Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Почему мы клонируем

| 26.04.2011 08:56

В данной статье я попробую на своем примере рассказать, почему я решил заняться стартапом в России, прожив в Лондоне пять с лишним лет. А на чужих успешных примерах попытаюсь объяснить, почему вообще мы клонируем западные проекты.

Не думал, что это случится со мной

Я конечно могу сказать, что идея пришла сначала ко мне самому, а потом я обнаружил, что на Западе уже есть похожий стартап. Но я не буду врать и ходить вокруг да около - я взял идею для своего стартапа "ГдеКонцерт.Ру" (www.gdekoncert.ru) с сайта songkick (www.songkick.com), который достаточно популярен в Англии. Многие скажут, что я поступил как Дуров, укравший идею у Цукерберга.

Тут вот в чем дело. Если на Западе уже есть стартап и он достаточно успешен, а в России ничего подобного нет и ниша не занята, нужно ее как можно быстрее занять. В том-то и заключается бизнес: увидел первым, реализовал первым, запустил и раскрутил первым.

Я, как и все, конечно же знал,что есть уже LastFM, где можно найти крупицы информации о концертах российских групп, именно крупицы. Есть бесконечное количество сайтов билетных агентств, похожих друг на друга как две капли воды, которые просто продают билеты через Интернет. А вот чего-то удобного, позволяющего следить за концертами российских артистов в российских же городах - нет. Нет и сайта, который честно вам покажет, сколько билеты на данный концерт стоят у разных online продавцов, и вы сможете напрямую перейти к ним. Тут-то и есть ниша, которую моему проекту еще предстоит занять.

Думал ли я, что после возвращения в Москву из Лондона буду заниматься чем-то подобным? Конечно нет. Но наличие ниши на рынке окрыляет и манит в неведомые дали.

Идея и реализация

Другая существенная вещь: одим копированием идеи все равно не обойдешься. Далеко не все западные проекты приживаются в России. Их надо адаптировать к нашей аудитории и нашим реалиям, и все это достаточно сложный и трудоемкий процесс.

Мне в этом плане импонирует мнение Олега Тинькова, в одной из своих передач сказавшего, что в копировании и адаптации западных идей на российском рынке ничего зазорного нет, и что это будет нашим уделом ближайшие 5-10 лет. Посмотрите хотя бы на Китай, они в принципе делают тоже самое и прекрасно себя чувствуют.

Завидуют всегда те, кто ничего не делает. Люди, которые говорят, что копировать идею - это плохо, просто не смогли сами вовремя что-то скопировать и адаптировать к нашим реалиям. Программистов ведь много, а вот идей мало. Написать более-менее функциональный сайт может даже школьник. самый главный вопрос заключается в том не как писать, а что именно писать - и вот тут во главу угла встает идея проекта.

Внебрачный отец российского стартап-движения Аркадий Морейнис считает,что идея ничего не стоит. И я в общем-то я согласен с ним. Она ничего не стоит, если это плохая идея, если она пришла вам в голову слишком поздно, и если вы не начали ее претворять в жизнь. Но как только вы стали реализовывать идею в нужное время, она начинает стоить денег. Но вот получите ли вы эти деньги - это вам даже Морейнис не скажет со 100% уверенностью.

Все говорят, что нужно меняться. Но на практике это всегда очень сложно. Вставать каждое утро и понимать, что вот это надо переделать, а вот это, над чем ты работал последние три недели, не выстрелило и аудитории не понравилось. Все это в психологическом плане очень тяжело и требует собранности и спокойствия.

Так что просто взять идею с западного стартапа - это всего лишь малая часть успеха. А вот доделать ее и переделать, чтобы нашему с вами брату понравилось - эта задача не из легких. И я снимаю шляпу перед теми, кому это все-таки удалось.

Успешные примеры

Среди успешных примеров копий западных стартапов, сделанных нашими соотечественниками, которые за рубежом, особняком стоят "Одноклассники" и их создатель Альберт Попков. Он жил в Лондоне, работал простым программистом на компанию владеющую порталом www.192.com - справочная служба, которая оцифровала список британских избирателей и создала из этой информации крупнейший справочник в Британии, помимо этого пыталась (безуспешно) делать похожие проекты в Германии, Испании и России.

В период смены работы Альберт начал проект "Одноклассники". Попков хаотично добавлял все школы России, зарегистрировал компанию в Лондоне, и после успеха получил иск от бывшего работодателя, по которому ему все-таки пришлось расплатиться. Но он все-таки получил в разы больше за продажу компании, чем выплаты по иску. Теперь Альберт занимается проектом www.sravni.ru - который, к слову сказать очень похож на британские www.comparethemarket.com и www.confused.com .

Возвращаются не только простые программисты, но и люди, добившиеся кое-каких успехов на ниве западного бизнеса. Например, Сергей Фаге - один из основателей американского стартапа TokBox, успешно продавший свою долю в компании инвестиционным фондам из Кремниевой долины, среди который есть и Sequoia Capital. После продажи Сергей вернулся в Москву, и в данный момент занимается сервисом по бронированию отелей Островок.ру. По его словам, проект привлек в общей сложности $1 миллион инвестиций.

Примером может служить и уже упомянутый бизнесмен Олег Тиньков. После возвращения из США он организовал и успешно продал пивоваренную компанию и компанию по производству замороженных продуктов. В данный момент он занимается банком "Тиньков Кредитные Системы", постоенного по модели западных виртуальных банков. Такие банки не имеют физических филиалов, а обслуживание клиентов происходит посредством Интернета или телефона. За счет экономии средств на содержание филиалов такие банки могут предоствить своим клиентам более выгодные условия кредитования и обслуживания.

Данная структура давно имеет успех на Западе, например, британский виртуальный банк Egg существует уже много лет. Пока конечно рано судить об успехах данного бизнеса у нас, так как есть некоторые российские реалии, которые могут помешать. Например, грабительские процентные ставки при снятии наличных с карт, выданных банком в банкоматах других банков. В Великобритании с этим проще, так как есть очень много банкоматов которыми владеют крупные торговые сети и в который комиссия за снятие наличных равна нулю. Сумеет ли Олег Тиньков заставить западную модель работать на российском рынке? Но пока вроде бы дела идут неплохо: по словам банкира, недавно была выдана миллионная карта. Так что пожелаем и ему удачи.

Выводы

Я не питаю огромных иллюзий по поводу своего начинания. Повезет или не повезет, понравится проект аудитории или нет - покажет время. Да и наверняка 90% стартаповских начинаний умирает быстро и безболезненно. Но я знаю, что приложу все усилия, чтобы проект "ГдеКонцерт.Ру" стал успешным на российском рынке.

А выводы все на поверхности. Если у вас есть возможность уехать на Запад, то делайте это. Набирайтесь опыта как в разработке проектов, так и в бизнесе. Заводите знакомства, учите языки. Но обязательно возвращайтесь назад в Россию, создавайте новые или копируйте уже имеющиеся на Западе проекты, адаптируйте их к нашим реалиям. Удача нам с вами понадобится, но дорогу осилит идущий!

разделы: мнения |

Другие мнения

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost