Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Олигархи, вперед!

| 17.10.2008 00:09

В одной из прошлых колонок наш главред нарисовал мрачную картину выживания русских стартапов в местном снегу. Однако спустя неделю англоязычные IT-издания еще громче застонали насчет "ядерной зимы", которая ожидает западные стартапы. Согласитесь, русская зима по сравнению с ядерной выглядит не так уж плохо. Особенно если сопоставить эти зимние пейзажи чуть подробнее.

Венчурный голод

Начнем с мрачного (обещаю, что у сказки будет веселый конец, но сам жанр требует начать с неприятностей!). Недавно созданные IT-стартапы могут развалиться из-за сокращения венчурных инвестиций на фоне глобального кризиса финансовых институтов. В третьем квартале 2008-го лишь одна из американских высокотехнологичных компаний, финансируемых венчурными капиталистами, вышла на публичное размещение акций. Общая сумма сделок в этой отрасли снизилась по сравнению с прошлым годом на 65% до $4,4 млрд. (по данным Dow Jones VentureSource). Таким образом, сегодняшний кризис может подорвать весь инновационный бизнес США, заключает Business Week.

И тут же приводится кейс: Гаюс Вортингтон, глава калифорнийской компании Fluidigm (производитель чипов для медицинской техники) намеревался провести IPO месяц назад. 5 сентября он провел закрытую презентацию для акционеров, заинтересованных в покупке долей Fluidigm. Три недели спустя, после банкротства инвестфонда Lehman Brothers и последовавшей биржевой паники, Вортингтон поставил крест на планах IPO. Менеджеры, с которыми он обсуждал возможность крупных инвестиций, не были уверены даже в сохранности собственных рабочих мест.

При этом компания отстроила схему дорогого бизнеса ($6-7 млн расходов за квартал, всего за 7 лет существования компании объем венчурных вливаний составил около $150 млн, в июне баланс компании составлял $32 млн) в расчете на подпитку извне. При этом снижать расходы Вортингтон не хочет - иначе невозможно поддерживать развитие такого высокотехнологичного бизнеса, уверен он. Но совсем скоро компания окажется на мели, поскольку не сможет привлечь внешний капитал через IPO (его потенциальный объем оценивался экспертами в $80 млн.). В то же неприятной ситуации оказались многие из самых многообещающих стартапов в США.

Ближе к Интернету

Среди венчурных фондов, которые в этом месяце дали менеджерам поручение "резать косты" и сокращать штаты, оказался Sequoia Capital, в свое время финансировавший Apple и Google. Его управляющие разослали нынешним "питомцам" (среди них, например, социальная сеть LinkedIn, онлайн-сервис цифровой печати Cafepress, онлайн-тв Joost и т.д.) лаконичную презентацию, единственный слайд которой включает изображение черепа с костями и подпись "спираль смерти" - символ того, что ожидает стартапы, если они как можно скорее не предпримут радикальных мер.

Адам Гроссер, генеральный партнер другого "силиконового" инвестора - компании Foundation Capital - в обращении к дочерним компаниям пишет о необходимости тщательно взвесить каждую штатную должность, отобрав лишь жизненно важные.

Еще один известный "бизнес-ангел" Рой Конвей, инвестор более 100 стартапов, тоже разослал своим подопечным письмо, в котором заявил, что ситуация похожа на крах доткомов 2001 года. Главный совет, как и у остальных: "резать косты" и зарабатывать деньги самостоятельно, не надеясь на внешние вливания.

Некоторые интернет-стартапы, получившие венчурные инвестиции, уже исчезли из Сети - например музыкальный сайт Social.FM или планировщик путешествий TripHub. Остальные придерживают расходы: израильский проект Gigaya (разработка, распространение виджетов, мониторинг "виджетного" контента) отменил планы по открытию европейского офиса, хотя в сентябре его создателям удалось "поднять" $11 млн. - вдобавок к $9,5 млн., полученных от инвестора полгода назад. Теперь компания надеется прожить на эти деньги еще три года без сокращения штата.

Любимые игрушки - под нож?!

Обозреватель CNet Рейф Нидлмен считает, что кризис подкосит не только новые стартапы, но и те, что уже набрали популярность. Но невзирая на пользовательский успех бесплатных сервисов, эти проекты еще должны были стать стабильным бизнесом. А для этого недостаточно просто "набрать базу юзеров". Вот как выглядит этот список "11 любимых стартапов Интернета, которые могут умереть" - при чтении рекомендуем сразу вспоминать российские аналоги:

Twitter - сервис микро-блогов до сих пор не придумал как зарабатывать; возможно, стоит хоть как-то внедрить туда рекламу.

Meebo - веб-мессенджер, зарабатывающий на брендированных чатах; явно недостаточно для выживания.

TripIt - хороший сервис для путешествующих; но во времена кризиса люди будут меньше путешествовать, вместо этого они будут больше общаться через Интернет. Та же проблема ждет многие другие стартапы по туризму.

Zillow - сайт по недвижимости, зарабатывает на рекламе; но в кризисные времена сделок по недвижимости будет меньше.

Pandora - сервис поиска музыки "по вкусу"; станет слишком дорого поддерживать его, поскольку владельцы музыки требуют слишком высоких отчислений.

Second Life - трехмерный web-интерфейс, своего рода "социальная сеть будущего"; очень дорогая игрушка, которую трудно превратить в бизнес.

Skype - революционный интернет-телефон, купленный компанией eBay, однако не очень вписывающийся в ее основной бизнес; возможно, на волне кризиса она захочет его продать - но кто купит по такой высокой цене?

Ask - хороший поисковик, но выживать на четвертом месте после "тройки победителей" довольно трудно, потому что на рынке поиска цена такого соревнования очень высока.

DailyMotion - популярный в Европе видео-обменник не имеет "денежного мешка"-покровителя (как в случае YouTube), а доходы от рекламы пока не компенсируют затраты.

Netvibes - красивый сервис универсально-персональных страниц, куда можно собрать "все свое": блоги, виджеты, поисковики, аккаунты в социальных сетях и т.д.; но как отдельный бизнес, тоже может оказаться проблемной компанией. Конкурирующая Pageflakes была продана в этом году, и то же самое стоило бы сделать с Netvibes, однако основные покупатели - медиакомпании - сейчас тоже в кризисе.

MySpace - социальная сеть, которая действительно зарабатывает; но Руперт Мердок - человек суровый, и на волне кризиса может забросить даже такую игрушку, полагает Нидлмен.

Интересно, что из всего этого "черного списка" читатели CNet раскритиковали только последний пункт - дескать, уж Мердок-то не даст помереть своему активу. У меня есть подозрение, что последний "невероятный" пункт был добавлен в обзор просто в качестве прикола (именно потому там 11 пунктов, а не привычные 10). Зато по десяти остальным компаниям прогноз CNet не вызвал споров у читателей. Так их напугали, бедняжек!

Олигарх как оружие пролетариата

Вы вспомнили российские аналоги упомянутых проектов? Нет, это вовсе не значит, что они тоже загнутся. Может быть ровно наоборот. У русских нет IT-биржи, зато есть олигархи. Что такое олигарх? Это как бы "биржа одного вкладчика". Понятно, что уговорить одного вкладчика проще, чем тысячу. В результате российские олигархи могут обеспечить выживание даже самым невероятным стартапам.

Ну смотрите. "Черный список" CNet начинается с того, что трудно монетизировать блоговый сервис. Ерунда! Компания Six Apart первой прочухала верную схему - и в конце прошлого года окончательно впарила "Живой Журнал" Александру Мамуту. Позднее к владению миллионами кухонных лытдыбров присоединился владелец "Коммерсанта".

Или вот - купленный Потаниным "Рамблер". Американский кризис "Рамблеру" не страшен, ибо он сам в кризисе давным-давно, и как раз к этой осени Акопьян его основательно зачистил. Это, кстати, не предел - нынешний "Рамблер" можно сократить до одного Морейниса, который будет сидеть за огромным пультом управления баннеро-крутилками и контент-обменками. Хотя нет, погодите... Кажется, Потанин собирается спасти Netvibes!

У них загибается рекомендательная Pandora? У нас миллионер Долгин спокойно играется со своим "Имхонетом".

Поисковику Ask.com тяжело на четвертом месте? Ну и что, "Яндекс" там вообще не знают. Но разве он пострадает без IPO? Я предполагаю, что дело было примерно так. Летом западные совладельцы "Яндекса" (Tiger) получили "штормовое предупреждение" о грядущем кризисе. Быстро надо скинуть свою долю странного русского стартапа! Но кому? Остальные на Западе тоже в курсе про кризис. Но есть же русские олигархи! Месяц-другой обработки, громких статей в "Ведомостях" - и вот уже Усманов говорит нечто вроде: "Ладно-ладно, я куплю ваши активы, отвяжитесь от меня".

Та же байда с социальными сетями. Летом Усманову впарили долю в DST, которая контролирует "Одноклассников" и "Вконтакте". А еще у DST есть кусок Mail.ru. Другой кусок - у африканской компании Naspers. Думаю, когда африканцы, разочарованные кризисом, будут сливать остатки своей доли, в российской прессе это будет подано гораздо красивее. Типа, "Усманов смог выкупить второй кусок мыла".

Другой российский олигарх Михаил Прохоров аккурат в разгар кризиса выпустил журнал "Сноб" за 500 рублей. И до сих пор не отказался от планов создания одноименной социальной сети для пингвинов миллионеров. Это конечно не Second Life, но сколько крутизны было в зеленых человечках на флэше!

На этом фоне как-то неспортивно выглядит идея Олега Дерипаски закрыть свое женско-сетевое подразделение. Но наблюдая за поведением коллег-олигархов, он вполне может одуматься - и купить какой-нибудь интернет-курятник видеохостинг. Потому что на этом фронте явно дыра. RuTube вроде бы попал под крыло "Газпрома", но дела у него идут как-то вяло, а курировавший эту историю Антон Никитин покинул холдинг ради другого видео-стартапа. С другой стороны, есть еще рыковская Russia.ru, у ней с поддержкой все хорошо.

И кстати, что там с Романом Абрамовичем? Начальник Чукотки вполне мог бы прикупить пару стартапов для путешественников. Что-нибудь вроде "Гид по тундре для фанатов Челси", c вебдванольным GPS-поиском оленей-попутчиков.

Короче, в ближайшем будущем российские олигархи обязательно спасут кучу стартапов, включая зарубежные. Только не спрашивайте меня, что они будут с этими игрушками делать. Мы тут говорим о благородной миссии спасения, а не о каких-то жалких бизнес-планах. Мы тут как бы молимся за вас всех, понимаете?

PS. О кадрах

На той неделе "Вебпланета" уже публиковала анти-киризисное пособие для офисного планктона. Но есть еще одна забавная деталь - международного характера. Весь этот шухер про выход на IPO как будто cоздал в Рунете моду на западных управленцев. Хотя мы еще в прошлом году предупреждали, что "Яндексу" понадобятся наручники для работы с индийскими специалистами.

На днях эту идею продолжил журнал Valeywag, наблюдающий за удивительной карьерой бывшего топ-менеджера Yahoo Виша Махиджани. Летом Виш покинул Yahoo, чтобы возглавить cиликоновое отделение "Яндекса". Тогда это касалось выгодным ходом: акции Yahoo в то время падали - а "Яндекс", наоборот, обещал выйти на IPO. Однако теперь "Яндекс" отложил биржу. Valeywag предлагает угадать, как долго Виш Махиджани продержится в Yandex Labs. Журнал подсказывает Вишу, что у Microsoft все еще есть вакансии.

Поэтому самое время задуматься о противоположной моде. Западные СМИ уже паникуют на тему того, что благодаря кризису Россия может присоединить к себе Исландию. Зачем? Это не очень понятно - как и со стартапами. Но если это случится, в Исландии могут понадобиться российские специалисты, знающие язык Бьорк Гудмундсдоттир.

разделы: мнения |

Другие мнения

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost