Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Coworking: возвращение в офис

Жизнь | обзор | 28.08.2008 10:27

Фрилансеры, которые так долго хотели выбраться из офисов, опять начали объединяться, обозначив это явление модным словом coworking. В одном из "коммунальных офисов", расположенных в Санкт-Петербурге, побывал корреспондент "Вебпланеты". Однако чтобы понять мотивацию создателей и участников коворкинг-центров, нужно обратиться к истории явления.

Первые в мире и первые в СНГ

В 2005-м году американский программист Бред Ньюберг решил совместить два типа работы – офисную с ее размеренностью и общением с коллегами и фриланс с его свободой и независимостью. Чтобы желаемое сделать действительным, он арендовал большое помещение в офисном здании и стал сдавать его другим фрилансерам.

Такая схема организации работы была названа коворкингом и за три года по всему миру открылось приличное количество коворкинг-центров. Лидируют по распространению "коммунальных офисов" Соединенные Штаты Америки, но при желании можно пристроить себя и свой ноутбук в большинстве крупных городов мира. Если повезет, можно найти коворкинг-центр и в городах помельче. Например, в Хельсинки работой центра занимается команда стартапа Jaiku, недавно приобретенного Google.

Плюсы и минусы коворкинга до сих пор вызывают жаркие дискуссии. Среди плюсов традиционно отмечается человеческое общение – многим людям комфортнее работать, когда рядом есть кто-то, с кем можно обсудить свеженайденную ошибку в коде или просто сходить покурить. Немаловажным фактором является то, что можно работать единой командой над одним проектом, ведь среди участников коворкинг-центра наверняка будут люди разных специальностей, а не только программисты или только дизайнеры.

Совместная работа в "атмосфере стартапа" (считается, что именно она царит в коворкинг-центрах), по идее, должна способствовать продуктивности работы каждого участника. В отличие от дома, настрой в коворкинг-центре мало способствует расслаблению и желанию на часик-другой забыть о работе.

Отдельно отмечаются чисто бытовые удобства коворкинга – в "трудовых коммунах" обычно организовано питание, есть необходимая оргтехника, переговорные комнаты. Впрочем, за все это приходится платить. Некоторые создатели коворкинг-центров пытаются заработать на фрилансерах, но более опытные руководители осознают, что при дорогих тарифах работники предпочтут сидеть дома. В этом случае в ход идет личный интерес, когда руководителям коворкинг-центра интересно окунуться эту самую "атмосферу стартапа", когда они сами являются первыми и самыми требовательными участниками процесса коворкинга.

Большинство центров предлагает участникам различные "тарифные планы". Дороже всего обойдется отдельный постоянный стол, шкаф с ключом и значительное время пользования конференц-залами и комнатами для переговоров. Если заплатить меньше, то можно получить "динамический" стол, то есть любой из свободных на данный момент. Чем дешевле "тариф", тем меньше возможность участника пользоваться общей инфраструктурой, в особенности конференц-залами.

Хотя развитием коворкинг-центров занимаются в основном креативные люди, удобство работы во многих случаях может оказаться на уровне обычного офиса. Понравится ли вам сидеть лицом к лицу с коллегой? А выставлять содержимое своего экрана на всеобщее обозрение? Понятное дело, речи быть не может о музыке или о разговорах по скайпу – это будет мешать коллегам. Какие же причины толкают людей, чтобы возвращаться в столь стесненные условия, да еще и платить за это деньги? Попробуем увидеть мотивы создателей участников разных коворкинг-центров.

"Коворкинг — не место для того, чтобы наживаться на фрилансерах, - рассказал в интервью copy-write.ru создатель коворкинг-центра "Башня" в Екатеринбурге Алексей Глазков. - Это нарушает основные его принципы — такие как сотрудничество, открытость, социальность, устойчивость и доступность. Коворкинг — это скорее open-source работа и open-source идеи, творческая и продуктивная атмосфера, сообщество профессионалов определенного склада мышления. Но ни в коем случае не бизнес".

Цены на место в "Башне" - от 2500 до 6000 рублей. Для сравнения, первый в СНГ коворкинг-центр "Вулык" (г. Киев) предлагает места за $150-$300. Алексей Глазков критикует коммерческую политику "Вулыка": "У меня до сих пор такое ощущение, что цены, например, в “Вулыке” — совершенно абстрактные, высосанные из пальца цифры. Чем стол за $250 отличается от стола за $200, кроме местоположения? И что это за безысходность такая: если не хочешь платить лишние $50, придется делить стол с соседями? Ребята как будто идут по пути не предоставления возможностей, а устранения неудобств: типа, чем ты больше платишь, тем меньше неудобств испытываешь. Как-то это не совсем верно".

Погружение в питерский coworking

О своих взглядах на будущее коворкинга рассказал "Вебпланете" и Алексей Найден, руководитель первого в Санкт-Петербурге центра New Level. "Несколько раз приходилось работать дома – оказалось очень некомфортно. Зримо ощущается потеря эффективности в работе", - говорит он. Проблему работы дома хотелось как-то решить, но конкретных идей не было до тех пор, пока Алексей не прочитал в Сети о коворкинге.

Первый питерский коворкинг-центр можно назвать семейным предприятием – в его открытии Алексею помогала жена, а небольшая компания, где она на тот момент работала, стала одним из клиентов центра. От появления идеи открыть коворкинг-центр (в феврале) до дня открытых дверей в последних числах мая пришлось решить немало организационных и хозяйственных вопросов.

Алексей Найден оценивает вложения в New Level на уровне 2 млн. рублей. Как оказалось, миллион можно было бы сэкономить, если бы открытие состоялось осенью. В июне наблюдался интерес к коворкинг-центру – люди звонили и писали, интересовались ценами и обещали зайти. Однако радужные ожидания создателей центра столкнулись с пассивностью петербуржцев – на день открытых дверей записалось порядка 60 человек, пришло – около 10. Алексей Найден ожидал, что будет иначе – люди поленятся заранее регистрироваться, но придут, раз уж звонят и интересуются. Оказалось, что не пришли даже те, кто не пожалел времени на регистрацию.

К концу июня оптимизм создателей New Level поугас. В течение первого месяца в коворкинг-центре работал один-единственный клиент. При этом затраты на содержание четырех залов центра составляют пару сотен тысяч в месяц. Пришлось срочно менять модель работы. Количество администраторов было сокращено с пяти до двух, центр перестал работать круглосуточно и по выходным. Как оказалось, в этом нет необходимости – мало кто приходит на работу рано утром и уходит поздно, так что двери New Level сейчас открыты с 8:00 до 0:00 в рабочие дни. В остальное время можно попасть по предварительной договоренности.

Оказалось также, что и целевая аудитория центра – не совсем те, на кого рассчитывал Алексей Найден. Сейчас центр заполнен менее, чем на половину. Лишь малая доля клиентов – фрилансеры, а большую часть составляют бизнесмены, менеджеры. Кому-то из них важно иметь место для встречи с клиентами, кто-то целый день сидит на телефоне и часто пользуется факсом. Идея совместной работы над проектами, которую пытаются продвигать западные и некоторые отечественные коворкинг-центры, проявилась пока что лишь в том, что один из бизнесменов решил сделать себе сайт и заказал его "не отходя от кассы" – у дизайнера, работающего тут же, в New Level.

Алексей Найден не считает коворкинг прибыльным бизнесом: "Года через полтора-два, когда New Level выйдет на окупаемость, деньги можно будет откладывать на другие проекты, жить на эти средства я не собираюсь", - говорит он. Тем не менее, он уверен, что коворкинг – это не модная игрушка, о которой со временем забудут, а устойчивый тренд. Правда, по его оценкам, фрилансеров среди участников коворкинг-центров будет не более 20%. Скорее, центры будут предлагать свои услуги "свободным" менеджерам и небольшим компаниям.

Всего New Level способен вместить около 60 сотрудников. Как показывает практика, общаются между собой те, кто работает в одном зале (так же как в компаниях лучше всего находят общий язык сотрудники одного отдела). После 20 часов, когда мы встретились с Алексеем Найденом, в коворкинг-центре было пустовато – заканчивали работу последние на тот день сотрудники. Зато можно было пройтись по всем помещениям и понять, удобнее ли там работать, чем дома.

Прежде чем попасть внутрь, нужно пройти строгий контроль на вахте и подняться на четвертый этаж. Само здание, в котором располагается New Level, находится в 10-15 минутах ходьбы от станции "Московские ворота" и ничем не выделяется из окружающей полупромышленной застройки.

Основной зал центра – самый большой.

Зал поменьше. Он не пользуется популярностью из-за отсутствия окон.

VIP-зал лучше оценить собственным взглядом, а в четвертом зале по просьбе клиентов были установлены перегородки.

Комната для переговоров.

На кухне, помимо прочего, есть самый необходимый предмет – кофеварка.

Комната отдыха заслуживает особых похвал. Думается, на уютном рыженьком диванчике хорошо сидеть с ноутбуком, даже когда за окном серая петербургская зима.

Конкуренции с другими коворкинг-центрами Алексей Найден не боится – считает, что клиентов хватит на всех. К тому же, никто не будет ездить в коворкинг-центр на другой конец города, а конкуренты расположены в разных районах.

Кроме New Level, в Санкт-Петербурге есть еще два коворкинг-центра – один расположен на Октябрьской набережной и непонятно, работает ли. По телефону, указанному на coworking-center.ru, отвечает человек, который больше не работает над проектом, а других актуальный упоминаний центра в Сети нет.

Работает в тестовом режиме коворкинг-центр на Шпалерной улице. Сейчас там идет ремонт, но руководитель проекта Алексей Мартынов уже задумывается о будущем. В интервью "Вебпланете" он сказал:

"Я более чем уверен, что коворкинг - это долгосрочный тренд, и через пару лет он только наберет свои обороты, так как количество самих фрилансеров будет расти, а, следовательно, будет расти и количество коворкинг-центров. Что бы там не говорили фрилансеры о том, что офис их гнетет, все понимают, что работать в коллективе и рабочей обстановке куда лучше. Однако здесь человек ничем не обременен, он свободен, он может переходить из центра в центр, из коллектива в коллектив - абсолютно свободен, никто кроме него самого не заставит его явиться в 7 утра на работу и никто его не уволит - свободный человек работает во много раз лучше, чем несвободный".

Алексей рассказал, что коворкинг-центр вырос из офиса его собственной компании, когда в нем появилась необходимость. "Проекты стали больше и координировать работу стало сложнее, - говорит он, - выбрали тот офис, что нас устраивал и вселились в него. Мы сами много места не занимали, вот и решили сдать часть площади в аренду товарищам-фрилансерам. Сначала думали, что никто не отзовется, но народ пришел и дело пошло".

Цены на работу в коворкинг-центре не очень большие - примерно 5000-7000 рублей с человека. Однако и условия самые простые – предоставляется Интернет, стол и стул. Со временем планируется разделить офис компании и коворкинг-центр. Правда, уже сейчас многие фрилансеры по сути дела являются внештатными сотрудниками компании Алексея Мартынова – он регулярно снабжает их заказами.

"Зеленый" коворкинг

Можно отметить еще одну ветвь коворкинг-центров – расположенные вне городов. Правда, здесь речь идет не только о совместной работе, но и о совместном проживании. Украинцы опять оказались впереди всего СНГ и строят в Крыму многоэтажный дом на берегу Азовского моря. По ценам, сопоставимым с арендой квартир в Москве и Санкт-Петербурге, фрилансерам предлагают практически райские условия – автономные коммуникации, бассейн, спортплощадку, библиотеку и фильмотеку, беседки с Wi-Fi и дубовый лес на территории, море на расстоянии 15 минут ходьбы пешком, отличный вид из окна, а также вкусные обеды, уборку комнат и стирку белья.

Пока в Крыму ведется строительство, российские фрилансеры строят планы по поводу аналогичного домика в Подмосковье. Здесь пока что дальше идеи дело не пошло, да и на этом этапе публика относится к затее без восторга: "Я не готов, - пишет один из комментаторов. - Я хочу пить пиво в моем любимом баре в Москве со своими друзьями, которых на сотый километр я не затащу". Другой пользователь, успевший поработать в загородом домике "с мансардными окнами, кухней и маками на рабочих местах", высказался еще более резко: "Если вкратце, то дислокация работы в жопе мира была одной из причин моего ухода оттуда".

Как бы то ни было, способы избавления от ужасного офиса или постоянного сидения дома при фрилансе все чаще волнуют общественность. В большинстве случаев решение проблемы так и не будет найдено. Для иллюстрации можно привести одно из обсуждений на "Хабрахабре", где фрилансер рассуждает о том, как здорово было бы "каждый день выбираться на велике куда-то подальше от людей, чтоб не мешали, и работать, наслаждаясь природой и свежим воздухом". Однако вместо обсуждения действительно важных и, увы, трудно решаемых вопросов вроде того, как не остаться без ноутбука, столкнувшись с подмосковными гопниками, автор записи и комментаторы дружно выбирают самый лучший велосипед и ноутбук с длительным временем автономной работы.

А смысл?

Мне, как автору этого материала, хотелось показать коворкинг таким, каким он видится на самом деле, со всеми его преимуществами и недостатками. Однако, ни Алексей Найден, ни Алексей Мартынов, ни даже Бред Ньюберг не убедили меня своим примером в том, что в офисе работать лучше и продуктивнее. Одна только мысль о том, что нужно каждое утро как-то добраться до офиса, делить с кем-то Интернет, не слушать свою любимую музыку, сидеть напротив чьего-то монитора, да еще и отдавать за это деньги…

Кажется, элита мирового фрилансерства просто не может создать уютные и комфортные условия у себя дома, зато имеет достаточное количество средств, поэтому пытается придумать себе "коммунальный" офис. А может быть у них дома жена и дети, которым никак не объяснить, что если человек сидит дома, то это еще не значит, что его можно отвлекать? Что ж, тогда коворкинг-центр действительно покажется райским прибежищем.

В любом случае, даже если я тысячу раз неправ во всем остальном, коворкинг останется нишевым решением. И действительно справедливыми кажутся слова руководителя New Level о потенциальных клиентах коворкинг-центров – туда будут идти люди из сферы бизнеса, телемаркетинга, команды небольших стартапов – все те, кому нужен офис, но не нужен отдельный офис.

При этом, несмотря на узкую нишу коворкинга, приятно наблюдать, как начинает рушиться незыблемое, казалось бы, образование под названием "офис", в котором становится все труднее выжить нормальному человеку. Не менее приятно, что активную роль в этом разрушении играют, помимо фрилансерства и коворкинга, Интернет, мобильные и портативные компьютеры, а также системы для совместного ведения проектов.

Даже если в каждом крупном российском городе будет всего по паре-тройке коворкинг-центров с несколькими десятками участников, получится значительный результат - несколько тысяч человек станут счастливы, продуктивность их работы возрастет. А это уже замечательно, это значит, что информационные технологии пошли на благо, а не во вред.

разделы: обзор | Жизнь

Другие обзоры

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost