Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Гугл в России, Нигерия в снегу

Деньги | обзор | 23.08.2006 03:51

"Вы все еще рубите, все еще кипятите? Тогда мы не идем к вам! Потому что мы, утонченные юноши поколения Lego, просто боимся ваших рубильников и кипятильников!"

Так или примерно так будет выглядеть позиция компании Google с точки зрения российских интернетчиков этой осенью. Ну правда, ведь так давно ждали! И офисов на тысячи рабочих мест, и новых локализованных супер-сервисов, и раздавленных конкурентов. Когда ж оно придет? Ведь девушка созрела, созрела, созрела...

Расслабься, красивица. Не придет оно. И вовсе не потому, что оно испугалось. Такие человеческие эмоции можно припывать только отдельным людям. К примеру, Сергею Брину, со-основателю Гугла, который однажды назвал Россию "Нигерией в снегу", где банда криминальных ковбоев контролирует нефть и куда нужно ездить только с телохранителем. Очень верное наблюдение. Но это всего лишь слова отдельно взятого человека в состоянии алкогольного опьянения. Другой человек, исполнительный директор той же компании, вообще недавно заявил, что Гуглом "управляют идиоты".

Ну и что? Мнения отдельных людей в Гугле теперь ничего не значат. Корпорация - это не человек. Это именно "оно". И как верно подметил Андрей Анненков, его даже просклонять трудно в нашем могучем русском языке, который предполагает одушевленность даже самых безмозглых вещей (ведь именно "душу вещей" отражают такие несовременные фичи языка, как женский или мужской род).

Короче, в Россию "оно" не придет просто потому, что у него ног нету. У него другая анатомия вообще.

Некоторые мысли по анатомии и физиологии корпоративных монстров я уже излагал на РИФе в прошлом году. Вкратце: мудрость крупной организации вовсе не является суммой мудрости ее сотрудников. Поведение крупных компаний больше похоже на поведение крупных животных. Серьезные проблемы в этом смысле возникают с западными корпорациями: голова монстра (head office) находится за рубежом, а к нам через границу перекидываются только отдельные "органы". С органами общаться бессмысленно, а до головы не достать.

Но неужели Гугл стал неповоротливым динозавром, спросит иной читатель. Ведь еще недавно это был такой шустрый зверек, который ежемесячно придумывал новые движения, копал новые норки... Увы! Странный недо-приход в Россию как раз и показывает, что за долгое время пути собака могла подрасти. Она больше не бегает, не скачет, а только отращивает новые щупальца - и лениво забрасывает некоторые в нашу сторону, под белое солнце пустыни нашей Нигерии. Три штучки для начала.

"Абдулла, договорись с таможней!"

Первое и главное щупальце Гугла в России связано с его самой революционной технологией: это рекламный сервис, позволяющий забирать деньги не только у крупных рекламодателей, но и у мелкого бизнеса. Практически, идет работа с гражданами. Сам по себе сервис, который в Интернете, легко работает поверх границ. Но деньги еще не умеют так легко летать через границы. Тут бывают проблемы. На одних конвертах можно разориться, не говоря уже о разных банковских паразитах.

Поэтому наиболее перспективное подразделение Гугла в России - это местная будка для приема платежей. Будкой предложили руководить человеку из самого успешного российского интернет-магазина Ozon.ru. И это на удивление правильный выбор, потому что Озон - грамотная будка.

Пожелаем же этому щупальцу успеха, ибо оно может стать полезным не только для монстра, но и для простых граждан.

"Гюльчатай, открой личико!"

Раз есть хороший сервис и денежная будка притом, требуется реклама этой чудесной схемы, да и самого Гугла в целом. Но реклама такого рода уже не относится к прямой работе с гражданами: мы же говорим о корпорации! В корпорации все устроено более пирамидально. Где-то в условном Лос-Анджелесе сидит условный индиец, который, условно говоря, отвечает за пи*ар в России и Нигерии. Естественно, сам он в Нигерию не едет. Он вытягивает бронтозаврскую шею своего отдела вверх, бросает взгляд через океан - и видит то, что можно разглядеть с такого расстояния. Крупное пи*ар-агентство местного значения. Вы делали рекламу "Пежо" среди нигерийцев? Отлично, сделайте и нам.

Итак, агентство уже выбрано. При этом, как подозревают наши эксперты, большие надежды возлагаются на рекламу офлайновую, в которой отечественные конкуренты не очень сильны.

Да, что бы там ни говорили о методах Гугла в юности, но для взрослого монстра офлайновая реклама - это святое. Годзилла уже нанесла биллбордовый удар по Японии и автобусный наезд на Корею. А у себя на родине оно уже в телевизоре. Остается с интересом подождать, что будет у нас. Воздушные шарики в метро? Спонсорство на фестивале металлоискателей? Владимир Владимирович Гугл?

Ладно, посмотрим. В конце концов, в наших рекламных агенствах работают наши творческие люди. Суровая необходимость оторвала их от высокого искусства и заставила заниматься такой вот ерундой. Но таким путем люди искусства хотя бы могут выжить. Им тоже надо пожелать успеха - в освоении нигерийской части рекламного бюджета Гугла.

Правда, возможны еще такие хитрые схемы рекламы, как "партнерство". Хитры они тем, что это любимые игры динозавров, но простым труженникам рекламной промышленности они мало что дают. Скажем, бренд Гугла на Западе вскоре будет распространяться в одном пакете с плеером, браузером, Бивисом, Батхедом, и даже наверное с бормашиной. Ну и где тут, спрашивается, навариться нашим творческим рекламщикам, если Гугл в России просто запартнерится с какой-нибудь местной Масяней? Правда, ему еще надо найти Масяню своего масштаба, чтобы удовольствие было взаимным. Так что это не сразу. Слишком много криминальных ковбоев.

"Верещагин, уходи с баркаса!"

Меметическая конструкция "молодой русский ученый" появилась в Рунете 2001 года в связи с делом Дмитрия Склярова. На тот момент вообще было трудно найти каких-то еще молодых русских ученых, которые не работали бы на Западе или в западных проектах. Даже "научная работа" Склярова была основана на западном материале: он взламывал защиту электронных книг Adobe. Но может быть, у нас еще остались умные люди, способые не только взламывать и продавать, но и что-то свое разрабатывать? Может, именно они будут работать в том подразделении Гугла, которое назывется Research&Developement?

Год назад мы в шутку обсуждали с одним деятелем Рунета, кого Гугл может выбрать "посредником" при создании подобного подразделения в России. Мы вспомнили несколько имен, включая даже тех, у кого за плечами не только успешные проекты. Но общая мысль была: это все-таки должен быть человек, который что-то сделал в Рунете и разбирается в его специфике.

Конечно, мы рассуждали как романтики-человеколюбы. Динозавр никогда такими категориями не мыслит. У него свои ориентиры, динозаврские. Крупные предметы, громкие мемы. Если подразделение - исследовательское, то руководить им должен... да-да, "молодой русский ученый". Причем такой, который уже однажды бросил вызов Гуглу! Правда, оно не долетело. Но как говорят в автошколах, "тройной наезд - и вас заметили".

Хотя и тут можно было бы поздравить - на этот раз российскую науку, которой совсем тяжело без вливаний со стороны. Но мое поэтическое чутье протестует. Потому что в статье про руководителя российского Google R&D я встретил фразу "три стартапа". А когда мое поэтическое чутье слышит "стартап", оно хватается за свой несессер. Напрасно я взываю к доводам аналитики. Поэтическое чутье показывает мне язык и дразнится: "Стартап - это не только ценный мех, но и три-четыре килограмма..."

В общем, может так случиться, что о деятельности исследовательского щупальца Гугла в России мы еще долго ничего не услышим. Это нормальное состояние для ученых, кстати. Вон по телеку идет сериал "Бункер, или Ученые под землей". Что они там делают в бункере? Никто не знает. Но люди работают, зрители смотрят, корабль плывет.

Хотя нет, что это? В почте GMail стали появляться ссылки на русские новости прошлой недели, привязанные к контексту! Из какого же каталога отечественных ресурсов берет эти ссылки гугловский робот? На Яндекс.Новости не похоже...

Соседи по палате уверяют меня, что эти каталоги для Гугла собирают заснеженные русские негры-волонтеры. Бесплатно то есть, а вовсе не за деньги, как в случае Associated Press. Не могу поверить! Ведь именно под такой, давно обещанный сервис, можно было освоить нехилый бюджет для исследовательского центра... Ну, по крайней мере у нас в Нигерии так принято.

Нет, этот монстр явно не в курсе твоих национальных традиций, красавица. А ему и не надо. Потому что он все равно не придет так, как ты хотела.

разделы: обзор | Деньги

Другие обзоры

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost