Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Время пресс-службы

| 24.02.2011 16:10

"- Мы тупеем на этой войне, господа!"

(к/ф "Три мушкетера")

Тут на днях одна большая организация, состоящая, как считают многие, из воров и жуликов, решила засудить одного хорошего парня. Но парень был не промах: он кинул клич в Интернете, и очень быстро собрал приличную сумму денег. Деньги он обещает потратить на юристов, которые помогут ему бороться с коррумпированными врагами народа.

Надеюсь, вы уже догадались, что это вовсе не про Навального. Об этой истории не кричали целый месяц все псевдо-либеральные СМИ отдельно-взятой Нигерии. И даже в нашей специализированной "Вебпланете" эта новость о взломщике Sony PS3 не удостоилась ни одного комментария. Будничная такая история Интернета.

К чему я это вспомнил. Моя прошлая колонка о принципе некомпетентности привела некоторых читателей к заключению, будто я продвигаю какую-то политическую программу или партию. Очевидно, это случилось потому, что в качестве примера использовался блогер Навальный. Было бы про других, никто бы не углядел политики.

И это правильно, потому что наше издание - о технологиях. В частности, я очень интересуюсь влиянием на человека такой адской штуки, как массовая коммуникация. Интернет является самым современным воплощением этой гадости - но одновременно он делает более прозрачным сам механизм воздействия. Так что про блогеров - это было самое наглядное. Теперь пойдем дальше и посмотрим, как происходит аналогичная замена компетентности на коммуникабельность в офлайне.

# # # #

Офлайновым аналогом свободного блогера является журналист, который ограничен различными рамками своего издания и коллег. В некоторых случаях это повышает компетентность информационного продукта: руководство ругает за косяки. Кроме того, в отличие от блогера, журналисту нелегко публиковать джинсу - могут заметить и наказать. Это не исключает заказухи в СМИ; просто навар от нее обычно достается не журналисту. Ему вместо этого может достаться написание рекламного материала под видом нерекламного. У некоторых журналистов такая ситуация может вызвать полезную неприязнь к рекламщикам. И в общем даже обостренную честность.

Но это совсем необязательно. Журналисты - тоже люди, у всех разные мотивы и цели. Например, среди тележурналистов очень много людей маленького роста, гомосексуалистов и женщин кукольной внешности. Это люди, очень озабоченные своим визуальным представлением - и они неслучайно рвутся в телевизор. Некоторым из них вообще пофигу, какой текст читать. Главное, что на экране.

Иное дело - журналисты "деловых" или IT-изданий. В их работе всегда есть некоторый интеллектуальный вызов. И одним из крупных препятствий в их борьбе за информацию становятся пресс-службы.

Нормальный журналист, конечно же, ненавидит пресс-службы, состоящие из неграмотных слащавых лицемерных дур, которые даже пары предложений не могут написать без ошибок и никогда не отвечают нормально на заданные вопросы; зато они заваливают тебя бессмысленными и нечитаемыми пресс-релизами, да еще трахают мозг вопросами, почему ты не опубликовал эту чушь. При этом журналисту понятно, почему пресс-службы могут себе позволить нести чушь. Ведь у них за спиной - успешная компания, которая и без пресс-релиза не развалится.

С таким отношением было бы очень здорово идти своим путем, стать профессионалом журналистики и дойти до такого состояния, когда можно поплевывать с высокой башни на этих продажных пресс-службистов. Но увы, в России ни деловая, ни тем более IT-журналистика не является серьезной "четвертой властью". Хорошо это или плохо - отдельный вопрос. Может, с определенной точки зрения и хорошо: влиятельность западной журналистики сильно связана с тамошней экономической системой, в которой своих проблем хватает. Но мы живем в другой крайности: у нас IT-издания мрут как мухи, так что даже перспектива стать главредом - довольно сомнительна. Да, можно еще отправиться в свободное блоговое плавание, но тут для заработка уж точно придется скатиться на уровень попсы и джинсы.

В результате пиком карьеры продвинутого журналиста в России становится... ненавистная пресс-служба. Конечно, это может быть очень интересная и умная работа. Но принципиально - это почти такой же трансцендентный скачок, как в случае блогера, неожиданно сменившего свою любимую, правдивую и экспертную тему на проплаченный и лживый офтопик. Разница только в том, что опытные журналисты не размениваются на отдельные посты за копейки, как какой-нибудь drugoi или radulova. Нет, они ждут крупную рыбу, на спину которой можно запрыгнуть надолго.

Прошлый год принес целую кучу таких соскочивших. Вот некоторые из них:

Даня Шеповалов, бывшая звезда журнала "Хакер", пошел работать в пресс-службу RuTube.

Артур Вельф, сочинявший красивые байки о социальных сетях в "Коммерсанте", теперь занимается социальным продвижением Сбербанка.

Александр Амзин, много лет делавший раздел "Интернет" в издании Lenta.ru, ушел в "Яндекс" - теперь он называется "менеджер по работе с иностранными СМИ".

Ну и для полноты картины: Норвежский Лесной, которого я знавал и журналистом, и блогером, вернулся в пресс-службу "Студии Артемия Лебедева".

# # # #

Ладно, с журналистами покончили. В конце концов, хорошо уже то, что перебегая во враждебный стан пресс-службы, они четко обозначают свою рекламную позицию. В отличие от тех продажных блогеров, которые занимаются скрытой рекламой.

Но вот более интересный вопрос - что является пиком карьеры пресс-службиста? Или даже так: как далеко может распространиться Принцип Питера? Или это будет уже другой принцип?

В былые годы мы очень веселились от комментариев пресс-секретаря "Финама" Владислава Кочеткова ("Ничего уникального в RuTube нет, достаточно нанять программистов на пару месяцев, и они вам сделают все то же самое"). В прошлом году Владислав неожиданно стал президентом этого самого "Финама". Честно говоря, я не знаю, что означает эта должность в данном случае. И я не акционер "Финама". А с точки зрения журналиста, я даже в плюсе. Однажды мне надо было получить комментарий по поводу закрытия Telnews. Я написал Владиславу, и он мне тут же ответил. Ну может, ответ не был таким остроумным, как его былые оценки чужих стартапов. Но в целом это большая редкость, чтобы президент финансовой компании вот так запросто отвечал на письма всяких гопников с улицы.

Есть однако примеры другого рода. Нынешние россияне любят пугать друг друга Владиславом Сурковым, первым заместителем главы администрации президента. Его называют "серым кардиналом", что кажется мне не очень удачной аналогией. Конечно, и красный французский кардинал Ришелье, и его коллега отец Жозеф, носивший серую рясу Ордена Капуцинов, были знатными дворцовыми интриганами. Тем не менее, серый кардинал Жозеф был активным проповедником, католическим миссионером. То есть человеком, который жил в определенной вере и самолично распространял ее дальше.

Но я никогда не слышал, чтобы Владислав Сурков проповедовал какую-либо религию или хотя бы внятную массовую идеологию. Я вообще никогда не слышал, чтобы он проповедовал. Может, у него есть тайная доктрина, только для посвященных? Но эта версия больше подходит Пелевину, который много лет паразитирует на страхах советских людей. Мы же тут занимаемся технологиями коммуникации. Так что более подходящее слово: пресс-служба.

Тем более, что вся карьера Суркова именно такая: вице-президент Российской ассоциации рекламодателей, начальник отдела рекламы в "Менатепе" Ходорковского, директор по связям с общественностью телеканала ОРТ... В этой цепочке переход в администрацию президента выглядит просто как смена корпорации при получении более выгодного предложения. А работа по сути та же: донесение "ценностей бренда" до публики, которая в эти ценности не верит - поскольку не видит, чтобы сами "представители бренда" разделяли эти ценности. Вероятно, именно этим работа пресс-службы отличается от религиозного служения, которое все-таки предполагает личный пример. "Деяния", как говорится.

Впрочем, что я знаю о религиозном служении? Я просто начитался романтических книжек Николая Лескова, это у него там священники с деяниями.

А теперь у нас кто самый модный поп? Диакон Андрей Кураев. Сын крупного политработника КПСС, выпускавший в школе газету "Атеист". Потом закончил филфак МГУ, кафедра истории и теории научного атеизма... и сразу отправился работать секретарем в Московской Духовной Академии. По сути, пресс-служба конкурирующего бренда. Ну и дальше по лесенке, до референта Патриарха. Все деяния Кураева сводятся к формулировке "делает заявления в СМИ".

Надеюсь, верующие люди когда-нибудь объяснят мне, почему они слушают человека, который даже не умеет ходить по воде.

# # # #

Означает ли сказанное, что нами правят пресс-службы, да еще и некомпетентные притом? Это было бы грубое обобщение. Правильнее сказать так: избыток коммуникации при недостатке всего остального - идеальная ситуация для промывания мозгов.

Именно поэтому пресс-релиз и чернослив - близнецы-братья, а фанаты Навального - немногим лучше единороссов. И те, и другие платят взносы за смутные обещания. И те, и другие участвуют во флешмобах с очень обобщенными, невнятными слоганами.

Кто же получает реальный доход от таких явлений? Загадочные заказчики-кукловоды? Да, это классический вывод подобных статей. Но мне кажется, это стереотип прошлого века. А сейчас в большом плюсе оказывается другой игрок, о котором многие даже не задумываются: сама система коммуникации.

Немного драк в Египте, скоординированных через Facebook - и вот уже сам Facebook получает полтора миллиона новых пользователей из Египта. Дешево и сердито. Станет ли им легче жить? Да нифига. Просто их поимел очередной паразитический спрут массовой коммуникации. С улыбчивым лицом пресс-службы.

разделы: мнения |

Другие мнения

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost