более чем уверен, что они смогут найти путь монетизации бизнес-модели "Моего круга". Касательно стоимости проекта - я оцениваю его менее 40 миллионов рублей и думаю, что большая часть оплаты была произведена акциями "Яндекса", а небольшая часть была выплачена "на руки" - до 10 миллионов рублей".

Не знаю, как насчет денег: хорошая зарплата и обещание не убивать - что еще надо разработчику, чтобы спокойно встретить эпоху вебдвануля? Но в чем склонен согласиться с Сергеем, так это с тем, что четкая модель монетизации аудитории в доход у "Моего круга" отсутствует. Оплата услуг здесь не подходит, так как массовые сервисы никогда не являются платными. Да, есть сайты, предоставляющие какой-то набор услуг бесплатно, а дополнительные - за деньги, но едва ли такая модель взлетит у "Яндекса". У него уже были попытки продавать платное удаление баннера с хостинга Narod.ru, и я очень сильно удивлюсь, если cash-flow по этой услуге превосходит 10 тысяч рублей в месяц. С неэффективностью модели полностью платного сервиса столкнулся и Google в своем проекте Google Answers.

Но хорошо. Внятной модели нет. Ресурсы для создания собственного круга - несмотря на то, что с разработчиками на рынке сейчас не очень хорошо - "Яндекс", скорее всего, смог бы найти. Вопрос - что тогда покупается?

Любовь к словам и чувствам

Во-первых, скорость создания. Мы не ездим в деревню за каждым литром молока, который нам нужен. Во-вторых - разработчики. Их мало, их не хватает, они дорожают и даже не всегда ценят офисный уют. В-третьих - подножки "Гуглу" и далеко не одна. В-четвертых - общий рост стоимости компании за счет расширения бизнеса.

Разумеется, основной мотив - увеличение капитализации "Яндекса". Но почему для покупки был выбран "Мой круг", а не более массовые сервисы вроде "Одноклассников", которые растут намного быстрее, несмотря на ряд достаточно очевидных проблем? Как мне кажется, здесь ключевую роль сыграло несколько факторов. Хотя создатели "Моего круга" создали ресурс на продажу, он изначально ориентировался не на массы, а на опытных юзеров. Проект пытались упростить и сделать его более дружелюбным, но это оказалось тяжелой задачей, учитывая его обширный функционал. Вес у создателей в своей среде есть, и немаленький (Dklab.ru постоянно поддерживал разработчиков, в частности, выпуская сборки "Денвера" - пакета, для запуска локального сервера на компьютере, что удобно для отладки веб-приложений. Также ими разработан вебдванольный скрипт для проверки орфографии Orphus, позволяющий переложить часть работы с текстами на посетителей сайтов). В "Моем круге" сразу оказались люди, которые, без ложной скромности, создают Рунет (одних яндексоидов, по их собственным словам, набралось полторы сотни). И тут "Мой круг" собирается предложить зарабатывать им на AdSense.

У этого сервиса, как и у AdWords, в России есть недостатки: из AdSense тяжело получать деньги, в AdWords рекламным агентствам не платятся комиссии. Но есть и достоинства - о них трубят на каждом углу и они более-менее доступны "на попробовать". Для "Яндекса" актуальные несколько другие проблемы, однако на данный момент самое серьезное опасение для него - не пришел бы Google в Россию работать нормально. Практически об этом Владимира Долгова прямо спрашивала Елена Колмановская на ашмановской конференции по оптимизации в 2006-м году. И вдалбливание русским нердам мысли о том, что деньги за контент - это Google AdSense, "Яндексу" совершенно не нужно. Так что здесь деньги были уплачены в том числе и за санацию потенциальной абонентской базы российского Google от иностранной заразы, причем той ее части, которая в Рунете обладает максимальным влиянием, в отличие от аудитории "Одноклассников".

По дороге случилась и другая большая удача: информация о сделке между "Ядексом" и социальной сетью аккуратно наложилась на новость об открытии Google нового офиса в "Балчуге", которую, в результате, проигнорировали практически все общетематические издания, отдав свои полосы на следующий день "Яндексу". Подколка конкурентов не помогла - сформировать тренд "нероста" Google в марте, как и в предыдущие месяцы, не получилось - Google по прежнему наращивает долю в России. Разве что об их красивом офисе узнало намного меньше людей.

Большой брат

Хватает и других вариантов ответа на вопрос "Зачем?" - контроль за сотрудниками, получение информации о потенциальных кадрах сразу на входе в "Мой круг" и тому подобные вещи. Сложно оценить, степень нужности этих фич "Яндексу", но, насколько мне известно, департамент правды в структуре компании все еще отсутствует. А вреда от его появления может быть намного больше, чем пользы.

Грядущие изменения в "Моем круге" как раз и должны будут показать, зачем "Яндексу" нужна социальная сеть, а также каково в "Яндексе" соотношение между желанием насолить "Гуглу" и желанием делать новые сервисы. В конце концов, зачем создавать стартовую страницу для блоггеров, если нет своего блогхостинга, контентным наполнением которого заниматься вообще не придется? Достаточно лишь дать определенный бонус в рейтинге блогояндекса тем, кто уже привык к нему, и ради попадания в первую сотню они моментально перебегут на новую блогхостинговую площадку.

Самый страшный вариант - если "Яндекс" действительно купил "Мой круг" лишь для денег, а Google зацепил походя. Тогда мы скоро увидим третий GLDN и RMG, в который "Яндекс" может превратиться после выхода на IPO, а название компании может оказаться в одном ряду с полимерами.

разделы: мнения |

Другие мнения

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost