Объявленная на прошлой неделе сделка по продаже
Относительно самой сделки возникает ряд вопросов. Первый из них - "почем?", а второй - "зачем?". Цена, по мере того, как о сделке узнавало все больше людей, росла. Если "Вебпланете" через
Цена вопроса
Сергей Карпов, управляющий директор
Не знаю, как насчет денег: хорошая зарплата и обещание не убивать - что еще надо разработчику, чтобы спокойно встретить эпоху вебдвануля? Но в чем склонен согласиться с Сергеем, так это с тем, что четкая модель монетизации аудитории в доход у "Моего круга" отсутствует. Оплата услуг здесь не подходит, так как массовые сервисы никогда не являются платными. Да, есть сайты, предоставляющие какой-то набор услуг бесплатно, а дополнительные - за деньги, но едва ли такая модель взлетит у "Яндекса". У него уже были попытки продавать платное удаление баннера с хостинга
Но хорошо. Внятной модели нет. Ресурсы для создания собственного круга - несмотря на то, что с разработчиками на рынке сейчас не очень хорошо - "Яндекс", скорее всего, смог бы найти. Вопрос - что тогда покупается?
Любовь к словам и чувствам
Во-первых, скорость создания. Мы не ездим в деревню за каждым литром молока, который нам нужен. Во-вторых - разработчики. Их мало, их не хватает, они дорожают и даже не всегда ценят офисный уют. В-третьих - подножки "Гуглу" и далеко не одна. В-четвертых - общий рост стоимости компании за счет расширения бизнеса.
Разумеется, основной мотив - увеличение капитализации "Яндекса". Но почему для покупки был выбран "Мой круг", а не более массовые сервисы вроде
У этого сервиса, как и у AdWords, в России есть недостатки: из AdSense тяжело получать деньги, в AdWords рекламным агентствам не платятся комиссии. Но есть и достоинства - о них трубят на каждом углу и они более-менее доступны "на попробовать". Для "Яндекса" актуальные несколько другие проблемы, однако на данный момент самое серьезное опасение для него - не пришел бы Google в Россию работать нормально. Практически об этом Владимира Долгова прямо спрашивала Елена Колмановская на ашмановской конференции по оптимизации в 2006-м году. И вдалбливание русским нердам мысли о том, что деньги за контент - это Google AdSense, "Яндексу" совершенно не нужно. Так что здесь деньги были уплачены в том числе и за санацию потенциальной абонентской базы российского Google от иностранной заразы, причем той ее части, которая в Рунете обладает максимальным влиянием, в отличие от аудитории "Одноклассников".
По дороге случилась и другая большая удача: информация о сделке между "Ядексом" и социальной сетью аккуратно наложилась на новость об открытии Google нового офиса в "Балчуге", которую, в результате, проигнорировали практически все общетематические издания, отдав свои полосы на следующий день "Яндексу". Подколка конкурентов не помогла - сформировать тренд "нероста" Google в марте, как и в предыдущие месяцы, не получилось - Google по прежнему наращивает долю в России. Разве что об их красивом офисе узнало намного меньше людей.
Большой брат
Хватает и других вариантов ответа на вопрос "Зачем?" - контроль за сотрудниками, получение информации о потенциальных кадрах сразу на входе в "Мой круг" и тому подобные вещи. Сложно оценить, степень нужности этих фич "Яндексу", но, насколько мне известно, департамент правды в структуре компании все еще отсутствует. А вреда от его появления может быть намного больше, чем пользы.
Грядущие изменения в "Моем круге" как раз и должны будут показать, зачем "Яндексу" нужна социальная сеть, а также каково в "Яндексе" соотношение между желанием насолить "Гуглу" и желанием делать новые сервисы. В конце концов, зачем создавать
Самый страшный вариант - если "Яндекс" действительно купил "Мой круг" лишь для денег, а Google зацепил походя. Тогда мы скоро увидим третий GLDN и RMG, в который "Яндекс" может превратиться после выхода на IPO, а название компании может оказаться в одном ряду с полимерами.