Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Интернет-революция в Японии

Связь | обзор | 14.04.2008 14:44

Страшно подумать, но я уже старик. Когда-нибудь пионеры будущего спросят у меня в интервью (конечно, транслируемом прямо в прямом эфире на youtube): «Дед, а дед? А правда, что ты видел, как произошла интернет-революция?».

И я отвечу: «Да!». Я помню микрософт ворд до того, как его словарь русского языка начал узнавать «превед» как грамотно написанное слово; я видел первую чокнутую лягушку и то, как словосочетание «скачать из Интернета» перестало ассоциироваться с бурлаками на Волге, вытягивающими из пучины очень медленной русской реки очередной байт. Всё это произошло на моих глазах. И сейчас я расскажу о том, как это было в одной отдельно взятой стране.

В 2000 году, когда я только приехал в Японию, в это самой так называемой технологической стране мира, быстрой связью даже не пахло. Интернет в домах у большинства людей был, преимущественно, по модему через телефонную линию. Стоила сама связь с Интернетом совсем недорого, а мои друзья – вечноголодные студенты, даже умудрялись найти бесплатные подключения. Ах, забытые ныне, первые сумасшедшие бизнес-модели первого поколения интернет-предпринимателей: несколько провайдеров предлагали бесплатный доступ в интернет в обмен на специально установленное приложение, размещающее назойливую рекламу в углу экрана. Ах, хитрые студенты, находившие очередной способ и подключится бесплатно, и заблокировать показ рекламы в программе. Не то чтобы сильно мешало. Но из принципа.

К сожалению, это было всё, что хорошего можно сказать об этом времени. Ну, ещё звёзды порно были моложе. И спама меньше. В остальном (ах, помнит ли это кто-то ещё сейчас?), происходило чистое мучение. 0брывы связи; часы, уходящие на передачу не самых больших файлов; и конечно, высокая цена на телефон и минуту разговора, классика телекоммуникационного монополизма. Государственная компания NTT делала всё возможное в её руках для того, чтобы сделать удовольствие – противным. Да, даже интернет-порнография не спасала.

Интернет через кабельное телевиденье здесь тоже как-то особо не прижился до сих пор (в отличие, например, от США) и способов быстрого (и недорогого) доступа для дома почти не было. Был ещё (и сейчас конечно тоже) мобильный доступ через сотовую связь – тут для этого продаются специальные PCMCIA карточки. Но в те времена это было дорого, не быстро и с ограничениями траффика. В этой беспроводной области первые разумные предложения появились в Японии сильно позже всего остального.

Этап первый. Первый ADSL

К счастью, ситуация с доступом в сеть не нравилась в 2000-м году не только мне, но и министерству связи (Ministry of Home Management, Public Affairs, Posts and Telecommunications). Был разработан план развития интернет-доступа для дома в Японии, так чтобы к концу его реализации доступ был у всех, скорости были большие, и стоило это недорого.

Частично государство стало датировать развитие такого доступа. Государственную компанию NTT в области интернет-доступа разделили на множество отделений – OCN, ODN и другие, призванные создать конкуренцию. И вот в 2001 году на рынке появился ADSL 1.5 мегабит. И подписалось на него всего около 17 тысяч человек. А к концу 2003 года таких подписчиков стало уже почти 10 миллионов. Вот это рост! Число пользователей высокоскоростного Интернета в Японии уже превысило этот показатель и в США и в Корее. При этом скорости непрерывно растут, в 2002 году предлагали ADSL 1.5 мегабит, 8 мегабит, и 12 мегабит, в 2003 появился 24 мегабита, и сейчас никто не предлагает менее 48. Это, правда, все скорость downlink, а скорость uplink на ADSL сохранялась долго на уровне всего около одного мегабита.

Первым негосударственным конкурентом стал провайдер Yahoo BB (Broad Band), и сразу начал массивную рекламную компанию. У каждой станции метро встали их рекламные девушки и юноши с коробками модемов. Только дай свой адрес и какой-нибудь номер, и новенький модем и подключение к сети достанутся тебе абсолютно бесплатно. На первые два или три месяца. И по очень привлекательным ценам. Всего от 1500 йен ($ 15) до 3000 йен ($ 30) в месяц, в зависимости от скорости (от 1.5 мегабит до 40). Это, как всегда в современной Японии, фиксированная цена – ни ограничения по времени, ни по трафику нет. Включайтесь хоть круглосуточно и качайте-качайте-качайте.

Этап второй. FFTH первые два месяца абсолютно бесплатно

Но развитие на этом совсем не остановилось. С 2002 года NTT открыла отличную услугу – FTTH – оптоволокно домой. Единственное условие – разрешение хозяев дома, потому что к вам придется тянуть оптоволокно и делать дырку в доме. И это даже сделают бесплатно.

С огромной скоростью две государственные компании – телефонная NTT и электрическая Tepco - стали разворачивать домашние оптоволоконные сети. 40 Мегабит? 50 Мегабит? Нет. 100 мегабит к клиенту, 100 мегабит от клиента – новый минимум. И я говорю минимум. За дополнительную плату OCN проведёт в ваш дом и гигабитное оптоволокно. Цена? Несколько дороже ADSL. 100 мегабит без ограничений обойдется домашнему пользователю в около 60 долларов в месяц, 1 гигабит – в около 80. Но! В таком случае можно вообще отказаться от телефонной связи и не платить минимум 40 долларов в месяц за аренду телефонной линии. С оптоволоконным подключением вы бесплатно получаете не только IP-телефонный аппарат с полноценным городским номером и бесплатными звонками почти по всему миру, но и даже HDTV плеер для сетевого телевизора. Ведь оптоволоконной скорости хватит буквально на всё. С запасом.

Этап третий. VDSL наносит ответный удар

Число новых оптоволоконных подключений стало превышать число подключений на ADSL. Но ADSL-провайдеры в Японии ещё не сдались. ADSL переродился заново под новым именем VDSL, или широкополосный ADSL. Минимальная скорость превратилась в 50 мегабит до клиента и 12 мегабит от. Ещё ниже упала цена. Подключение осталось таким же простым – просто воткни бесплатный модем. А также удлинилось кое-что ещё.

Японцы всё делают основательно. Даже живут. Это не шутка. Это – особенность менталитета, культуры, если хотите. Мобильность воспринимается как нечто новое и пугающее, и до сих пор большинство японцев рождаются и живут всю жизнь в одном городе, живут в одном доме, и, поступая на работу сразу после окончания института, посвящают одной компании всю свою жизнь. В Японии популярны пожизненные контракты и долгие инвестиции, а в общественных отношениях кредит доверия – длиннее, чем в ещё какой-либо стране, которую я знаю. И это значит, что компании могут позволить себе не получать прибыль довольно долго. Очень долго.

Раздатчики бесплатных ADSL-модемов у станций метро уже стали предлагать не 3 месяца, а все полгода бесплатно. Вообще. Хочешь быстрый Интернет? Всё что надо – дать свой адрес, подписать контракт и бесплатно получить коробку с модемом. Быстрый Интернет без каких-либо ограничений гарантирован на полгода абсолютно бесплатно. Это – пробное время. Если клиент доволен – через полгода придёт первый счёт. Не хотите – всё что надо – это без любых объяснений положить модем обратно в коробку и бесплатно сдать на любой почте (его дорога назад уже оплачена) хотя бы за день до конца полугодового периода. Ах, предприимчивые друзья, вечно-голодные студенты, постепенно подтачивающие систему: кто-то из моих друзей посчитал, что благодаря конкуренции среди нескольких оперирующих провайдеров, сменяя без объяснений одного на другой каждые полгода, можно получить полностью бесплатный интернет как минимум на 5 лет.

Этап четвёртый. PHS возвращается

Девиз японского провайдера OCN: «Интернет должен быть как воздух – всегда». Но видимо – не везде. Главный бизнес провайдера OCN – оптоволокно и VDSL домой. Но единственный беспроводной доступ – это за около 15 долларов в месяц можно подписаться на подключение к точкам доступа wifi. Которых, увы, совсем не так много в Японии. Несколько сетей дешевых забегаловок и крупные станции метро и электричек. Вот, пожалуй, и всё. В 2005-ом, когда Япония уже догнала и перегнала других лидеров интернет- революции в домашнем интернете (таких, как Южная Корея), сотовая интернет-связь в Японии всё ещё пугала большинство пользователей дорогими тарифами и жестокими ограничениями.

Но вот американская инвестиционная фирма Carlyle Group купила разоряющегося оператора устаревшей радио-связи Willcom. И в конце 2005-го фирма-оператор выпустила на японский рынок первый японский смартфон на базе ОС Windows Mobile 5.0 с такой помпой, что в Токио на демонстрацию телефона приезжал даже сам Билл Гейтс. Про эту новость писали в Сети, как про большое достижение новых японских технологий.

И оно действительно могло бы считаться большим достижением, если бы не одно большое "но". Сеть, в которую подсоединяется новый смартфон с названием W-ZERO3, не является сетью не только 3G, но и даже ни сетью 2.5G или 2G. Сеть оператора Willcom – сеть PHS, являющаяся простейшим стандартом радиотелефона с возможностью переключения баз подключения и модемной связью до 64 килобит. В большинстве стран, где применяется или применялся этот стандарт, его считают сотовой связью для бедных. Страны где он применяется - Китай, Тайвань, Вьетнам, Бангладеш, Нигерия, Мали, Танзания, Гондурас, Чили и Бразилия - постепенно сворачивают или конвертируют эти сети.

И только в передовой Японии радиотелефон снова стал стандартом на пике технического прогресса в 2005-ом году, увеличивая число подписчиков со скоростью взрывной волны. Тарифный план без ограничения времени подключения (ни на телефонные разговоры, ни на интернет-связь), и новенький, блестящий, первый на японском рынке смартфон оказались для японцев необычайно привлекательными. Всего 40 долларов в месяц, и все у вас в кармане – с покрытием в 95% территории Японии.

Этап пятый. Наконец 3G

Вышеописанная история не могла не заставить остальных операторов скоростных сетей задуматься.

2007-ой год стал годом рождения нового японского сотового оператора EM-MOBILE. Новая сеть 3G – но здесь сразу две загвоздки: она пока развёрнута только в трёх крупнейших городах и связь пока только на уровне передачи данных, голоса нет, так как новый оператор пока не получил телефонной лицензии. А деньги, как говориться, уже кончились.

Зато новый коммуникатор EM-One, предлагаемый данной сетью, легко перешибает по функциональности все предложения от Nokia и Apple. 4.1-дюймовый экран 800 на 480 точек, видеокарта с трехмерным ускорением и встроенный тв-тьюнер, Wi-Fi, BlueTooth, 128 мегабайт ОЗУ и 512 встроенной памяти. MiniSD-слот позволяет расширить память до более чем 4-х гигабайт. И, конечно, высокоскоростной Интернет на 3.5 мегабита везде в зоне покрытия без всяких ограничений. Да, нет функции телефона. Но при такой скорости соединения с Интернетом её легко заменить установкой программы Skype.

Посмотрим, что принёсет нам следующий год.


От редакции: это вторая публикация в рамках совместного проекта "Вебпланеты" и журнала "Вокруг света". Проект посвящен особенностям и отличиям Интернета в других странах - с точки зрения наших людей, оказавшихся за рубежом. Мы также приглашаем к сотрудничеству и других авторов, кто имел возможность исследовать Интернет какой-нибудь страны и может написать об этом интересный обзор. Адрес редакции - info @ webplanet.ru .

разделы: обзор | Связь

Другие обзоры

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost