Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

"ВКонтакте" vs Facebook - кто кого?

Сервисы | обзор | 01.03.2011 16:07

После того как социальная сеть «В Контакте» перешла на закрытую систему регистрации, сразу же начались разговоры о том, что она активно пытается измениться. Сам Павел Дуров этот шаг описал как возвращение к истокам. «Возвращение к истокам» - формулировка, конечно, красивая, но, на мой взгляд, не совсем верная (искренняя). Что же на самом деле означают последние телодвижения руководства социальной сети «В Контакте»?

Можно долго хвалить или ругать соцсеть за принятую систему инвайтов. На эту тему я много рассуждать не буду, потому что особенного смысла в этом, так называемом, революционном решении, не вижу. Во-первых, все, кому надо было (как настоящие пользователи, так и пресловутые фейк-спамеры) во «В Контакте» зарегистрировались. Ну и во-вторых и в самых главных - заполучить инвайт на практике оказалось делом не таким уж и сложным.

Так что эта мера больше имиджевая, чем техническая. Мол, смотрите, какие мы крутые. Не нуждаемся в искусственном увеличении аудитории. Запрет на табачную и алкогольную рекламу - из той же оперы. Таким способом «В Контакте» постепенно готовит себе плацдарм для наступления, перехода в другую лигу. Какую?

# # # #

Думаю, не открою большой Америки, когда скажу, что Дуров не совсем доволен своими пользователями. А действительно, чего их любить, им ведь только «потрепаться» с корешами нужно, да аудио-видео на халяву покачать. Нововведения они отвергают, закон об авторском праве активно нарушают. Но аудиторию этой соцсети менять уже бессмысленно. Приучать к лицензионному контенту и прочим благам правильного Интернета нужно было раньше. Теперь уже слишком поздно. Социальная сеть вышла из-под контроля, и что с ней будет дальше, одному только Носику известно.

Но руководству «В Контакте» всё-таки надо отдать должное. Они не сидят на месте, и всё время пытаются что-то там предпринять. Только делают это осторожно и едва заметно, чтобы не спугнуть аудиторию, которая в любой момент может найти «В Контакте» альтернативу. Дуров прекрасно понимает, что самая большая беда соцсети - это её пользователи, но поделать с этим ничего не может. Теперешняя аудитория «В Контакте» для него является обузой, потому что она достаточно консервативна и не желает воспринимать нововведения всерьёз. Конечно, это может звучать несколько абсурдно, но с ними (пользователями) «В Контакте» не по пути.

Дуров активно пытается изменить репутацию своего сайта, чтобы привлечь другую аудиторию. Иными словами, «В Контакте» надоело носить штамп "социальная сеть для подростков и прочих недотёп". Она хочет большего. Как вариант - мир медиа и бизнеса.

А Facebook тем временем наступает и даже не постепенно, а очень быстро перетаскивает к себе всю качественную (рафинированную) аудиторию. В условиях интенсивной фэйсбукизации российского интернет-населения «В Контакте» и так находится не в самом выгодном положении. Эта соцсеть далеко зашла в деле копирования чужих идей, и останавливаться, похоже, не намерена.

Ещё один проблемный вопрос, который прибавляет создателям этой социальной сети беспокойства – пиратство. Некоторые эксперты считают это проблему чуть ли не основной. Мол, прижмут «В Контакте» правообладатели - и всё, можно на её успешном существовании ставить жирный крест.

Что ж – может быть, но когда это будет? Даже если представить, что «В Контакте» действительно прижмут, самое большое зло, которое они могут сделать сайту – это закрыть доступ к самым резонансным премьерным файлам. Да и наверняка не за горами введение системы, благодаря которой станет возможен круговорот легального контента в соцсети по образцу MySpace (которая, правда, уже дышит на ладан).

# # # #

Несмотря на упомянутые проблемы, рост и усиление конкурентов, а также пиратство, позиции «В Контакте» по-прежнему крепки и недосягаемы. Показатель в 100 с лишним миллионов зарегистрированных пользователей, пусть и со спамерами и заброшенными аккаунтами, всё равно внушает уважение. Фэйсбуку со своими мизерными 6 миллионами россиян, до лидирующего результата социальной сети Дурова пока ещё очень далеко. Если попытаться побыть футурологами и хорошо подумать, что же там с Фэйсбуком в России будет дальше, перспективы вырисовываются для него не такие уж и радужные.

Как известно, в нашем регионе Facebook на пару с Twitter собрал под своими знамёнами качественную взрослую и медийно активную аудиторию. Но в России она изначально ограничена довольно небольшим количеством – теми же пресловутыми 6 миллионами – и это в лучшем случае. Минус люди, которые заходят на этот сайт «по праздникам» и те кто зарегистрировались после просмотра «Социальной сети» Дэвида Финчера, но не найдя в ней всех своих одноклассников или знакомых, забросили эту новомодную тему и пошли дальше сидеть «В Контакте».

Facebook в России, в отличие от всего остального мира - элитная история. Конечно, здорово, что ему удалось занять эту нишу. Но за счёт одной элиты лидерство не завоюешь. Если смотреть глубже, то у Фэйсбука шансов стать по-настоящему крупнейшим в России не очень много. Потому что эта соцсеть не способна удовлетворить потребность классического (массового) русского пользователя в халяве. Для него она слишком пустая. Сервис «В Контакте», как бы сильно его не ругали, удовлетворяет этот спрос, и думаю, ещё очень долго будет удовлетворять.

Другое дело, что Фэйсбук обладает большим потенциалом. Но способен ли массовый русскоязычный пользователь его разглядеть и по-настоящему оценить? На Западе совершенно другая интернет-культура и Фэйсбук в неё очень хорошо вписался.

А Павел Дуров, несомненно, крут, потому что сумел перенести концепцию Facebook на непростую Россию, адаптировав её под наши условия и нужды. Как показала практика, в Рунете местные клоны работают эффективнее заморских оригинальных сервисов.

Каков же будет исход противостояния между Facebook и «В Контакте». Конечно, тут многое будет зависеть от самого Цукерберга. Или кто там у них в Пало-Альто отвечает за российское направление. Пока все те шаги, которые предпринимает Facebook в отношении России и её окрестностей, лично я считаю не совсем достаточными. Борьба между этими сервисами за российский рынок напоминает аналогичное противостояние Яндекса и Google. В то время когда Яндекс без фанатизма, планомерно увеличивал свою состоятельность на рынке, Google работал в этом направлении инертно и без огонька, пока в России окончательно не потерялся.

Сейчас модно говорить о темном будущем социальных сетей. Мол, дни «В Контакте» практически сочтены, аналогичные разговоры ходят и о Facebook. Люди говорят, что Facebook без вопросов крут, но будущее не за ним, а за чем-нибудь другим. Но за чем именно - они сказать не могут. По мне, так Facebook жив и мы ещё очень долго в нём будем жить. А вопрос, который остаётся актуальным для России - продолжит ли «В Контакте» локализацию Facebook, либо начнёт самостоятельное развитие? Поговорим об этом как-нибудь в другой раз.

разделы: обзор | Сервисы

Другие обзоры

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost