Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Прощай, жестокий Word!

Стивен Пул
Софт | обзор | 22.08.2011 14:51

От редакции: Стивен Пул - британский писатель, публицист и композитор, в 2007 году попытался объяснить своим читателям, как случилось, что он отказался от мощного текстового процессора Microsoft Word в пользу редактора с минимальным функционалом - WriteRoom для Mac OS X. При переводе этого текста "Вебпланетой" был использован аналогичный минималистический редактор - OmmWriter для Windows. По иронии судьбы, благодаря сбою этого редактора значительная часть перевода была утрачена, а последующее восстановление заняло несколько часов.

Сейчас ни на одном из моих компьютеров не осталось ни единой копии Microsoft Word. Это серьезное решение. Я написал с помощью Word первые две книги и несколько сотен статей. Однако свою третью книгу я пишу в недорогой, но замечательной, чисто "маковской" программе, написанной одним-единственным программистом - а не подразделением редмондской компании. Оставшись без Word, мои компьютеры чувствуют себя чистенькими, посвежевшими и избавленными от тяжкого бремени. Но как же до такого могло дойти?

Я помню, как выглядел Word на четких монохромных маковских дисплеях конца 80-х и начала 90-х. Он тогда обладал ясным, футуристичным и вдохновляющим интерфейсом. В те времена, когда я учился в университете, вряд ли у кого-то был собственный компьютер. Мы писали свои дипломные работы в машинном зале, работая на Macintosh Classic, где был установлен Word. Позднее, когда я начал писать для газет, моим первым электронным инструментом для подготовки текстов стала одна из этих штуковин.

По какой-то причине то, что по-немецки это называется Elektrische Schreibmaschine, навевает на меня ностальгию о светлом будущем, в котором, как мне теперь кажется, я тогда жил. Но я еще не осознавал этого, набирая свои театральные рецензии на шестистрочном ЖК-дисплее, где не было даже подсветки - а затем наблюдая, как трескучая "ромашка" скачет туда-сюда, распечатывая текст. После этого нужно было нести эти листы в библиотеку, откуда я отправлял их в TLS или Independent при помощи факсимильного аппарата по 10 пенсов за страницу.

Спустя некоторое время у меня появилась возможность приобрести черно-белый PowerBook 520, где я установил Word 5.

Многие разделяют мнение, что версия 5.1a была лучшей версией Word за всю историю, поскольку она сочетала в себе функционал, минималистическую элегантность и надежность. К моему большому сожалению, спустя несколько лет я завел себе цветную модель Performa I и обновился до Word 98. И по какой-то причине магия ушла. Конечно, я отключил жутковатые мертвенного цвета панели и попытался перекомпоновать рабочее пространство в сторону упрощения. Однако к этому времени Word уже был битком набит "фишечками" вроде печати секторных диаграмм на обороте миллиона конвертов или кулинарных рецептов для вашей "домашней страницы во всемирной паутине".

Примерно тогда у меня сложилось впечатление, что Word (буквально означающий "Слово") охотно позволяет мне делать всё, что угодно, кроме, собственно, написания слов. Моя книга Trigger Happy была написана с помощью Word 98 и благополучно вышла из печати, но это произошло после серии регулярных падений и катастрофических потерь в виде нескольких полностью готовых фрагментов.

В то время я находился словно под гипнозом (хотя многие люди остаются в этом состоянии и сегодня), поскольку был убежден, что Word - это "серьезный" текстовый процессор, профессиональный инструмент для каждого, кто много работает с текстами. Одна из причин успеха Microsoft, как мне кажется, состоит в этом пропагандистском трюке - удачном выборе расширения файла. Только задумайтесь: .doc. Это означает "документ". Расширение .doc означает, что это документ, верно? Соответственно, у документа должно быть расширение .doc. Логично. А всё остальное - непрофессионально. Если бы они назвали свои файлы .mwd или ещё как-нибудь, то мы бы с вами дезертировали с этого корабля намного раньше.

Как бы там ни было, но то ли из-за инерции, то ли из-за того, что я не задумывался о существовании альтернативных продуктов, я оставался привязанным к Word. А потом компания Microsoft, как хитрый наркодилер, подбросила мне "бесплатную дозу" и таким образом снова подцепила меня на свой крючок. Этой "дозой" стал Live Word Count - инструмент подсчета количества слов в реальном времени, который, если мне не изменяет память, впервые появился в Word X.

Ах, Live Word Count! Когда почти всё, что вы пишете, имеет ограничение по числу слов, вам на каждом этапе работы нужно знать, сколько уже написано и сколько еще осталось. Вы поймете, насколько это важно, когда увидите, что превышение лимита не заставит редактора признать вашу гениальность и выделить в связи с этим дополнительные страницы. Вместо этого его подчиненные безошибочно отыщут именно те вещи, которые ни в коем случае нельзя вырезать из статьи, чтобы в ней сохранился хоть какой-то смысл, и вырежут именно их. Ну а благодаря Live Word Count отпала необходимость каждые 10 секунд нажимать шорткат для вывода статистики (что зачастую было лишь способом прокрастинации). Инструмент подсчета отображался в панели постоянно и обновлял свои показания по мере появления новых слов. Это было прекрасно, и это стало настоящим благом для тех, кто пишет тексты заранее определенной длины. Так что теперь я уже никак не мог "соскочить" с Word, верно?

Тем временем у меня завелась одна из таких вот штуковин. Она была предназначена для работы над текстами в дороге. Но этой машинкой с крошечным монохромным дисплеем я пользовался довольно часто - даже когда мой десктоп или ноутбук были под рукой. Со временем Psion сломался, но адекватной замены на роль ультрамобильного инструмента для печати текстов так и не нашлось. Вот вам и прогресс.

Прошло пять лет, и с помощью Word X и своего PowerMac G5 я написал книгу Unspeak, и она благополучно вышла из печати, но это произошло после серии регулярных падений и катастрофических потерь в виде нескольких полностью готовых фрагментов. (Звучит как повтор, да?) И тут я начал испытывать некую смутную неудовлетворенность. И я начал смотреть по сторонам. Я стал присматриваться к другим текстовым процессорам, разглядывая их стройные талии и плавную походку, и прикидывая, каково это будет - воспользоваться чем-то другим вместо "Ворда".

Немаловажно и то, что функция Live Word Count к тому моменту появилась во многих других программах (удивительно, однако, что у пользователей PC инструмента для подсчета слов от Microsoft не было вплоть до выпуска Word 2007). У "маководов" этот инструмент есть практически везде. Гений из Transparent Head сделал для меня хакнутую версию редактора TextEdit, отображающую счетчик слов в плавающем окошке.

Была и другая важная фича, которая стала ответом на мои молитвы - причем, на те молитвы, которых я сам даже не осознавал. Речь идет о полноэкранном режиме редактирования, с которым я впервые столкнулся благодаря программе WriteRoom и ее слогану "пиши, не отвлекаясь". И эта программа делает именно то, что заявлено. Весь ваш экран при этом затемняется, кроме, собственно, текста, над которым вы работаете. Сейчас я использую WriteRoom для всей своей журналистской работы. И когда я работаю, мой экран выглядит примерно так:

Олдскульно, правда? И это прекрасно: куда меньше соблазна переключиться к окну браузера и куда больше возможностей сосредоточиться на тексте. У WriteRoom есть также "режим печатной машинки" - тип прокрутки, когда набираемая строка всегда располагается по центру экрана, поэтому всё написанное довольно быстро уходит за пределы экрана, что позволяет не валять дурака, раз за разом перечитывая текст. Это напоминает бесконечный рулон бумаги, вроде того cвитка, на котором Джек Керуак печатал свой роман "На дороге".

Таким образом WriteRoom дал мне возможность сделать из моего навороченного современного компьютера нечто похожее на мою старую пишущую машинку Brother с ее шестистрочным жидкокристаллическим дисплеем. Я фокусируюсь только на словах и ни на чем более. Единственное исключение - сообщение в левом нижнем углу, счетчик количества слов.

В Microsoft Word, как и прежде, моделируется страница, то есть на экране компьютера изображается ограниченный лист физической бумаги. По-моему, это несовременно и недостаточно образно. Сейчас это стало, скорее, препятствием. Теперь в редакторе постоянно присутствуют отвлекающие факторы в виде смены шрифта или межстрочного интервала, слишком быстрого перехода к визуализации текста, к физическому продукту, минуя сам процесс, плавное семантическое взаимодействие. А вот превращение моего "макбука" в своеобразную копию IBM 80-х годов, со светящимися буквами в междзвёздном вакууме - это настоящее избавление: словно я создаю идеальный, в платоновском смысле, текст, который со временем может принимать различные формы.

После WriteRoom я открыл для себя Scrivener. Это более сложная программа, обладающая прекрасным набором функций для управления очень большими документами или коллекциями документов, типа книги. Я бы не смог написать Unspeak с несколькими сотнями сносок, используя WriteRoom. Но с помощью Scrivener это стало возможным. Свою следующую книгу я пишу в Scrivener, и что меня особенно радует в связи с этим - так это то, что я работаю не в "Ворде", а потому не возникает ощущения работы в разделённом перегородками ярко освещенном офисе. Кроме того, при желании Scrivener может быть простым, опять же, в платоновском смысле. Когда я работаю над очередной главой, я настраиваю Scrivener таким образом, что текст отображается в полноэкранном режиме, с оранжевыми буквами на черном фоне. В точности как в WriteRoom, но с одним исключением - счетчик количества слов не отображается, пока не подведешь курсор мыши к нижней части экрана. При написании книг это очень неплохо, поскольку длину текста нужно проверять гораздо реже. Таким образом устраняется и последний отвлекающий фактор.

А теперь скажите, возможно ли с Microsoft вот такое. Когда я впервые попробовал Scrivener, у меня возникло некоторое раздражение из-за курсора, который выглядел как тоненькая мерцающая черта, которая дисгармонировала с моим новообретенным дзеном. Тогда я зашел на форум разработчика и спросил, нельзя ли сделать курсор квадратным и немигающим, как в WriteRoom. И уже в следующей бета-версии это было реализовано. Вот это и есть поддержка клиентов!

WriteRoom и Scrivener - неплохие программы, но это совсем небольшие программы и выпускаются они маленькими группами разработчиков. Не беспокоит ли меня это, ведь они не "поддерживаются" мощью крупных корпораций вроде Microsoft? Нет, ничуть не беспокоит. Поскольку на самом деле мои тексты теперь в большей безопасности. Вместо обрюзгших собственнических форматов типа .doc, обе эти программы используют такие доступные форматы как .txt, .xml и .rtf, которые, насколько можно судить, останутся читаемыми всегда. Моя новая книга - это единый большой "проект" в Scrivener, однако на деле каждая глава сохранена в повсеместно читаемых файлах .rtf, которые открываются великим множеством других программ.

Ну и последний вопрос - это вопрос функциональной совместимости, и на первый взгляд он кажется достаточно серьезным. И правда, если кто-то другой использует Microsoft Word и мы обмениваемся с ним документами, получается, мне тоже нужен Microsoft Word? Мне кажется, что подобный подход как раз и поднимает им продажи. Но я думаю, что на самом деле этот фактор вообще не имеет никакого значения. Если мне потребуется открыть документ Word, я смогу сделать это в одной из многих "маковских" программ. Если мне потребуется обменяться файлами с кем-то, кто использует комментарии или отслеживание изменений, я всегда смогу сделать это через приложения Google или при помощи Pages. Ну а если кто-то все же захочет прислать мне "вордовый" документ, настолько изукрашенный рюшечками, таблицами и графиками, что он не откроется ни в одной другой программе, я просто отвечу: "Какого черта?"

Вот так я теперь и работаю. Пишу тексты в чистых светящихся вселенных Scrivener и WriteRoom, и отправляю статьи в Guardian в виде неформатированного текста, а не в формате .doc. И я абсолютно уверен, что смогу открыть эти статьи и главы своей книги вновь, если мне захочется, даже 30 лет спустя. К тому же, мой обзор на 1000 слов весит 4 килобайта вместо 30. Я оплакиваю все те невинные электроны, которые я расточительно убивал все эти годы, отсылая по электронной почте тяжелые и громоздкие "вордовые" документы. Прошу меня простить за моё расточительное отношение к частицам. Я усвоил урок. Прощай, жестокий Word!

разделы: обзор | Софт

Другие обзоры

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost