Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Рекомендовано!

Сервисы | обзор | 25.09.2007 12:15

Сеть давно является символом распространения демократиии, принципов равенства и свободы. Но ниспровержение авторитетов в Сети приводит к тому, что весь поток информации для обычного пользователя, лишенного авторитетов, становится просто непереносимым.

Как следствие требований «снизу», начали возникать самые разнообразные проекты социальной фильтрации информации. Например, сервисы вопросов и ответов. Однако их проблема в том, что советчики подчас могут оказаться людьми совершенно другого склада, с иными предпочтениями. Уж не говоря о полных дураках и крутых юмористах, которые активно мусорят любую попытку задать вопрос.

Другим подходом стало создание рекомендательных сервисов.

Как все начиналось

В рекомендательном сервисе пользователь обычно делится своими предпочтениями, и в ответ получает советы на основе накопленных знаний сообщества, а также специальных алгоритмов вычисления сходных вкусов.

Сугубая тематичность стала первым шагом в создании подобных сервисов по рекомендациям. Скажем MovieLens работает исключительно для подбора кинофильмов. В принципе работающая модель по причине популярности кино, но малопривлекательная в смысле постоянного пользования: если кому-то интересны рекомендательные сервисы, то он вероятнее всего не будет разбрасываться на несколько сайтов а выберет один – с мультикультурными возможностями, где можно получить рекомендации как по тому, какое кино стоит посмотреть, так и какую музыку послушать, что почитать и т.д. Однако на сегодняшний день практически не существует нормально работающих мультикультурных сервисов.

Существуют также и ряд довольно специализированных сервисов, наподобие LibSite, где даются советы по он-лайн библиотекам. Этот ресурс построен на блоговском движке и в принципе способен удовлетворить пользователя хотя бы наличием довольно приличного количества линков на архивы. Будучи рекомендательным сервисом, этот проект вряд ли способен стать популярным в плане наличия активных юзеров, кроме самих держателей библиотек и некоторого числа любителей накапливать ссылки. Остальная часть населения сети по логике будет его использовать как хранилище ссылок.

Впрочем, такова участь любого рекомендательного сервиса, который нацелен на конкретную узкую аудиторию. На сегодняшний день большинство юзеров интересуют больше модные темы- кино, видео и прочая развлекаловка. А в плане чтения – даже не библиотеки, а конкретные популярные книги, которые стоит прочитать интеллигентному человеку. Поэтому большую популярность могут взыскать не рекомендации по библиотекам, где еще надо откопать хорошую книгу, а советы, где пальцем указывается приличествующее чтиво на основании того, что уже успел прочитать и понравилось.

Разработчики иногда делают ставку на создание глобальных сервисов обо всем. Например, ресурс «Знай как» пытается дать ответы на все возможные вопросы: от того, как вручную очистить реестр, до - как выбрать тамаду или как правильно обниматься. Короче – обо всем, о чем может додуматься больная или здоровая фантазия автора. Здесь ставка сделана именно на привлечение авторов, а не на построении статистических анализов под конкретного пользователя. Правда, учитывая расценки- 1-3 доллара за материал (3 доллара вы получите, если будете маниакально давать всем советы обо всем и опубликуете более 200 материалов), можно понять, что здесь ищут энтузиастов, которым не терпится поделиться с другими своими идеями.

Коммерческая составляющая

Понятно, что рекомендательные проекты должны зарабатывать, и не только на размещении у себя рекламы. Большинство из них напрямую предлагает купить то, что было подобрано под вкусы пользователя. Но проблема некоторых рекомендательных сервисов – в их откровенно коммерческой и только коммерческой ориентированности. Например, ThisNext исключительно работает на советах из типа- что и где купить. Для человека, озабоченного покупками, в принципе вещь удобная. Но подобные проекты однозначно отпугнут любителей вживаться в социальные сети – этот ресурс, как и подобный - Riffs - представляют из себя большой блошиный рынок. Пользоваться подобными ресурсами составит удовольствие тем, кто любит ходит на барахолки и подолгу искать среди вываленных груд вещей что-то полезное или приятное.

Заточенность на коммерции способна быстро отпугнуть пользователя. Например, когда на сайте Next Favorite пытаешься создать собственный лист рекомендаций по книгам, то на запрос – Hamlet система приводить на выбор не книги, имеющие релевантные заголовки, а принуждает оценить конкретные издания Шекспира. Для тех, кто подбирает книги не по цвету обоев довольно неприятная неожиданность.

Сервисы идут и на довольно нетривиальные ходы для повышения спроса на свои услуги. Так, Netflix , в свое время первая платформа, начавшая предлагать он-лайн аренду DVD, в прошлом году объявила конкурс, обещав 1 млн. долларов тому, кто сможет обойти их систему рекомендаций Cinematch по точности хотя бы на 10%. Но на сегодняшний день проект похоже сдается конкурентам, занимающимся продажей кино в интернете. И уже идут упорные разговоры о том, что Amazon собирается купить Netflix.

Дополнительные фичи

Впрочем, одними рекомендациями посетителя не удержать у себя. Поэтому проекты вносят разнообразные полезные новшества, которыми могут пользоваться те, кто захочет стать постоянным пользователем ресурса. Например, интересный чисто музыкальный проект - Last.fm (который имеет и свою отдельную русскую платформу). Здесь пользователям дана возможность создавать персональные радиостанции, закачать музыку собственного исполнения на оценку пользователей. На сайте есть даже специальный софт с открытым кодом, при установке которого система автоматически высвечивает, что пользователь слушает на своем компьютере в данный момент. Кроме того, система весьма толково находит рекомендации. При попытке прослушать весьма раритетные группы, система неизменно выдавала реально релевантные группы, которые также стоит прослушать.

Особенностью ряда подобных сервисов, как впрочем, и в целом новых навороченных под Web 2.0 ресурсов– это наличие всяких понтовых виджетов, особенно сделанных для владельцев блогов. Так, если LibSite дает виджеты, показывающие новые поступления на ресурсе в целом, то Minekey - которые в он-лайн режиме выводят новые персональные предложения – ссылки на то, что вам может понравиться из нового, предложенного пользователями на сервисе.

Кроме того, многие сервисы дают возможность пользования RSS-потоками, заточеными под персональные рекомендации. Правда, в данном случае пользователю грозит задохнуться под потоками, потому что многие ресурсы дают RSS по всем обновлениям. Некоторые облегчают жизнь, давая возможность подписаться на потоки по тэгам.

От специализации - к мультикультурности

Заточенность на каком-то одном направлении удобна в плане развития ресурса, однако для создания реальной заинтересованной сети пользователей понемногу создаются мультикультурные проекты, которые дают возможность посеттителям более полнокровно обживаться в рекоммендательной среде. Пока что с этой задачей реально практически никто не смог справиться и в основном переход к мультикультурности только анонсируется.

Из западных сервисов отметим Trusted Opinion . Этот проект в отличие от многих имеет весьма привлекательный интерфейс, удобно развита внутренняя социальная сеть, что дает возможность в дальнейшем расщиряться и горизонтально и вертикально. Пока что этот сервис работает только в направлении кино, однако разработчики обещают его расширить и сделать мультикультурным, включив сюда советы по новым категориям, таким, как предстоящие события, рестораны и т.д.

Из российских разработок сейчас наиболее заметен Imhonet.ru (бывший Imhoclub.ru). На прошлой неделе этот ресурс вышел на мультикультурный уровень. Теперь система работает не только по художественной литературе, но и по кино, а также деловой литературе (по менеджменту, маркететингу и др). На сайте уже 40 тысяч пользователей и около двух миллионов оценок.

По мнению руководителя проекта Александра Долгина, "аналогов этой системы в мире сейчас нет". Он также отмечает уникальную особенность мультикультурности системы – возможность «перекрестного опыления» между различными сферами (кросс-культурные рекомендации). Это означает возможность получать советы единомышленников в той области, где человек еще не очень силен, но хотел бы разобраться. Например, его коллеги по литературным интересам могут порекомендовать ему кино. В дальнейшем Imhonet.ru будет расширять набор контентных областей - до конца года планируется открыть разделы "телешоу", "театр", "компьютерные игры", а также раздел для рекомендации онлайновых источников информации (сайты, СМИ и т.д.).

От рекомендаций - к социальной сети

Учитывая особое рвение русскоязычного пользователя сети бескорыстно делиться своим счастьем от прочитанного или увиденного (вспомнить хотя бы последние события, когда всем миром переводили последнего Гарри Потера), думается, рекомендательные сервисы будут иметь в Рунете большое будущее. Особенно если это будет сопровождаться возникновением на основе подобных площадок социальных сетей. Недавно "Вебпланета" уже отмечала, что даже сервисы вопросов и ответов стали двигаться в этом направлении, добавляя возможности для дискуссий и комментариев. В случае рекомендательного сервиса перспектива еще интересней: возможность организовать социальные сети из более близких единомышленников, чем просто случайные "френды".

По словам Андрея Акопянца, директора по стратегическому развитию "Имхонет", именно это станет вторым направлением развития проекта. Социальная сеть нового поколения - с рекомендательным функционалом - не собирается уводить людей из уже существующих сообществ, зато будет всячески с ними интегрироваться. В ближайшее время в сервисе появится возможность кросс-постинга: рецензии, написанные в "Имхонете", по желанию пользователя могут транслироваться в "Живой Журнал" или другие сообщества, в которых он состоит, а постинги из "Живого Журнала" смогут появляться в вашей ленте на "Имхонете".

Не запутаются ли пользователи? Насколько четко будут определены права пользователей и вопросы владения пользовательским контентом в таком "винегрете"? Что ж, подождем и посмотрим.

разделы: обзор | Сервисы

Другие обзоры

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost