Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Плата за культуру: до или после?

| 27.02.2008 17:57

В начале февраля известная телеведущая Опра Уинфри создала очередной прецедент, демонстрирующий неэффективность традиционных (запретительных) методов защиты авторских прав в Интернете. В течение 33 часов на сайте Oprah.com все желающие могли бесплатно скачать книгу Суз Орман (Suze Orman) "Женщины и деньги" ("Women & Money"). Акция была анонсирована в телешоу Опры, и более миллиона человек воспользовались предложением.

Это не только не спровоцировало снижения продаж книги, но напротив подстегнуло спрос на произведение во всех форматах, сообщили издатели агентству Associated Press. Несмотря на то, что вышедшая больше года назад "Women & Money" была доступна бесплатно, она осталась на шестой строчке топа бестселлеров Amazon.com.

Профессор ГУ-ВШЭ и управляющий рекомендательным сервисом Имхонет Александр Долгин, который исследовал проблему постфактумных платежей в своей книге "Экономика символического обмена", поделился с "Вебпланетой" своим виденьем нового тренда:

- Опыты с добровольными, постфактумными схемами расчетов, когда деньги берутся не как условие доступа к контенту, а после того, проводятся все чаще. Прообразом благодарственных платежей можно считать оплату уличных музыкантов, чаевые в ресторанах. Катализатором перехода на новую схему стало развитие файлообменных пиринговых сетей – ведь от произведений, попадающих в свободное обращение в интернете, крайне трудно отсечь «безбилетников».

Не удивительно, что застрельщиками реверсивных схем оплаты выступили производители программного обеспечения: оно доступно всякому, но пользователей призывают к добровольным пожертвованиям. Считается, что деньги переводят в расчете на совершенствование программы и просто из порядочности.

Не так давно «Вебланета» писала о рок-группе Radiohead, которая собрала таким способом порядка 8 миллионов долларов за свой альбом "In Rainbows".

В области литературы одним из пионеров реверсивной схемы платежей был Стивен Кинг, который выкладывал свою книгу «Растение» частями на сайте в интернете – любой желающий мог бесплатно скачать текст.

За микродаром или массовый партонатом будущее культуры. Это вполне логично: вдруг продукт плохой и не понравится? Из щепетильности не следовало бы испрашивать плату до прояснения ситуации. А так люди сначала без всякой платы получают продукт – цифровые фото, книги, фильмы, – а потом по велению сердца могут отблагодарить автора, издателя или кого-то еще. Утопия? Но устроители sms-голосований за поп-звезд собирают десятки тысяч долларов.

Фонд Прагматика культуры еще в 2003 – 2004 годах провел в театрах и кинотеатрах Москвы эксперименты – «Театрон» и «Синема»: зрителям, пришедшим на спектакль или фильм, предлагалось оценить в деньгах качество проведенного времени и свое отношение к фильму или постановке. В итоге 35% зрителей в театре и 38% в кино доплатили из своего кармана. И лишь 8% в театре и 16% в кино повели себя некорректно, забрав все деньги вне зависимости от впечатления. Разве не естественно выплатить премию творцу? Сегодня если спектакль принимается на бис, исполнителей одаривают цветами и получасовыми овациями. А не лучше ли выражать признательность в денежной форме? Некогда Мейерхольд пресек подношения в театре, объясняя это тем, что артиста низводят до халдея. А до того гримерки были завалены всякими полезными вещами вроде бриллиантов или упряжек лошадей. Каждый по себе знает – когда наслаждаешься музыкой или смотришь кино на волне признательности хочется отблагодарить их создателей.

За добровольной оплатой – будущее человечества. Начиная с определенного уровня достатка, людям свойственно действовать по ведению сердца, а не дырявого кошелька. И подобное отношение – неисчерпаемый источник простого человеческого счастья.

Ожидаемая сумма вознаграждения при благодарственной оплате иногда фиксируется. Так, Кинг предоставлял доступ к следующей части романа, если минимум три четверти скачавших его людей заплатили за предыдущий фрагмент по $1. В других случаях – остается на усмотрение пользователя. Вулхед (Woodhead), например, предоставляет контент на своем сайте, позволяя пользователям сам решать, платить больше или меньше. В итоге каждый десятый заплатил больше обозначенного уровня, двое из пяти – меньше (при этом часто письменно извиняясь, что откладывают вознаграждение до лучших времен), средний размер «чаевых» оказался вдвое выше ожидаемого.

В связи с электронной дистрибуцией книг часто муссируется еще один вопрос – кто кому конкурент: дигитальная книга бумажной или наоборот? И в принципе, он до сих пор не решен. Примеры из жизни писателей можно приводить диаметрально противоположные. Есть те, кто стенает. Есть стороники цифровой дистрибуции. Сергей Лукьяненко, например, некоторое время назад выпустил новую книгу и одновременно выложил ее в сети. Поначалу это привело к снижению объема продаж, а потом, наоборот, к росту, поскольку люди в основном смотрят электронные версии для пробы, тестируя их, а читать предпочитают «живую» книгу.

Можно вспомнить мировые прецеденты, но четкого ответа все равно не получим. Знаменитый музыкальный файлообменный сервис Napster был закрыт постановлением суда, который признал, что физические продажи падают в противофазе с ростом электронных. Это решение было не бесспорным. Во время процесса обе стороны предоставляли мнения аналитиков, которые с одинаковой убедительностью доказывали, что, с одной стороны, тиражи падают, с другой - растут. В тот момент суд принял политическое решение в пользу физических дистрибуторов, против Napster. С тех пор подобные споры вспыхивали не раз, и решаются они всегда с некоторой долей волюнтаризма. Но есть объективные показатели: за истекшие 7 лет выручка, собираемая за счет музыкальных дисков упала примерно на четверть. А онлайн-продажи росли непропорционально быстрее.

Если вернуться к литературе, то здесь ситуация сложнее. Интеллектуальная книга, нужна в обоих форматах: на физическом носителе, чтобы ее читать, и в электронном виде – для удобства профессиональной работы – контекстного поиска, цитирования, анализа ссылок и т.п.

Но в принципе все эти разборки не важны, поскольку электронная дистрибуция – свершившийся факт, это локомотив, который невозможно свернуть с рельс, особенно учитывая десятикратное ценовое преимущество данного канала.

разделы: мнения |

Другие мнения

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost