Так сложилось, что я не писал на «Вебпланету» около года. Видимо, основная причина — в том, что пути моих интересов постепенно ушли от «развития Веба» вообще и Рунета в частности. Пройдя длинным путём через, в том числе, школьное преподавание (год спустя эксперимент, можно считать, окончен), я вернулся к тексту, литературе и культуре вообще. О каковых сужу с радостной уверенностью идиота.
х х х
Вновь взяться за перо меня заставила статья любимого редактора о лопнувшем пузыре микроблогов. Колонка застала меня как раз над исследованием феномена «микро-литературы» (горяченький термин, только из головы) толка f***mylife или onesentence. Меня, в отличие от главреда, интересует в теме микро-текстов не экономическая ценность или судьба проектов, а только лишь культурологический аспект: какие новые культурные артефакты (т.е. коммуникативные символы и способы высокого уровня) здесь возникают?
х х х
Каждый раз, думая об 11-м сентября, я вспоминаю, как он пытался убедить меня потерять девственность «в день, который я никогда не забуду». (onesentence)
х х х
Пока обитатели рунетного болотца с упорством, достойным лучшего применения, молились на башорг, клонировали его, обсуждали, возводили в культ и вздыхали, что «баш уже не торт», – пока все это происходило, «большой мир» создал по «баш-модели» тысячи медиа-потоков, выбирай любой. Их роднит как объем «единиц информации» (ровно такой, чтобы быть удобным для мгновенного, «instant» потребления), так и модель наполнения: окружающий мир вливает свой world-generated content, но что из этого пойдут «на главную», решает редактор («аппрувер»), создавая узнаваемое лицо медиа-потока там, где мог бы быть безликий веб2.
х х х
Роман, повесть, вообще «long story», стоит на противоположном полюсе от литературы твит-формата — как классическая музыка против амбиента. Разница не в благозвучности или серьезности музыканта (я ведь не R’n’B какой противопоставляю классике), а только лишь в требуемой цельности восприятия. Классику нужно не просто «уметь слышать» — ее нужно слушать цельно, от начала и до конца, всецело сосредотачиваясь на изменениях темы и перекличках мотивов. Амбиентную литературу, как и амбиентную музыку, можно потреблять моментальными порциями.
х х х
В конце концов, неспешные исторические «анекдоты»-поучительные истории прочно уступили место нынешним «анекдотам» из двух-трех фраз. Именно «анекдотами» зовут свои истории создатели fuck my life (с другой стороны, английское «anecdote» во многом сохранило смысл «поучительной истории», который, кажется, уже совсем несвойственен русскому «анекдоту»).
х х х
Сегодня мой парень бросил меня. Я плакала и говорила ему что я люблю его. Он дал мне четвертак и сказал позвонить кому угодно, кому есть до этого дело. Я швырнула четвертак ему в лицо и убежала. Дождалась автобуса, но когда он пришел, обнаружила, что мне не хватает 25 центов на проезд. Шла домой под дождем. Пц (FML). (fmylife.com)
х х х
«Поставщикам текстовой информации» — авторам ли, журналам ли, газетам, сайтам — придется свыкнуться с тем, что читают их наискосок: хорошо еще, если первую фразу каждого абзаца; хуже, если случайную фразу из середины (и сразу в комменты — отвечать). Нет способа изменить это: придется с этим жить.
х х х
Не чувствуя изменения напрямую, но ощущая ж.пой, авторы текстов-на-Вебе пытаются поспеть за сокращением «окна внимания» у читателя: пишут простыми фразами, по 1-2 фразы на абзац, делают много списков, отдают коротенькие завлекалочки в RSS и «на главную» (и наоборот — если чувствуют за собой силу уникальной информации, стараются упаковать ее в последовательно воспринимаемые форматы вроде подкаста или видео). Но все это — лишь отсрочка. Производителям контента придется смириться с форматом микро-текста (и, вообще, микро-контента).
х х х
Во времена дефицита свободы от информации нельзя винить читателя за дистанцирование от текста, рассматривание его с расстояния — а ведь это и значит прочитывание отдельными [выделенными] фразами, зацепками. Именно отсюда все эти рекомендации для веб-текстов: «составляйте списки», «делайте больше заголовков» — всё это суть одна и та же рекомендация: режьте текст на независимые фрагменты, которые можно было бы потребить по отдельности.
х х х
Израильские войска
пересекают границу Газы
посреди мирного процесса
(dailynewshaikus.com)
иностранцы
прибывая в Японию
оставляют отпечатки пальцев
(newshaiku_ru)
х х х
Неизвестно, что сыграло бОльшую роль в этом поиске формата: гора Tumblr-тумбочек? шумиха вокруг твиттера? культура коммуникации мгновенными сообщениями? RSS-новости, урезанные до пары фраз? Ясно одно: эффект разрушителен. Или целителен. Нов, по крайней мере.
х х х
Многие потоки информации просто не заслуживают сосредоточенного внимания. И, увы, обще-культурный контекст (просто хорошие тексты-картинки-идейки, общие новости, и т.п.) — один из таких потоков. Совершенно случайно выхваченных кусков тут вполне довольно.
х х х
Усилия, предпринимаемые мудрецами для претворения на бумагу написанных в ЖЖ рассказов, больше напоминают не экспансию (нового, интернетного — в привычный мир), а эвакуацию (спасение из Сети того, что для нее не слишком подходит). Тексты, которые нельзя прочесть за 1-2 минуты и бессмысленно просматривать по диагонали — чужие в культуре страничек-со-ссылками. Много усилий положено на доказательство того, что «литература, публикуемая в Сети — самая настоящая, а не какая-то особенная „сетевая“ литература», но только сейчас это становится очевидным: просто потому, что появилась настоящая, подлинно «сетевая». И это вовсе не гипертекстовые романы, как казалось прекраснодушным мечтателям девяностых.
х х х
(mrmt)
Да и в текстах ли дело? Микроблоги из фотовкусностей всея Интернета, комиксы на 1-3 картинки, видеонарезки не больше 30 секунд, лолкошки — все играют в одни ворота.
х х х
Интересна роль в этом изменении мира тумбочки-Tumblr’а : эта менее концептуальная, чем «Пиу-Пиу» (tweet-tweet, ага?) производная от ссылко-тексто-бложика anarchaia занимает неожиданно значительное место в восходе микро-медиа: в основном, благодаря функциональности ре-публикации найденного в Сети (это как явная кнопка Reblog-републикации для поста другого тумба-аккаунта, так и вставка-публикация любого изображения в полклика). Таким образом, создается еще одна платформа для микро-публикаций модели «создано кем угодно, отобрано редактором» — с тем лишь отличием, что «редактор» здесь не ждет милостей от юзер-генерации, а сам рыскает по Сети в поисках наполнения.
х х х
В некотором смысле, микро-ре-блоги более высокоуровневая штука, чем отдельные микро-культурные сайты: за них полифоничность формата и неограниченность источников. Реблоггер взаимодействует с культурой в том же стиле, что и ди-джей, компилятор, составитель микстейпов: он не просто редактор, он творец, выбирающий единственно верную из бесконечного количества пермутаций мира.
х х х
Для микро-текстов возникает естественный вопрос формата подачи. Они малы, необязательны, неоднородны по качеству, а из-за легкости написания — поставляются в диком количестве. Бессмысленно и никому не нужно пытаться подписаться на «RSS новых» — своим акцентированием «прочитанный/непрочитанный» RSS подразумевает, в общем и целом, регулярное чтение. Бессмысленны и «топы» — даже если отбросить «дурной вкус среднестатистического оценивания» — я не хочу видеть «100 лучших» (не меняющихся годами) — я хочу каждый раз новое. Какое-нибудь.
х х х
Микрообъекты, случайным образом выхватываемые из необъятной массы, неизбежно породят и микрокультуры — больше не станет текстов, изображений, новостей, истин, обязательных для каждого (или хотя бы «близкого») культурного человека. Jedem das Seine.
х х х
Для контента мгновенного восприятия наиболее естественная форма — микс. Такой себе толстый журнал в мгновенном же изложении: горстка новостей, пара действительно неплохих придуманных историй (2-3 фразы, не больше! 6 — уже много), пяток действительно хороших картинок.
х х х
Говоря о формате потребления микро-артефактов, интересно заметить, что создатели Tumblr, копируя анархайю, отчего-то проигнорировали одно из главных её свойств: все однострочные заметки Криса Нойкирхена движок собирал в более крупные «ежедневные коллекции», и так и отдавал их и браузерам, и RSS-читалкам. Тумблер же каждой записи придает отдельное значение: ему все еще является терра инкогнитой то, что было понятно анархайисту 3 года назад (необязательность каждой отдельной микро-мудрости).
х х х
128. Хочешь быть счастлив — женись на лучшем друге. Плевать, если он того же пола, а ты не гей — женись на этом уёбке. (gotwisdom)
х х х
В конце концов, почему источником ре-блоггинга обязательно должна быть Сеть? Почему не Мировое Ничто в целом? Не тем ли же занимаются блоггеры-фотографы — из тех, что просто снимают? Или даже создатели собственной мудрости (конечно, в тех случаях, когда мудрость занимает не больше 2-3 фраз).
х х х
Может быть, близкий к идеалу формат подачи неважных культурных микро-сигналов — это те самые мгновенные сообщения? В информационно-насыщенной среде офисный потребитель культуры так давно привык вести десятки бесед одновременно, в момент сканируя глазами десятки реплик собеседника, часами игнорируя мигающие окошки «неважных разговоров», с лёту срубая точным ответом рассуждение в три абзаца — почему бы не вплести в этот уютный гам еще и тихие голоса Мирового Ничто, поражающие, смешащие, заставляющие задуматься, информирующие — но прелестно необязательные?
х х х
Внутренний голос сообщает (26.02.2009 в 2:34): Ну хватит уже.