Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Яблочный Спас

| 25.08.2011 17:57

Сегодня во всем просвещенном IT-мире большое горе. Знаменитые обозреватели сидят перед мониторами со слезами на глазах. "Был такой прекрасный день, прохладно в тени и тепло на солнце, небо волшебного голубого цвета с перистыми облаками, похожими на сны. И вот, когда все было так хорошо, я вдруг получил это письмо", - пишет один из них. И мы понимаем, что в письме было нечто ужасное. Начало атомной войны, не меньше.

Но нет, оказывается, это просто Стив Джобс написал о том, что уходит с поста CEO Apple. Тем не менее, реакция просто невероятная. Не исключено, что люди вот-вот начнут выбрасываться из окон:

"Мне трудно писать сейчас. Меня, как и многих из вас, переполняют сильные эмоции. Я не могу смотреть на Твиттер, туман в моих глазах не дает сфокусироваться на мониторе. Я перестал слышать звуки с улицы, секундная стрелка на часах движется медленно, так медленно. Я хочу проснуться и обнаружить, что это был лишь кошмарный сон".

Отчего же их так ломает, как торчков без дозы? Сейчас я попробую объяснить этот феномен. Но предупреждаю, это будет "доказательство от противного", то есть совсем с другой стороны.

Перед тем, как прочитать эти новости сегодня утром, я сходил в туалет. У меня там довольно удобный унитаз. Нет, я не такой великий поэт, как Чарльз Буковски, который половину своих рассказов начинал словами "сначала я хорошенько просрался". Но мы же люди взрослые и понимаем, как важны базовые потребности. И не надо быть Чарльзом Буковски, чтобы ежедневно пользоваться унитазом. Не надо вообще знать никаких фамилий. Возможно, именно сегодня CEO той компании, которая выпускает унитазы, тоже ушел на пенсию. Или вообще умер. Или наоборот, веселится в компании детей и внуков на каком-нибудь острове, где даже унитазов нет. Но я ничего не знаю о нем, а он обо мне. Мы произвели разовый взаимовыгодный обмен его унитаза на мои деньги, и больше не беспокоим друг друга.

Другое дело - сам унитаз. Мы с ним часто общаемся и много знаем друг о друге. Потому что и он, и я на протяжении лет остаемся теми же самыми. Правда, унитаз регулярно проходит чистку, так что он - не лучший пример "памяти вещей". Но вокруг меня еще много предметов, которые спокойно стареют без ежемесячных апгрейдов.

В начале лета я подарил старшему сыну на день рожденья индонезийский барабан, и сам стал частенько на нем поигрывать. Месяц назад двухлетняя дочка в порыве чувств швырнула через всю комнату стационарный телефон, и пробила дырку в барабане. Я очень расстроился: дорогая штука все-таки. Через неделю залепил дырку скотчем - на самом деле, она небольшая - и все снова стали на этом барабане играть. И если бы мне сейчас предложили заменить его на точно такой же новый, я бы отказался. Потому что у нашего барабана теперь есть своя история. Ну или наша семейная история. Но не чья-то чужая. Я не знаю CEO компании, выпускающей барабаны.

Вещи, которые выпускает империя Джобса, являют собой совершенно противоположную концепцию потребления. Очевидно, что большинство людей завели свой первый iPhone вовсе не потому, что у них вдруг по всему миру сломались старые телефоны. Нет, они завели себе "новинку", некий предмет "культа вечной молодости". Тем временем тонны новостей и обзоров гонят их дальше, рассказывая о том, какие новые фичи будут в следующей модели, и в следующей... Хроническая обновофилия напоминает уже сексуальную девиацию из разряда "не могу кончить никак": вроде бы умные и взрослые люди пишут о том, что каждый следующий гаджет сексуальнее предыдущего.

Понятно, что в таком мире все меньше остается места для персонализации вещей, для "своей истории". Зато над всей этой армией сектантов-обновленцев реет имя Стива Джобса. Все гаджеты Apple персонализируются именно его лицом.

И вдруг - о ужас! - он уходит. А то и вовсе умрет. Здесь и выявляется главное противоречие. Ну как же так? Ведь гаджеты все новее, все сексуальнее! Почему нет апдейта и апгрейда для Джобса? Где наш новый Джобс 6.0, более тонкий и более быстрый, с дополнительным глазом на затылке, с расширенным объемом печени и двумя сменными селезенками?

Конечно, это не только айтишная заморочка. Подобный когнитивный диссонанс наверняка может испытать девушка, которая много лет пользовалась определенным косметическим кремом под влиянием рекламы с юным лицом Одри Хепберн - а потом увидела, как выглядит Одри в старости. Да, она была милая старушка. Однако девушка явно ждала не этого, читая в рекламе крема об "эффективной победе над несовершенствами".

Но все-таки в IT-сфере гораздо больше возможностей для таких обломов. В стерильном и летучем мире Интернета обновофилия работает уже на уровне ежедневного потока постов и твитов, как постоянная капельница с наркотой. Вы регулярно читаете популярного блогера, пробуете новый софт, который он обозревает, идете вслед за ним в новые сервисы... и тут он вдруг умирает. Печально, да. Но прислушайтесь к себе - человеческое ли это чувство? Или больше похоже на раздражение от компьютерного сбоя, когда сайт не открывается, лента не обновляется, новый айфон не завезли в магазин?

Уход Джобса - это конечно же не "конец эпохи", как сегодня некоторые написали. Но это определенно повод задуматься о том, что цифровой мир является сильнейшим инструментом эскапизма, бегства от реальности. И как следствие, сильно погрузившиеся в этот мир граждане могут быть шокированы открытием неизбежности таких вещей, которые для предков являлись обычным делом. Оказывается, создатели дивного нового мира болеют, стареют и умирают точно так же, как все остальные люди.

PS.

"Однажды воскресным утром 6 января 2008 года я был в церкви, когда мой телефон завибрировал. Я постарался незаметно достать его и заметил, что номер звонящего не определился. Я решил проигнорировать этот звонок.

После церковной службы, по дороге к машине, я проверил телефон. Там было сообщение от Стива Джобса. "Вик, можешь позвонить мне домой? Надо обсудить кое-что важное".

Еще не дойдя до машины, я позвонил Джобсу. В то время я отвечал за мобильные приложения в Google, и в этой роли часто имел дело со Стивом. Это была одна из привилегий моей должности.

"Привет Стив, это Вик, - сказал я. - Извини, что не ответил на твой звонок. Я был в церкви, абонент не определился, и я решил не поднимать трубку".

Стив засмеялся и сказал: "Вик, если только абонент не определяется как "Бог", ты никогда не должен поднимать трубку в церкви".

(отсюда)

разделы: мнения |

Другие мнения

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost