Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Чистая зона

| 14.07.2010 11:16

Завтра в Рунете стартует лохотрон невиданной щедрости - продавать домены РФ будут всем желающим обладателям прав на фирменные наименования, а также некоммерческим организациям, учредителям СМИ и даже "обладателям исключительных прав использования наименования места происхождения товара". Лично я знаю одно такое место, из которого происходят очень многие российские товары - но не уверен, что кто-то обладает исключительными правами на это место.

Вот и регистраторы уже подзуживают клиентов - дескать, в едином государственном реестре юридических лиц зарегистрировано множество компаний с одинаковыми наименованиями, поэтому победит тот, кто пришлет заявку первым. А потом еще будет загадочная "премиальная регистрация". И наконец, если дотянуть до осени, то захватить "ваш" домен сможет вообще кто угодно, даже без юрлица!

Очевидно, надо запастись попкорном, потому что все эти тараканьи бега вызовут множество скандалов.

Собственно говоря, скандалы начались уже на стадии приоритетной регистрации. С одной стороны, некоторые сомнительные компании уже зарегистрировали на себя кучу доменов, прикрываясь то ли странными торговыми марками ("Секс.РФ" по классу чемоданов), то ли статусом новоиспеченных СМИ ("Работа.РФ", "Сайт.РФ", "Кухня.РФ"). С другой стороны, вполне респектабельным компаниям не дают зарегистрировать сокращения и другие вариации собственного названия (даже суд не помог "Ингосстраху" получить домен "Ингосстрахование.рф").

Я сейчас попробую описать радикальное решение проблемы. Идея эта в некотором смысле уже звучала - слабеньким таким голосом... государства. Да-да, не удивляйтесь. У государства есть разные голоса. Конечно, все мы знаем, что их обычно заглушает мощный Зов Баблоса. Тем не менее, государству все-таки приходится иногда делать - или хотя бы показывать намерение делать - правильные вещи. Даже если выглядят эти идеи кривыми и запоздалыми, но они иногда прорываются.

В данном случае я имею в виду идею почты в домене РФ, которую не раз озвучивал министр связи Игорь Щеголев. Ему надо разгрузить обычную почту, которая совсем загибается. Понятно, что такие кризисы заставляют думать. И что же они придумали? Они наконец открыли для себя почту электронную - которую можно использовать для общения граждан с чиновниками. Открыли-то открыли, но не с того конца.

# # # #

Интернет вообще-то и начался с почты, то есть с адресной коммуникации. Будучи адресом, который легко проверяется обратной связью, почта стала и основным сетевым идентификатором. Конечно, как любой идентификатор, она допускает некоторую множественность. Но эта множественность ограничивается естественным образом - если почта требует ответа, вам просто нет смысла заводить десять ящиков и НЕ пользоваться ими.

Массовая коммуникация через почту тоже возможна, но она все равно остается адресной - это листы рассылки с конкретными адресатами, которые однозначно соответствуют своим емейлам.

Появление Веба серьезно подорвало эту систему: сайт в Интернете призван транслировать информацию на неограниченную аудиторию. Неограниченность породила новые виды бизнеса, предполагающие максимальное расширение аудитории. Обратная связь при этом либо вообще не предполагается, либо очень ограничена (один почтовый адрес для связи с администрацией сайта).

Подобная "ядерная" модель Веба очевидно имеет много недостатков, бороться с которыми помогает... возвращение к адресной коммуникации. Простейший пример: при создании нового сайта его сначала тестируют на ограниченной группе конкретных людей (приглашенных, опять-таки, по почте). И только после этого сайт открывают для всех.

Или не открывают, продолжая увеличивать аудиторию по адресному принципу. Так устроены, например, социальные сети. Фактически, они переизобрели почту. Что такое персональная страница в "Контакте"? Да просто большой почтовый ящик, через который вы общаетесь с такими же зарегистрированными, да еще и выбранными вами адресатами. Это не Веб.

# # # #

Домены изначально тоже были "почтовыми узлами", а вовсе не абстрактными названиями сайтов-трансляторов "на весь мир". Раздача доменов шла по университетам и другим продвинутым организациям, которые заводили себе электронную почту - точно так же, как обычную. В самих доменах не было особого бизнеса: много ли можно заработать, делая таблички с номерами уже существующих домов?

Бизнес (то есть продажа доменов кому попало и в любых количествах) появился значительно позже, когда общая доменная структура была уже обкатана в этих самых организациях, когда выработалась определенная политика управления доменами. Да и почта продолжала активно развиваться, поддерживая адресную коммуникацию и идентификацию в надвигающемся безадресном бардаке.

Очевидно, что развитие зоны РФ идет не с того конца. Адресная коммуникация в этой зоне, похоже, никого не интересует, кроме разве что скромного министра Щеголева. Домены РФ изначально позиционируются как способ засрать Интернет новым безадресным шумом. Либо как активы, которые можно выгодно продавать новым распространителям этого шума.

Сдержать это "позиционирование" не помогает даже приоритетная регистрация - правила которой меняются на ходу именно потому, что организаторами лохотрона движет одно желание: продать побольше и побыстрей.

И ведь видно четко, в каком месте рвется резинка. Ни у кого же нет претензий по поводу того, что заранее зарезервировали домены для президента и правительства. Потому что в этих случаях есть однозначное соответствие между доменом и владельцем. Практически такое же, как с почтой.

Так почему бы не распространить это правило на все домены РФ? То есть -

Каждой организации давать один и только один домен, соответствующий ее полному зарегистрированному названию.

При таком раскладе ООО ЦЭТИС получает один домен ооо-цетис.рф. А если оно хочет торговать сексом, пусть торгует на поддомене секс.ооо-цетис.рф. То же самое со СМИ, брендами и прочими "обладателями исключительных прав использования наименования места происхождения товара" - пусть регистрируют только сайт организации, то есть компании-производителя или издательского дома. А всякие свои продукты пусть размещают на поддоменах.

Получилась бы очень чистая, и главное, полезная доменная зона РФ. И Щеголеву было бы проще со своей кириллической мечтой - пока почты РФ нету, граждане могли бы общаться с организациями прямо через сайты. На кириллице, безо всякой "собаки".

Вы конечно спросите, а как же продавать остальные домены, вроде того же секс.рф? А никак. Их вообще не нужно продавать. Нефиг плодить лишний шум. Для этого вполне достаточно зоны RU, а также всех остальных доменных зон.

# # # #

И еще одно пояснение для тех, кого возмутит такая идея. Лично мне доменная зона РФ совершенно не нужна. И я бы вообще о ней не писал, если бы это был очередной частный стартап-лохотрон, коих мы видели в Интернете великое множество. Самое естественное отношение к таким пузырям: "не нравится - не участвуй".

Однако в данном случае проблема в том, что зону РФ активно поддерживает государство. То есть бюджетные деньги уже тратятся, мы все уже участвуем. А если почтовые планы Щеголева начнут сбываться, то может так получиться, что граждане будут просто вынуждены пользоваться этой зоной. Которая к тому времени будет уже порядочно засрана, так что даже небольшая ошибка при наборе доменного имени организации будет вести на черт знает какой сайт - например, просто к мошенникам. И основа для этих неприятностей закладывается именно сейчас.

разделы: мнения |

Другие мнения

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost